После резкой эскалации между Израилем и Ираном мировая логистика столкнулась с серьёзным потрясением. Через Ормузский пролив проходит около 20% всего мирового экспорта нефти — и он вновь оказался под угрозой. Как только вспыхнул вооружённый конфликт, фрахтовые ставки и страховые премии на этом маршруте взлетели. Даже после объявления перемирия рынки остаются в состоянии повышенного напряжения.
13 июня 2025 года Израиль нанёс удары по иранским ядерным объектам, Иран ответил атаками беспилотников и угрозой перекрыть Ормузский пролив. Вследствие эскалации:
Страховые премии за военный риск выросли вдвое: с 0,2–0,3% до 0,5% от стоимости судна. Для танкера ценой $100 млн это означает дополнительный платёж в размере до $500 000 за один рейс через Ормуз .
Фрахтовые ставки на супертанкеры (VLCC) из Персидского залива в Китай выросли с $30–35 тыс. до $60–62 тыс. в сутки — максимум с начала года .
Некоторые судовладельцы начали избегать маршрута или вовсе отменять запланированные перевозки из-за неясных военных рисков .
Судоходная активность в районе Ормуза сократилась. По данным Refinitiv, в порты Ирана заходило на 32% меньше пустых VLCC и на 27% меньше загруженных, чем месяцем ранее . Ряд судов демонстративно разворачивались или шли в обход. Новые фрахтовые сделки практически остановились — большинство грузоотправителей решили дождаться стабилизации ситуации.
Параллельно росли ставки не только на нефть. Фрахт на СПГ-суда (LNG) достиг 8-месячного максимума — до $51 750/день в Атлантике и $36 750/день в Тихом океане, как сообщает Reuters . Причина — высокая загрузка флота и рост региональных рисков.
Несмотря на формальное прекращение огня между Ираном и Израилем, рынок морской логистики нефти остаётся напряжённым. По данным издания TradeWinds, ставка на фрахт супертанкеров класса VLCC достигла $89 200 в сутки по состоянию на 24 июня — это один из самых высоких уровней за последние месяцы.
Перемирие остаётся хрупким. Ракетные пуски, даже не достигшие цели, могут снова вызвать скачок цен. Если Иран реализует угрозу и перекроет Ормуз или даже ограничит судоходство, последствия будут глобальными:
Фрахт может превысить $80–100 тыс./день для VLCC.
Премии за военные риски могут удвоиться снова — особенно если пострадают суда или инфраструктура.
Цены на нефть и газ могут подскочить в краткосрочной перспективе, особенно в Азии и Европе.
Финансовые последствия затронут не только энергетику, но и всё, что завязано на морскую логистику: от удобрений до промышленных химикатов.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!