2021 год запомнился всплеском активности первичных размещений на российском рынке. Сразу 9 компаний получили публичный статус, что очень много, учитывая затишье предыдущих лет.
Однако далеко не все размещения стали доходными для частных инвесторов: многие акции сейчас торгуются значительно ниже стартовой цены.
Если бы вы вложили в каждую из компаний одинаковую сумму в моменты начала торгов, то сейчас ваш суммарный убыток бы составил около 15,4%. А прибыль принесли бы акции всего 3 компаний из 9.
Почему же так произошло? Давайте разбираться.
Компания | Доходность с момента начала торгов |
Ренессанс страхование | -45,7 % |
ЦИАН | -45,2 % |
Fix Price | -37,7 % |
СПБ Биржа | -30,4 % |
Softline | -18,8 % |
Positive Technologies | -8 % |
EMC | 8 % |
Светофор Групп | 11,3 % |
Сегежа | 27,5 % |
Рис. 1. Доходность российских акций после размещения в 2021 году. Источник - InvestFuture
Антигерои рейтинга:
Ренессанс Страхование (RENI);
ЦИАН (CIAN);
Fix Price (FIXP);
СПБ Биржа (SPBE);
Softline (SFTL).
Это компании без серьезных конкурентных преимуществ. Однако каждая из них работает в высококонкурентной среде, где для сохранения долгосрочной устойчивости и темпов роста бизнеса такие преимущества необходимы.
Перечисленные компании разместили свои акции по достаточно высоким оценкам, в которые заложены большие ожидания будущих темпов роста. Но такие ожидания нужно еще и оправдать, с чем не все компании смогли справиться.
Компании разместились в неудачный для частных инвесторов момент: российский рынок был подкошен геополитическими рисками. А такие компании, как ЦИАН, Softline и Fix Price, и вовсе получили двойной удар, так как были залистингованы и на иностранных биржах. Для подобных акций роста последние месяцы стали не лучшим периодом: инвесторы активно снижали риски, переводя деньги в акции стоимости, ведь ФРС того и гляди повысит ставки.
СПБ Биржа увеличила число активных инвесторских счетов до 811 тысяч по итогам 2021 года. А согласно собственным планам роста, это число должно было быть не менее 888 тысяч.
Еще одной компанией, не оправдавшей высокие мультипликаторы темпами роста, стала FixPrice. Её темпы роста выручки в 2021 году на 21% стали минимальными за последние 5 лет, а LFL-продажи выросли всего на 7%. Это сопоставимо с результатами крупнейших ритейлеров, таких как X5 (FIVE) и Магнит (MGNT). Однако при этом Fix Price стоит дороже X5 относительно выручки более чем в 7 раз, что все еще очень много при текущих темпах роста.
Что касается ЦИАН, то компания вышла на биржу, оцениваясь примерно в 16 выручек. Даже при темпах роста выручки в 65% за год такая оценка выглядела достаточно высокой. Для ее оправдания ЦИАН должен и дальше расти не меньшими темпами, что пока остается большой проблемой, учитывая риски, связанные с высокой конкуренцией со стороны других сервисов, а также общей ситуацией в секторе недвижимости России.
Это справедливо и для компаний Ренессанс Страхование и Softline. Они разместились по высоким мультипликаторам, не имея при этом уникального продукта или доминирующего положения в отрасли.
Нужно быть предельно осторожным при покупке акций как на IPO, так и сразу после размещения. Компании хотят продать себя подороже и могут завысить цену, отвлекая внимание планами будущего роста. Все это делает сомнительной будущую доходность акций как в момент размещения, так и в следующие месяцы после него.
Аналитик Иван Черненко, редактор Никита Марычев.