2021 год запомнится инвесторам, в том числе, и парадоксом на рынке IPO:
-
темпы привлечения капитала рекордные за всю историю: с января до середины ноября 2850 компаний и SPAC собрали более $600 млрд;
-
произошло свыше 100 IPO крупных компаний;
-
при этом не прошло и года, а около половины акций уже торгуется ниже своих цен размещения.
Самые богатые на IPO годы за последние полтора десятилетия по объему привлеченных средств:
-
2021 — $600 млрд;
-
2007 — $420 млрд;
-
2020 — $370 млрд.
Какие компании привлекли больше всего средств в 2021 году?
Лидер — стартап по производству электрических грузовиков Rivian Automotive (RIVN). Его капитализация на момент IPO достигла $64 млрд.
А самое крупное IPO в Азии провела China Telecom Corp (CHA): ее капитализация составила $8,4 млрд. В Европе на первом месте польский провайдер почтовых услуг InPost (INPST) с капитализацией $3,2 млрд.
Однако ситуацию в сегменте молодых IPO-компаний не назвать позитивной. Акции многих из них очень быстро упали ниже цены размещения. Эту тенденцию хорошо отражает индекс IPO от Renaissance. Он включает в себя 106 компаний, которые провели публичные размещения в последние 2 года.
Рис. 2. ETF IPO, источник: TradingView
Основу индекса составляют крупные технологические и фармацевтические бренды типа Zoom (ZM), Palantir (PLTR), Snowflake (SHOW), Moderna (MRNA) и Datadog (DDOG). Несмотря на это, он показывает отрицательную динамику: падение составило 12% за последний год.
Это отражает глобальную проблему рынка IPO. Многие технологические компании вышли на размещение с максимальными оценками и темпами развития, но из-за высокой инфляции и проблем с нарушением цепочек поставок не смогли достаточно финансировать свой будущий рост.
Итак, давайте сравним успехи конкретных эмитентов, которые провели IPO в этом году.
Самые неудачные IPO года
Разберём три крупнейших провала.
Robinhood (HOOD)
Cреди больших технологических компаний в борьбе за звание аутсайдера года однозначно лидирует громкое IPO Robinhood, акции которого упали на 74%. Крупный американский брокер погряз в судебных разбирательствах, а после коррекции крипторынка в рядах его клиентов произошел также массовый отток криптотрейдеров.
Еще на снижение темпов роста выручки повлияло то, что в 2020 году во время локдаунов население США получало выплаты, которые многие восприняли как бонус и вложили в инвестиции. Но в этом году выплаты убрали.
Рис. 2. Падение цены акций крупнейших компаний после IPO за последние 6 месяцев, источник: CNBC
DiDi (DIDI)
Вторая компания, которая нас удивила, — китайский сервис такси DiDi. Котировки его акций упали в основном по политическим причинам. Спустя всего пару дней после IPO китайские регуляторы заблокировали приложение компании и начали проверку её внутренней деятельности.
Проблема вот в чем: власти Китая внимательно следят, чтобы местные компании при IPO в США не раскрывали своих клиентских баз данных, что могло бы создать угрозу национальной безопасности. В то же время при размещении акций на Нью-Йоркской фондовой бирже иностранным компаниям приходится раскрывать данные бизнеса, чтобы пройти аудит перед проведением IPO.
В итоге такого конфликта инвесторы Didi сильно пострадали. Скорее всего, они будут фиксировать убыток около 63%, ведь компания уже планирует провести делистинг своих акций на американской площадке.
UiPath (PATH)
Третий громкий провал — это размещение акций разработчика программного обеспечения для автоматизации процессов UiPath. С первого дня торгов, 21 апреля этого года, на сегодняшний день они упали в цене на 50%.
Рис. 3. График UiPath, источник: TradingView
Причина очевидна для технологических брендов в этом году — замедление темпов роста выручки. В 2020 год рост доходов составил 80%, и именно с этим багажом выходила на IPO, получив на размещении высокую оценку. Но в течение прошедших трех кварталов 2021 года темп роста выручки заметно снизился, составив 60%, 40% и 49% соответственно. По итогам четвертого квартала прогнозируется рост на 40%.
Самые удачные IPO 2021 года
Перейдём теперь к компаниям, которые смогли преуспеть.
DigitalOcean (DOCN)
Американский провайдер облачных инфраструктур DigitalOcean — лидер по росту курса акций за последние 6 месяцев. Они подорожали на 60%, даже при том, что с середины ноября произошла коррекция на 39%.
Рис. 4. Курс акций DigitalOcean, источник: TradingView.
Причина коррекции такая же, как и для всех быстрорастущих технологических компаний с операционными убытками. Инвесторы опасаются, что в ближайшем будущем будут повышены процентные ставки. Тогда компаниям роста с отрицательной операционной маржинальностью придется уменьшить вложения и замедлить свое развитие.
Affirm (AFRM)
Affirm — финансовый стартап. Компания подключает свои услуги при оплате в онлайн-магазинах, предлагает купить товары в рассрочку с прозрачной стоимостью услуг.
Рис. 5. Курс акций Affirm Holdings, источник: TradingView
После IPO выручка компании в среднем растет по 60% каждый квартал, но котировки крайне волатильны из-за нескольких факторов:
-
выручка существенно зависела от продаж Peloton (PTON), которые замедлились со снятием ограничений;
-
есть риски повышения процентных ставок ФРС;
-
инвесторы опасаются, что новогодние распродажи и черная пятница в этом году не дадут особого эффекта, поскольку во всем мире проблемы с нарушением цепочек поставок.
TaskUs (TASK)
Акции аутсорсинговой компании по модерации контента TaskUs за последние полгода подорожали на 45%. При этом выручка также растёт на протяжении трех кварталов: 49%, 57% и 64%.
Рис. 6. Курс акций TaskUs, ссылка на источник: TradingView
Однако, как и многие другие компании роста, TaskUs испытывает давление на котировки, поскольку ожидается повышение процентной ставки. Одновременно с этим, компания планирует рост продаж на 57% в четвертом квартале 2021 года.
С середины сентября идёт коррекция: акции TaskUs упали почти на 30%, с $60 до $42. Но даже с учетом этого TaskUs в лидерах успешных выходов на IPO.
Что с российскими IPO?
Российские компании за 2021 год провели 22 листинга. 8 из них состоялись на московской и петербургской биржах, остальные в США и Великобритании.
При этом 7 сделок прошло как IPO — первичное публичное размещение , а остальные 15 как SPO — вторичное.
Лидеры по объемам размещения:
-
ритейл-сеть дешевых товаров Fix Price (FIXP) — $1,7 млрд;
-
сеть частных клиник “Европейский медицинский центр” (GEMC) — $500 млн;
-
специализированный застройщик PIK Group (PIKK) — $500 млн (в рамках SPO).
Рис. 7. Российские компании, проведшие IPO и SPO в 2021 году, источник: TradingView.
Российский фондовый рынок пока считается сравнительно молодым и менее привлекательным, чем нью-йоркская и гонгконгская биржи. Крупные российские компании уже давно размещены, а новые эмитенты все чаще размещаются за рубежом, чтобы получить больше капитализации.
Для сравнения: в США за этот год прошло 1033 IPO, в то время как в России только 8.
Аналитики InvestFuture ожидают, что рынок IPO в РФ будет расти, так как российские компании будут с его помощью искать более дешевое финансирование. Этому способствуют повышенные процентные ставки и высокая инфляция.
Есть прогнозы, что в ближайшее время на IPO могут выйти ещё 20-25 российских компаний. Например, уже известно, что об этом думают Делимобиль, Вкусвилл и Европлан.
Что будет влиять на рынок IPO?
Во-первых, коронавирус. Новый штамм Омикрон может затронуть большинство секторов экономики.
Во-вторых, китайские регуляторы. Ситуация с DiDi показывает, что в ближайшее годы не стоит ожидать громких IPO на американских биржах от технологических китайских компаний. А инвесторам, нацеленным на быстро растущий азиатский рынок, лучше открывать брокерские счета с доступом к гонконгской бирже, поскольку она автоматически предоставит доступ ко всем акциям с шанхайской.
Рынок SPAC — cпециализированных компаний по целевым слияниям и поглощениям, которые часто создают с единственной целью упростить “хозяину” выход на биржу — с апреля замедлился. В том числе, из-за громких бухгалтерских проблем у компаний по производству электромобилей Nikola (NKLA) и Lordstown Motors (RIDE). После этого регуляторы ужесточили бухгалтерские требования к компаниям-”оболочкам”, а на рынке SPAC наступило затишье.
В итоге компании стали более тщательно готовить финансовые документы, и темп размещений начал замедляться. Что же касается SPAC, то их было очень много в первом квартале, так что инвесторы уже не торопятся вкладывать в них крупные суммы денег.
Однако, несмотря на все это, рынок SPAC установил рекорд в этом году: его объём с начала года составил $160 млрд. А это почти вдвое больше прошлогоднего рекорда $83 млрд.
Мнение аналитиков InvestFuture
Инвесторы ожидают постепенного восстановления экономики медленными темпами, опасаясь при этом новых штаммов коронавируса.
К середине 2022 года инфляция по всему миру замедлится, мы увидим первое повышение ставок, а воздействие штамма Омикрон ослабеет. В итоге рынок нормализуется к середине следующего года.
Сегодня, имея большой выбор разных IPO и SPAC, инвесторы становятся более избирательными, чувствительными к ценам размещения и изменениям в отчетности.
В долгосрочной перспективе приоритетом для инвесторов остаются IPO компаний с высоким ESG рейтингом, которые стремятся к нулевым выбросам в атмосферу.
Аналитик Александр Холодов, редактор Никита Марычев.