11 августа на Нью-Йоркскую биржу через SPAC вышел очередной стартап — Joby Aviation (JOBY). Торги стартовали на отметке $10,51 за акцию. В тот же день котировки подскочили на 35%, но в последующие сессии упали ниже цены размещения и на момент написания этой статьи находились чуть ниже $9 за акцию.
Биржевой дебют Joby Aviation не остался незамеченным, ведь компания пытается создать первое в мире воздушное такси. Неужели на наших глазах научная фантастика превращается в повседневную реальность? Давайте разбираться.
Joby Aviation: из мечты в реальность
Компания Joby Aviation была основана в 2009 году предпринимателем-миллионером Джо Беном Бевиртом. Основатель вложил в стартап часть дохода от своего изобретения GorillaPod — гибкого штатива для смартфонов, за который он получил $25 млн.
Затем компания развивалась за счёт привлечённых инвестиций. Еще до выхода на биржу в Joby успели вложиться несколько фондов и компаний, в том числе Intel Capital, JetBlue Technology Ventures, Uber Advanced Technologies Group, Toyota Motor Corporation и некоторые другие.
Изначально компанию оценивали в $6,6 млрд, но фактически при выходе на публичные торги она получила оценку в $4,5 млрд. В любом случае, это успех: теперь у Joby есть $1,6 млрд, чтобы к 2024 году вывести свой проект на коммерческий уровень.
Декабрь 2013 |
$4,3 млн |
Декабрь 2013 |
$7,6 млн. |
Ноябрь 2016 |
$16,3 млн |
Февраль 2018 |
$101 млн |
Декабрь 2019 |
$817 млн |
Хронология привлечения инвестиций Joby Aviation
В команде Joby работают 800 инженеров, в том числе очень хорошие специалисты, пришедшие из Uber Elevate и JetBlue. Созданный ими прототип воздушного такси относится к категории электрических самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (такие машины обозначают аббревиатурой eVTOL). Летательный аппарат имеет дальность полета 240 км и вмещает пять человек — одного пилота и четырех пассажиров. Цена самолета пока не раскрывается.
С 2018 года Joby подала уже 135 заявок на регистрацию своего детища. Для этого компании даже пришлось нанять на должность главы отдела государственного и нормативного регулирования Грега Боулза — он имеет почти 20-летний опыт работы в области регулирования и разработки авиационной политики.
Правда, пока у Joby еще нет лицензии на полёты от FAA, а сертификация ее летательного аппарата ожидается только в 2024 году. Но зато у нее есть амбициозные планы — к 2026 году ввести в эксплуатацию тысячу пассажирских электросамолетов своей разработки.
Основную ставку компания делает на Нью-Йорк, где лучше всего развита инфраструктура для запуска такого бизнеса. Предполагается, что заказ воздушного такси будет доступен через мобильное приложение Joby.
Также компания сможет зарабатывать на продаже углеродных квот. В США и Европе есть экологические ограничения на выпуск техники с двигателями внутреннего сгорания, поэтому компании, которые выпускают электротранспорт, могут продавать свои неиспользованные квоты другим компаниям. Так уже много лет зарабатывает Tesla.
Но прежде чем говорить о преимуществах и недостатках предлагаемого Joby решения — коротко о ситуации в отрасли в целом.
Воздушное такси вызывали?
В целом аналитики оценивают рынок гражданских вертолетов США в 10-15 тыс. машин. Но он может вырасти до 30 тыс. единиц в ходе цикла замены эксплуатируемых моделей на экологически чистые по мере совершенствования аккумуляторов и увеличения дальности полёта электрических летательных аппаратов.
Что касается воздушного такси, по прогнозам Frost & Sullivan, оно впервые заработает уже в следующем году, причем произойдет это в Дубае.
Первые успешные испытания летающего такси прошли ещё в 2018 году. Их проводила компания Airbus. В сентябре 2019 года о создании нового подразделения, специализирующегося на городском воздушном транспорте, объявила и южнокорейская Hyundai. Возглавил команду сотрудник NASA с 30-летним опытом. Кстати, в прошлом году в центре Сеула уже прошли испытания аэротакси. Правда, в них приняли участие не аппараты Hyundai, а китайские машины EHang.
А уже в этом году в московских Лужниках можно было полетать на тестовом аппарате, созданном российской компанией Hover. На его разработку было потрачено всего $3 млн. Впрочем, коммерческие полеты Hover по плану начнутся только в 2023-2025 годах.
Свой проект аэротакси есть и у «Вертолетов России». В ответ на наш запрос в холдинге сообщили, что семи- и девятиместные вертолёты “Ансат” и “Ансат-М” эволюционируют в такси уже в ближайшее время. Стоить один такой вертолет будет около $3-4,5 млн, причем по своим характеристикам он обходит своего западного конкурента Joby. В частности, запас хода у “Ансатов” в 2-2,5 раза больше.
По данным консалтингового агентства Deloitte, над разработкой eVTOL-аппаратов для перевозки пассажиров или грузов во всем мире работают около 200 компаний. Ожидается, что к 2025 году объём этого рынка составит $4 млрд, а к 2035 году — $57 млрд.
Основные конкуренты Joby — стартапы Lilium (LILM) и Archer (ARHVF). В отличие от Joby, Archer уже получил заказ на 200 самолётов на общую сумму $1 млрд. Таким образом, средняя цена летательного аппарата от Archer составит $5 млн. Для сравнения, пяти- или семиместный вертолёт от Airbus или Leonardo стоит всего $2-4 млн. Но фактор экологии играет все большую роль, поэтому производители электрических аппаратов могут позволить себе выставлять более высокие цены. Не будем забывать, что на частную авиацию приходится 2-3% от общего объема мировых выбросов СО2.
А что предлагает Joby?
Компания заявляет, что ее летательный аппарат, оснащенный шестью электродвигателями, способен развивать скорость почти до 320 км/ч. У большинства гражданских вертолетов максимум скорости — около 250 км/ч.
Ну, а главным преимуществом своего детища Joby называет бесшумность. По словам CEO, их аппарат на высоте 150 метров создает шум менее 70 децибел (по сравнению с примерно 87 децибелами у большинства вертолетов).
Но цифры впечатляют не так, как видео. Правда, первые видеозаписи с полётами аппаратов Joby появились лишь пять месяцев назад, а полноценные презентации — и вовсе за две недели до выхода компании на биржу.
Получается, компания, которая существует уже более 12 лет и утверждает, что провела тысячу успешных тестовых полетов, начала делиться видеозаписями своих разработок лишь перед дебютом на NYSE. Для сравнения, космические компании Virgin Galactic (SPCE) и BlueOrigin публикуют видео испытаний уже несколько лет, хотя они обе были созданы позднее, чем Joby.
В общем, при просмотре видеороликов Joby невольно возникают ассоциации с печально известной Nikola (NKLA) и подозрения в использовании монтажа с целью «разогреть» инвесторов перед выходом на биржу. Также смущает, что на разработку электровертолета Joby потребовалось 9 лет. Например, другой разработчик — JAUNT — создал прототип своего аппарата всего за два года.
К самой конструкции вертолета Joby тоже много вопросов. Фактически это гибрид квадрокоптера и конвертоплана. Минус такого решения — большая нагрузка на винты. В случае аварии аппарат не сможет приземлиться в режиме авторотации, когда лопасти продолжают вращаться по инерции.
К тому же вертолетом Joby довольно сложно управлять — у него шесть винтов, а чем больше винтов, чем труднее справиться с управлением. Фактически для такой машины нужен продвинутый автопилот или совершенная автоматика. И, конечно, в производстве этот аппарат явно дороже обычного вертолета.
Отдельная проблема — скорость зарядки. Компания не сообщает, как быстро заряжается их аппарат, но мы уверены, что до появления твердотельных батарей нового поколения рассчитывать на быструю зарядку не стоит.
И, наконец, размеры. Судя по фото, Joby занимает 3-4 автомобильных полосы, то есть для парковки ему потребуется довольно много места.
Придет ли Joby в Россию?
Что ж, Joby готовится покорять Нью-Йорк, а мы тем временем зададимся вопросом, как скоро ее летающее такси появится в небе над Москвой.
Честно говоря, звучит заманчиво, но верится с трудом…
Хотя Joby презентует свое детище как аэротакси, фактически речь идет об обычной аренде электровертолета. Причем удовольствие будет совсем не из дешевых. Если арендовать вертолет стоимостью $300-600 тыс. стоит $800-3000 в час, то часовой полет на Joby точно будет стоить не как эконом-поездка в Яндекс.Такси. Так что вряд ли эта услуга будет широко востребована.
Что же касается аэротакси как такового, для его развития в России пока нет ни инфраструктуры, ни законодательной базы.
Вертолетные площадки есть на крышах некоторых домов, но они предназначены для спасательных служб. Их использование для нужд такси создаст препятствия в работе пожарной и медицинской авиации и может привести к человеческим жертвам.
Кроме этого, на сегодняшний день в России полеты вертолетов жестко регулируются. На частных вертолетах нельзя летать по городу, а о полетах вне городской черты нужно заранее предупреждать. В Китае, Европе и США нормы не такие строгие, но ограничения тоже существуют, тем более что аварии с вертолётами отнюдь не редкость.
Но чтобы почувствовать свою сопричастность к первому в мире аэротакси, необязательно быть его клиентом. Можно просто инвестировать в акции Joby. Правда, на российских биржах они пока не торгуются. Но, учитывая популярность подобных бумаг у спекулянтов, можно прогнозировать их скорое появление и на наших площадках.
Аналитик Александр Журавлев, редактор Сергей Глушков
InvestFuture.ru