На СПБ бирже 20 августа появились две новые акции: Snowflake и Stellantis. Snowflake мы уже разобрали подробнее, поэтому сегодня разберем Stellantis #STLA и выясним, стоит ли покупать акции новоиспеченного автоконцерна.
Что из себя представляет
Stellantis #STLA – автопроизводитель, образованный в январе 2021 года в результате слияния итальянско-американского автопроизводителя Fiat Chrysler с французским Groupe PSA. Новый концерн включает в себя 14 брендов: Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroën, Dodge, DS, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Opel, Peugeot, Ram и Vauxhall. Зарегистрирован в Нидерландах.
После слияния компании объявили себя равными партнёрами, несмотря на то, что в совете директоров из 11 человек, у PSA на 1 голос больше.
Главным владельцем с долей 14%, является “Exor NV” — холдинговая компания, которой принадлежит Ferrari, журнал The Economist, футбольный клуб Ювентус и множество других активов.
История создания
Прежде чем мы перейдем к финансовой стороне бизнеса, посмотрим для начала на историю появления компании.
Материнские компании — Fiat Chrysler и Groupe PSA — были основаны более 100 лет назад. На 2019 год они занимали 6 и 11 место по объему выручки и постепенно теряли доли рынка. Чтобы укрепить свои позиции, Fiat Chrysler принял попытку слияния с французской группой Renault, но французское правительство не поддержало этого. После чего, Fiat обратился с предложением к Groupe PSA. И сделку одобрили в декабре 2020.
В результате образовался 4 по величине автопроизводитель в мире. Сделка также позволила обеим компаниям сократить ежегодные траты в размере $4,22 млрд.
На сегодняшний день компания владеет 14 брендами, разных классов автомобилей. Которые могут удовлетворить любую потребность, от эконом до люксового сегмента.
Финансовые показатели
Теперь обратимся к финансовой стороне бизнеса, и посмотрим. сколько и на чем зарабатывает новое предприятие.
Основными рынками сбыта компании являются Европа и Северная Америка. На них приходится более 80% выручки.
Stellantis занимает довольно крупную долю на рынке автопроизводителей. Доля компании на рынке Южной Америки составляет почти ¼, в Европе — 20%, Восток и Африка – 12%, Северная Америка — 11%.
Свои доходы компания увеличила довольно существенно после кризисного 2020 года. Объединение позволило сократить расходы, а восстановление спроса усилило рост выручки. На фоне конкурентов Stellantis смотрится неплохо. Несмотря на то, что его доходы сильнее, чем у остальных, просели в 2020 году, в 2021 они также сильнее, чем у других, выросли.
Чистый долг отрицательный. Это значит, что денежных средств на балансе больше, чем долгов. Уровень долговой нагрузки снижается, что также является позитивным сигналом.
Немного об электрокарах
Компания вслед за другими автопроизводителями, придерживается экоповестки и старается не отставать от трендов. В ближайшие 2 года планируется выпуск 11 полностью электрических моделей авто и 10 гибридов.
Объединение компаний позволило собирать несколько марок на одном производстве, что снизило капитальные затраты.
В этом году сразу несколько марок провели ребрендинг, подчёркивая новую веху в развитии и переход на электричество. Ближайшие полгода будут нацелены на усиление синергии и настройку процессов. У компании есть цели на каждую страну и марку, кроме того есть план развития электроинфраструктуры.
Конкуренты
Теперь сравним компанию с конкурентами. По темпам роста за последний год Stellantis обогнал не только S&P500 и основных конкурентов, но и всеми любимую Tesla.
Если сравнивать по мультипликаторам, то среди всех автопроизводителей Stellantis выглядит гораздо лучше остальных. Volkswagen немного дешевле, но долгов у него больше, а рентабельность ниже, поэтому Stellantis здесь забирает первенство.
Ситуация в секторе
Для полноты картины посмотрим еще на основные тенденции в секторе.
Как мы видим, количество производимых автомобилей в штуках снижается с 2018 года.
Тренд на зеленую энергетику дает о себе знать. Количество электромобилей неуклонно растет из года в год. Наибольшее их количество находится в Китае, второе место занимает Европа, США только на третьем месте.
Несмотря на рост производства электрокаров, производство бензиновых авто практически не снижается. В основном страдают дизельные автомобили. Занимав почти половину авторынка в 2017 году, в 2020 они сократили свою долю до 28%.
Риски
Теперь рассмотрим все существенные и несущественные риски, которые могут угрожать компании:
- COVID-19, новые локдауны
- Новые модели не востребованы или проигрывают конкурентам
- Спад в экономике, замедление темпов продаж
- Политические/законодательные риски, в том числе эконормы
- Отзывные компании, связанные с техническими или программными дефектами
- Высокая конкуренция, как среди крупных игроков, так и среди стартапов
- Валютная переоценка (но это может выступать и плюсом)
- Нехватка комплектующих (чипы) и сбои в цепочках поставок
- Природные катаклизмы, недавний потоп в Германии и другие риски
Мнение аналитиков InvestFuture
Stellantis интересна к покупке, так как имеет крупную долю на рынке автопроизводителей и по мультипликаторам смотрится интереснее своих конкурентов.
Модернизация и перенос всех моделей на меньшее количество платформ для сборки, удешевит производство и позволит компании увеличить рентабельность.
Тем не менее, есть вопросы к модельному ряду. Stellantis пообещала сохранить все 14 марок, хотя это неправильно с точки зрения бизнеса. Каждая марка имеет отдельную структуру внутри концерна и отдельное финансирование, поэтому более грамотным решением могла бы стать ликвидация или объединение, хотя бы DS, Vauxhall и Abarth с другими марками концерна.