Напряжённость в Персидском заливе вышла на новый уровень. Вечером 23 июня Иран выпустил 14 ракет по американской авиабазе Аль-Удейд в Катаре — крупнейшему военному объекту США в регионе. По словам Трампа, 13 ракет были перехвачены, одна ушла в сторону и не представляла угрозы. Американские власти подтвердили, что жертв и разрушений нет. Повторяется сценарий 2020 года?
За несколько часов до атаки США провели экстренное заседание Совбеза. Поступала информация о скором ударе — и об эвакуации персонала с баз в Катаре. Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ закрыли воздушное пространство, в регионе наблюдались сбои в работе GPS и навигации. Тревога была объявлена на базах США по всему Ближнему Востоку: от Ирака до Омана.
Министерство обороны Катара заявило, что его ПВО успешно отразила нападение. В то же время МИД страны резко осудил действия Ирана и назвал их «вопиющим нарушением суверенитета и международного права». Однако, по данным The New York Times, Тегеран заранее предупредил Доху о предстоящем ударе — чтобы избежать жертв.
Высший совет безопасности Ирана заявил, что «действия Тегерана не направлены против Катара». Внутри страны атака преподносится как «завершение акта наказания за агрессию». Иранские официальные лица подчёркивают, что теперь готовы к дипломатии — если США и Израиль прекратят атаки.
Президент США Дональд Трамп в обращении заявил:
“Иран ответил очень слабо, как мы и ожидали. Ни один американец не пострадал. Возможно, теперь Иран сможет двигаться к миру и гармонии в регионе”
Он отдельно поблагодарил Тегеран за раннее предупреждение. Президент США подчеркнул, что не планирует отвечать на иранские удары, но может сделать это в случае необходимости.
По данным Reuters, Израиль уведомил США о намерении завершить операцию против Ирана в ближайшее время. Однако, как отмечают аналитики, контроль над развитием ситуации у Тель-Авива ограничен: если Тегеран решит продолжать удары, конфликт может затянуться.
Рынки отреагировали однозначно: нефть стремительно подешевела на фоне признаков деэскалации. Котировки Brent и WTI почти вернулись к уровням начала ракетных обменов между Ираном и Израилем. Это указывает на ключевое — участники рынка не ожидают масштабной войны.
Такая реакция напоминает события января 2020 года, когда после убийства генерала Сулеймани Иран также ограничился символическим ударом по американским базам. Тогда, как и сейчас, стороны обменялись агрессивной риторикой, но быстро перешли к сдержанности. Всё говорит о том, что и теперь конфликт движется по тому же сценарию: показать силу, но не довести до войны.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!