Сообщения о возможном смягчении санкций США в отношении российского энергетического сектора вызвали резонанс. Спецпосланник Стив Уиткофф якобы призвал отменить ограничения на экспорт нефти и газа, включая проект «Северный поток – 2», чтобы снизить энергетические цены. Однако вскоре Белый дом выступил с жёстким опровержением этих сообщений.
В совместном заявлении, распространённом Белым домом, государственный секретарь Марко Рубио и сам Уиткофф назвали сообщения о переговорах по снятию санкций «полностью вымышленными»:
«Это ложь. Ни один из нас не обсуждал снятие санкций с России как часть мирного соглашения по Украине. Это полностью вымышленный и безответственный материал Politico — издания пятого сорта. Если у них осталась хоть капля журналистской честности, они должны полностью отозвать этот вымысел».
Тем не менее, сам факт появления таких сообщений указывает на напряжённость внутри администрации Трампа. Министр внутренних дел США Дуглас Бергем ранее заявлял, что Россия должна быть полностью вытеснена с мирового энергетического рынка, и любые послабления — недопустимы.
Ранее СМИ сообщили, что ряд представителей команды Трампа неформально рассматривают «прагматический сценарий» — частичную нормализацию энергетических связей с Россией ради стабилизации глобальных цен. Это, по мнению отдельных источников, могло бы стать частью гипотетического мирного плана по Украине.
Однако официальная позиция остаётся жёсткой: никаких уступок России — даже в обмен на возможную деэскалацию — рассматриваться не должно.
Санкционное давление на российский энергетический сектор усиливается с 2022 года. В настоящее время:
США полностью запретили импорт российской нефти, угля и СПГ;
американским компаниям запрещено инвестировать в российские энергетические проекты и поставлять технологии для глубоководной и арктической добычи;
под санкциями находятся крупнейшие российские компании — «Роснефть», «Газпром», «Транснефть», «Газпром нефть» и др.;
вторичные санкции распространяются на иностранных партнёров, если они способствуют обходу ограничений;
любые новые проекты в нефтегазовой сфере с участием России в США считаются высокорисковыми, в том числе по линии экспортного контроля и финансовых ограничений.
Вашингтон также оказывает давление на союзников, добиваясь ограничения цен на российскую нефть в рамках механизма price cap. В совокупности эти меры существенно ограничили экспортные и инвестиционные возможности российской энергетики на Западе.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!