InvestFuture
Логотип Атон

Хеджирование валютных рисков, или как застраховать бизнес от колебания курсов

Изменить компанию
Прочитали: 647
Хеджирование валютных рисков, или как застраховать бизнес от колебания курсов

Ведущий специалист департамента трейдинга Анна Решетникова. В условиях плавающего курса рубля перед собственниками бизнеса и менеджментом как никогда первостепенной становится задача сохранить прибыльность основного бизнеса и не растерять выручку из-за резких колебаний валютного курса, которые в любой момент и неоднократно могут случиться на рынке. Мы хорошо помним осень 2014 года и 2015 год, когда девальвация рубля в два раза настолько сильно ударила по российским компаниям-импортерам, что многим из них даже пришлось закрыть или приостановить большую часть своей деятельности. Случилось бы такое, если бы компании регулярно хеджировали свои валютные риски? Или возьмем, к примеру, вторую половину 2016 и начало 2017 года. Неопределенности на рынках поутихли, нефть пошла в рост, инвесторы по всему миру оживились. Рубль стал укрепляться, что сразу сказалось на активности компаний-импортеров, но сильно ударило по финансам экспортеров, рублевая переоценка выручки которых начала таять буквально на глазах. А как выглядел бы баланс таких компаний, если бы они в свое время купили страховку? Примечательно, что на российском рынке интерес к хеджированию на массовом уровне стал проявляться только после событий осени 2014 года, когда Центробанк отправил рубль в свободное плавание. До этого к хеджированию серьезно относились только крупные корпорации или дочерние структуры иностранных компаний, которые, как правило, всегда страхуют свои валютные риски. Вообще, подходу иностранных компаний в этом вопросе можно только позавидовать. Имея перед собой четкую политику хеджирования, они считают, что не должны заниматься торговлей валютой, это не их основная деятельность. Основная же деятельность должна быть прогнозируема, и такое прогнозирование возможно, если риски застрахованы. И при этом неважно, сработает страховка или нет – прибыль компании от основной деятельности не уменьшится, какие бы валютные колебания ни сотрясали рынок. Сравните хеджирование с покупкой полиса КАСКО, принцип работы абсолютно одинаковый: попав в ДТП, вы пользуетесь страховкой; если во время действия полиса ДТП удалось избежать, то ваши затраты равны только затратам на страховку. Представьте себе, какие были бы максимальные затраты, если бы произошло ДТП, а о страховке вы заранее не позаботились? Что же нужно знать о хеджировании? Разберемся более детально. Прежде всего, хеджирование – это меры, нацеленные на страхование рисков, а не на извлечение прибыли. Целью валютного хеджирования является защита от неблагоприятного изменения курса валют. Какие инструменты хеджирования доступны компаниям и частным инвесторам на рынке? Начать стоит с того, что все инструменты делятся на два типа:

  • биржевые (стандартизированные) контракты;
  • внебиржевые, когда каждая сделка структурируется под индивидуальные потребности клиента.
Рынок внебиржевых деривативов более глубокий, ликвидный и гибкий. Сроки сделок могут варьироваться от пары недель до нескольких лет, а для решения одной и той же задачи можно использовать несколько структур, каждая из которых по-своему уникальна. Но основное преимущество внебиржевых деривативов в том, что клиенту не нужно «привязываться» к стандартам какой-либо торговой площадки (биржи). Он купит именно ту страховку, которая будет в точности повторять его денежные потоки, включая даты, суммы и особенности расчетов. Представим, что компания является импортером оборудования из Европы. Каждый месяц в течение года ей нужно расплачиваться по контракту, при этом все цены в контракте зафиксированы в евро, а вся прибыль компании на территории России – в рублях. Какой будет курс в каждую дату выплат по контракту – никто не знает. Что же может предпринять компания? 1. Купить несколько форвардов / фьючерсов, каждый из которых будет соответствовать определенной дате платежа по контракту.
  • С форвардами (внебиржевой инструмент) все удобно и просто – можно сделать любую дату, которая будет в точности повторять дату платежа по контракту.
  • Фьючерсы (биржевой инструмент) торгуются поквартально (март, июнь, сентябрь, декабрь). Это значит, что хеджировать расчеты в середине мая нужно
    — мартовским фьючерсом (при этом компания будет нести валютный риск еще полтора месяца); или
    — июньским фьючерсом (тем самым переплатив).
Форварды / фьючерсы удобны тем, что компания уже сейчас знает валютный курс на год вперед и может заложить его в конечную цену товара, тем самым спрогнозировав свои финансовые потоки. Например, компания-импортер должна купить евро через шесть месяцев для расчетов по контракту:
При текущем курсе EUR/RUB 61.50, форвардный курс на 6 месяцев будет примерно 64.95. Независимо от того, где зафиксируется EUR/RUB через 6 месяцев (выше 64.95 или ниже), компания все равно будет покупать евро по 64.95. С одной стороны, она будет полностью захеджирована от риска девальвации рубля, но с другой стороны, не сможет воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке и купить евро, если курс будет ниже 64.95. Для таких транзакций клиенту также придется отвлечь некоторые средства на обеспечение по сделке и оплату вариационной маржи, если вдруг рубль начнет укрепляться. 2. Хорошей альтернативой форварду может быть опцион. Их бесспорный плюс по сравнению с форвардами в том, что, если рынок оказывается благоприятным для клиента (например, крепкий рубль вместо ожидаемой девальвации для импортера), опцион можно не исполнять и купить валюту по рынку. Также клиенту не придется отвлекать средства на обеспечение и вариационную маржу.
А если курс будет не 65.00, а выше, то экономия будет еще больше. Как итог, деятельность компании становится прогнозируемой и не зависит от потрясений на валютных рынках. Для кого может быть актуальна тема хеджирования? Прежде всего, о хеджировании валютных рисков необходимо задуматься:
  • компаниям-импортерам, имеющим контракты в иностранной валюте и выручку в рублях;
  • валютным заемщикам или кредиторам, чьи обязательства выражены в одной валюте, а активы – в другой;
  • дочерним структурам иностранных компаний;
  • компаниям-экспортерам, цены на продукцию которых выражены в иностранной валюте, а деятельность ведется на территории России в рублях.
*Все цифры и цены в статье указаны в качестве примера.  Получить консультацию Если Вы хотите стать Клиентом компании «АТОН» или получить дополнительную информацию, заполните, пожалуйста, форму обратной связи и наш консультант оперативно свяжется с Вами Отправить заявку
АТОН в Facebook Подпишитесь на нашу официальную страницу в Facebook для быстрого и удобного доступа к последним новостям. Подписаться (function(d, s, id) { var js, fjs = d.getElementsByTagName(s)[0]; if (d.getElementById(id)) return; js = d.createElement(s); js.id = id; js.src = "//connect.facebook.net/ru_RU/sdk.js#xfbml=1&version=v2.8"; fjs.parentNode.insertBefore(js, fjs); }(document, 'script', 'facebook-jssdk')); АТОН

Оцените материал:

Источник: АТОН

InvestFuture logo
Хеджирование валютных

Поделитесь с друзьями:

InvestFuture logo
Хеджирование валютных