Банк
стоимость пользования услугами банка (банковская комиссия).
Синонимы | хранилище | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гиперонимы | учреждение, предприятие, организация, здание, деньги | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гипонимы | коммерческий банк, Центральный банк, инвестиционный банк | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перевод |
|
стоимость пользования услугами банка (банковская комиссия).
ит. banco курс
по которому банк производит покупку и продажу ценных бумаг.
цена или курс, по которому банк производит продажу и покупку ценных бумаг.
финансовое учреждение, принимающее денежные вклады до востребования, на установленный срок, а также выдающее кредит (взаймы).
финансовый посредник, осуществляющий деятельность по: 1) приему депозитов; 2) предоставлению ссуд; 3) организации расчетов; 4) купле и продаже ценных бумаг.
Банко - стоимость услуг банка, включаемая в цену договора об оказании услуг по инкассированию векселей.
Курс, по которому банк производит покупку и продажу ценных бумаг.
организации, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных средств, которые они получат в виде вкладов
фр. banque), финансовое учреждение, аккумулирующее временно свободные денежные средства (вклады), предоставляющее кредиты (займы, ссуды), осуществляющее операции с ценными бумагами, взаимные платежи и расчеты между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами.
кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
кредитно–финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с привлечением денежных средств и предоставлением их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд); операции с ценными бумагами; производящее платежи и расчеты между предприятиями, учреждениями и отдельными лицами; регулирующее денежное обращение, включая выпуск (эмиссию) новых денег, ценных бумаг.
Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
от итал. banco — скамья, лавка менялы) — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
1. Кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности"
2. Коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ. (нл.) ст. 11 НК РФ.
Коммерческий институт, имеющий разрешение принимать вклады. Банки преимущественно производят и получают платежи от имени своих клиентов, принимают депозиты и предоставляют краткосрочные ссуды частным лицам, компаниям и другим организациям. В банковскую систему Великобритании входят Банк Англии (Bank of England) (центральный банк), коммерческие банки (commercial banks), торговые банки (merchant banks), отделения иностранных банков и банков из стран Содружества, Группа Опекунского Сберегательного Банка, Национальный сберегательный банк (National Savings Bank) и Национальный жиробанк (см.: giro (жирорасчеты)). Первым в Великобритании строительным обществом (building society), превратившимся в банк, стало в 1990 г. общество “Эббей Нэшнл”, выпустившее свои акции через биржу (flotation). В других странах банки также обычно находятся под наблюдением контролируемого правительством центрального банка.
кредитно-финансовая организация, важнейшими функциями которой являются аккумуляция временно свободных денежных средств и предоставление их в кредит другим организациям. Банки бывают государственными и частными. В зависимости от основных функций различают банки центральные и коммерческие; последние подразделяются на инвестиционные, ипотечные, внешнеторговые, международные и др. Центральные банки осуществляют эмиссию денег, хранят обязательные резервы всех других банков и предоставляют им кредиты, ведут кассовое исполнение бюджета. Коммерческий банк – кредитно-финансовая организация, в функции которой входит выполнение универсальных банковских операций для предприятий всех отраслей народного хозяйства. Международный банк перераспределяет капитал в рамках мировой системы. Инвестиционный банк осуществляет выпуск и продажу ценных бумаг промышленных корпораций. Ипотечный банк предоставляет долгосрочный кредит под залог имущества и земли.
по законодательству РФ коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции. БАНКИ образуются на основе любой формы собственности (в т.ч. с привлечением иностранных инвестиций), предусмотренной законодательством. БАНКИ в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам БАНКОВ, кроме случаев, предусмотренных законами РФ. БАНКИ осуществляют посредничество в платежах и кредите. Накапливая денежные средства, они предоставляют займы, ссуды, осуществляют денежные расчеты, ведут учет векселей, выпуск денег и ценных бумаг и т.д. БАНКИ по функциям и характеру выполнения операций делятся на эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, ипотечные, сберегательные, экспортные.
от итал. banka – скамья, лавка менялы) – денежнокредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» (1995) под Б. понимается кредитная орг-ция, имеющая право привлекать денежные средства физич. и юридич. лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов. Б. выполняет депозитные, расчетные, кредитные и пр. операции одновременно (в отличие, напр., от небанковских орг-ций, учр-ний, фирм, к-рые могут выполнять одну или две операции). Занятие банковским бизнесом для Б. является основной сферой деятельности. Деятельность Б. носит производительный характер. Аккумулируя свободные ресурсы, Б. обеспечивает непрерывность их движения, питает нар. хоз-во дополнит. денежными средствами, ускоряет процесс воспроизводства. Более высокий объем банковских операций, расширение деятельности банков увеличивает объем ВВП. Б. способен оказывать положит. воздействие на все фазы воспроизводств. процесса; негативное воздействие на экономику возникает в том случае, если интересы Б. идут вразрез с общеэкономич. интересами
специализированное финансово-кредитное учреждение, предназначенное для: а) посредничества между экономическими субъектами в целях мобилизации свободных денежных средств и их последующего распределения в форме кредитов; б) денежных расчетов между экономическими субъектами; в) создания кредитных орудий обращения; г) превращения в капитал денежных сбережений населения и денежных доходов субъектов экономики.
Первые Б. возникли в Италии в XIV в. Основой зарождения банковского дела стала деятельность менял, занимавшихся обменом местных и иностранных монет для итальянских купцов. Постепенно в руках менял сосредоточились крупные суммы, которые стали использоваться для выдачи ссуд.
По функциональному назначению и характеру осуществляемых операций различают Б. коммерческие, инвестиционные, сберегательные, ипотечные и др. Особое место в банковской системе занимает центральный Б., обладающий правом денежной эмиссии.
По форме собственности Б. делятся на неакционерные (находящиеся в собственности индивидуальных собственников или партнеров), акционерные, кооперативные (в США такие Б. называются взаимными), муниципальные, или коммунальные (принадлежащие местным органам власти), государственные, системные (когда государство является одним из собственников), межгосударственные (Международный банк реконструкции и развития и др.).
финансовое предприятие, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Различают две основные разновидности банков, в совокупности составляющих двухуровневую банковскую систему, а именно: а) Центральный банк - главный государственный банк страны, наделенный особыми правами. Центральный банк призван регулировать денежное обращение в стране, осуществлять денежную эмиссию, регулировать кредит и валютный курс, контролировать деятельность коммерческих банков, хранить резервы и запасы денежных средств и золота. Центральный банк называют "Банком банков"; б) коммерческие банки - чаще всего негосударственные банки, выполняющие широкий круг банковских операций, обслуживающие преимущественно предприятия, фирмы, организации, учреждения и оказывающие банковские услуги населению. Основные функции коммерческих банков - прием депозитов (вкладов) и предоставление кредитов, ведение счетов, осуществления безналичных платежей, выплата денег по вкладам, покупка и продажа ценных бумаг, валюты, оказание услуг. Коммерческие банки могут быть универсальными и специализированными: сберегательными, инвестиционными, ипотечными, клиринговыми.
организация, осуществляющая операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет денежных средств, которые она получает в виде вкладов. Центральный Б. - это Б., осуществляющий эмиссию денег и являющийся центром кредитной системы. Он занимает в ней особое место, будучи "банком банков", и является, как правило, государственным учреждением. В странах Западной Европы центральные Б. были национализированы в период второй мировой войны 1939- 1945 гг. В США центральный Б. (Федеральная система) находится в смешанной собственности. Коммерческий Б. представляет собой частный или государственный Б., осуществляющий универсальные операции. Появление термина "коммерческий Б." связано с тем, что в XVII в. такие Б. начали с обслуживания торговли и нарождающейся промышленности. Специализированный Б. сосредоточивает свою деятельность на определенных видах кредитования. Так, внешнеторговый Б. специализируется на кредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотечный Б. - на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений). Кроме того, с целью регулирования валютных и денежно-кредитных отношений на основе межгосударственных соглашений созданы межгосударственные (международные) Б.: Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и его филиалы - Международная ассоциация развития и Международная финансовая корпорация, Банк международных расчетов, различные региональные международные Б. развития, в том числе Европейский банк реконструкции и развития. Членом большинства этих Б. является и РФ.
коммерческое, кредитно- финансовое учреждение, которое создается в соответствии с законодательством данной страны, действует на основе лицензии, занимается предпринимательской деятельностью в финансовой сфере и функционирует на принципах коммерческого расчета.
Осуществляет операции по привлечению и накоплению свободных денежных средств, посредничеству в платежах, эмиссию денег, ценных бумаг, кредитование на условиях возвратности, платности, срочности. Банки выполняют три основных вида операций: активные (кредитование, банковские инвестиции - покупка ценных бумаг, факторинговые и лизинговые услуги, трастовые операции, в частности - управление пакетами акций и частными фондами по доверенности);
пассивные (расчеты с клиентами, сбор свободных денег - депозитные операции, эмиссия денег и ценных бумаг, контроль за денежным обращением и движением ценных бумаг); забалансовые - (биржевые, спекулятивные операции на рынке ценных бумаг, расчетно-технологические операции на основе использования ЭВМ и компьютерной сети, обмен валюты, охрана ценностей, консалтинговые услуги и т.д.).
Банк-гарант - поручившийся за своего клиента, например, за исполнение должником его обязательств по контракту.
Банк-корреспондент - выполняющий на основе корреспондентского договора поручения другого банка по платежам и расчетам.
Банки по форме собственности делятся на акционерные, неакционерные (находящиеся в частной собственности), кооперативные, муниципальные и коммунальные, т.е. находящиеся в собственности местных органов власти, государственные, смешанные с участием государства, межгосударственные.
Банк – финансовая организация, основные виды деятельности которой - привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов. С экономической точки зрения банки выступают на денежном рынке посредниками между теми, у кого есть свободные денежные средства, и теми, кто нуждается в дополнительных ресурсах.
На сегодняшний день в России, как и в большинстве стран мира, действует двухуровневая банковская система. Первый уровень представлен Банком России (Центральным банком), который ведет расчеты между кредитными организациями и занимается регулированием их деятельности. Функции ЦБ регулируются Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Второй уровень – это коммерческие банки, предоставляющие финансовые услуги организациям и частным лицам.
Виды операций, относящихся к банковским, прописаны в Федеральном законе от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Банки подразделяются на несколько видов - исходя из их функций, типа собственности, организационно-правовой формы, видов и масштаба проводимых операций, наличия филиалов.
Основные статьи доходов коммерческих банков:
разница в процентах между ценой привлечения и размещения денежных средств;
банковские комиссии за проведение расчетов, обслуживание, документарные операции и др.
Дополнительный доход кредитных организаций формируется за счет штрафов и пеней.
Наиболее распространенные продукты банков - расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц, вклады и депозиты, кредиты, в т. ч. ипотечные займы, автокредиты, потребительские кредиты, банковские карты и др.
Кроме того, банки являются участниками денежного рынка, в частности валютного рынка и рынка МБК, а также рынка капиталов (фондового рынка).
Банковское дело зародилось еще во времена древнего Вавилона. В современном понимании кредитные организации появились в Европе в XVII столетии. Российские банки ведут свою историю с XVIII века.
(bank) Финансовое учреждение, основной сферой деятельности которого являются денежно-кредитные операции. Банки заимствуют средства, принимая вклады (deposits) от населения и других финансовых учреждений. С другой стороны, для фирм, потребителей и государства банковские кредиты являются важным источником финансирования. Коммерческие банки (commercial banks) могут быть универсальными или специализированными. Инвестиционные банки специализируются на кредитовании фирм; торговые банки финансируют операции на рынке капитала и внешнеторговую деятельность; сберегательные банки собирают и пускают в оборот сбережения многочисленных, главным образом мелких, вкладчиков. Частные лица и компании открывают банковские счета (bank accounts), по которым проводят различные операции, например при необходимости снимают наличные деньги либо переводят средства на счета других людей посредством выписывания чеков, прямого дебетования или электронного трансферта. Если банки оказываются не в состоянии выдать по требованию клиентов размещенные на их счетах деньги, это влечет за собой огромные убытки и вызывает серьезное беспокойство. При утрате доверия клиентов к банку все его вкладчики одновременно пытаются изъять из него свои деньги, что приводит к "набегу на банк". Для избежания подобных ситуаций в большинстве стран существуют государственные органы, которые наблюдают за деятельностью банков, чтобы вовремя предотвратить возникновение у них трудностей, а также центральные банки (central banks), помогающие другим банкам преодолевать трудности, если они все же возникнут. В США роль центрального банка играет Федеральная резервная система; во Франции центральным банком является Банк Франции, а в Великобритании – Банк Англии. В прошлом Банк Англии устанавливал банковскую ставку – специальную учетную ставку для первоклассных заемщиков. В настоящее время эта ставка отменена. Существуют также международные банки. Мировой банк, или Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (International Bank for Reconstruction and Development (IBRD), является инвестиционным банком международного уровня. Наиболее близкий международный аналог центрального банка – Международный валютный фонд (МВФ) (International Monetary Fund, IMF). В рамках Европейской валютной системы (ЕВС) (European Monetary System) предполагается создать Европейский центральный банк. Недавно учрежденный Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) (European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) представляет собой европейский инвестиционный банк и является аналогом Мирового банка на европейском уровне.
кредитно-финансовая организация, которая сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует Денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег (функция только Центрального Б.). Двухуровневая банковская система России представлена: Центральным Б. и коммерческими Б. 1. Б. Центральный — главный Б. страны, призванный регулировать денежное обращение через проведение денежно-кредитной политики государства (см. Денежно-кредитная политика). Центральный Б. осуществляет денежную эмиссию, регулирует кредитные отношения и валютный курс, хранит резервы денежных средств и золота. 13 июля 1990 г. был учрежден Центральный Б. Российской Федерации (Б. России). 2 декабря 1990 г был принят закон о Центральном Б. РСФСР (Б. России), в котором были определены функции Б, в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных Б. В 1992—1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Б. России создал систему надзора и инспектирования коммерческих Б., а также систему валютного регулирования и валютного контроля. С 1995 г. Б. России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. Начиная с 1998 г. в целях улучшения работы коммерческих Б. и повышения их ликвидности Б. России проводит политику реструктуризации банковской системы. Большую роль Б. России отводит ведению переговоров с международными кредитными организациями о предоставлении средств на поддержку процесса реструктуризации российской банковской системы и об условиях технической помощи. Б. России также считает оправданным в нынешних условиях расширение присутствия иностранного капитала в банковском секторе России. В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный Б. Российской Федерации устанавливает обязательные экономические нормативы деятельности Б., такие как: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых Б.; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих Б.; нормативы достаточности капитала; нормативы ликвидности Б. (см. Ликвидность) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных Б. своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; максимальный размер вексельных обязательств Б. (см. Вексель) норматив использования собственных средств Б. для приобретения долей (акций) других юридических лиц. 2. Б. коммерческий - кредитно-финансовая организация, выполняющая широкий круг операций по обслуживанию хозяйствующих субъектов и населения. Основными функциями коммерческих Б. являются: прием вкладов и предоставление кредитов под банковский процент, ведение счетов, осуществление безналичных платежей, операции с ценными бумагами, валютой, оказание консультационных услуг и т. д. Деятельность коммерческих Б. регулируется Центральным Б., который определяет обязательные нормативы для коммерческих Б., такие как предельный размер неденежной части уставного капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры валютного, процентного и иных рисков, а также контролирует их соблюдение.
1) государственное, акционерное, кооперативное или другое учреждение, привлекающее денежные средства и размещающее их в форме кредита, а также осуществляющее иные операции в соответствии с законодательством; - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять банковские операции, связанные с привлечением во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Правовое регулирование, связанное с созданием, деятельностью и порядком ликвидации банков, определяется Банковским кодексом Республики Беларусь и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
В своей деятельности банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка, за исключением случаев, когда между банком и соответствующим государственным органом не заключено соглашение о противном или государство не приняло на себя такую ответственность.
Виды банков:
агент-банк - 1) банк, созданный в соответствии с законодательством Республики Беларусь и указанный в утвержденном Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь перечне банков, уполномоченных обслуживать государственные программы, а также открывать счета государственным органам и юридическим лицам, основанным на государственной собственности; 2) резидент Республики Беларусь, в установленном порядке осуществляющий операции по обслуживанию дорожных чеков;
агент-банк по обслуживанию внешних государственных займов - банк, уполномоченный решением Правительства Республики Беларусь обслуживать внешние государственные займы.
внешнеторговый - разновидность специальных кредитных институтов, которые осуществляют кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов.
государственный - кредитное учреждение, находящееся в собственности государства;
депозитный - вид банка, который осуществляет кредитно-расчетные и доверительные операции как правило за счет привлеченных депозитов;
земельный - банк, выдающий долгосрочные ссуды в основном под залог земли;
инновационный - разновидность коммерческого банка, в задачу которого входит финансирование и кредитование внедрения изобретений и новшеств, направленных на повышение технического уровня производства, а также выпуска новых высокоэффективных видов продукции;
ипотечный - банк, специализирующийся на предоставлении ипотечных кредитов. Компании, специализирующиеся на предоставлении ипотечных кредитов, сами являются кредиторами по закладной, а также выступают в качестве ипотечных агентов по некоторым крупным ипотечным займам;
клиринговый - банк - член расчетной (клиринговой) палаты, предоставляющий услуги по открытым в нем счетам, связанные с ведением ведомостей состояния материальных ценностей, получение и поставка ценных бумаг, осуществление выплат и расчетов;
коммерческий - банк, основным видом деятельности которого является предоставление краткосрочных кредитов для промышленности и торговле, а также для осуществления различных видов банковского обслуживания частной клиентуры (ведение текущих счетов, предоставление коммерческих, потребительских и ипотечных займов и т.д.). Создание Б.к. осуществляется на паевых или акционерных началах, в связи с чем они могут подразделяться по способу формирования уставного капитала, по специализации, по территории деятельности, по видам совершаемых операций и т.д.;
консорциальный - совместное многонациональное банковское предприятие акционерного типа, принадлежащее нескольким банкам, финансовым организациям;
кооперативный - специальный финансовый институт, создаваемый товаропроизводителями на долевых началах для удовлетворения взаимных потребностей в кредите и других банковских услугах;
корреспондент-банк - банк, с которым уполномоченным банком установлены корреспондентские отношения с открытием корреспондентского(их) счета(ов) (корреспондент со счетом) или без открытия корреспондентских счетов (корреспондент без счета), при этом под корреспондентами без счета понимаются также банки, с которыми уполномоченными банками произведен обмен образцами подписей уполномоченных лиц и / или тестирующими ключами.
кредитор-банк - один из участников кредитных отношений, предоставляющий ссуду;
международных расчетов банк - международная организация, основанная в Базеле (Швейцария) в 1930 г., в задачи которой входит развитие сотрудничества между центральными банками всех стран мира, поиск путей развития финансовой деятельности между правительствами различных стран, а также исполнение роли агента-посредника при осуществлении платежей. В нем представлены центральные банки большинства европейских стран, а также США, Канады и Японии;
национальный - 1) банк, зарегистрированный в данном государстве в противоположность банкам иностранным; 2) - в Республике Беларусь и некоторых других стран название центрального банка;
нерезиденты-банки - банки с местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства.
ремитент-банк - банк, которому принципал (доверитель) поручает произвести инкассо;
смешанные банки - 1) банки с участием иностранного капитала; 2) - полугосударственные банки с участием государственного и частного капиталов;
транснациональные банки - крупные финансовые институты, располагающие, как правило, широкой сетью заграничных представительств, контролирующие при поддержке государства валютные и кредитные операции на мировом рынке. На практике являются главными посредниками в международном движении кредитного капитала;
универсальные банки - кредитные учреждения, совершающие все основные виды банковских операций; депозитные, кредитные, фондовые, расчетные, доверительные и др. (за исключением эмиссии банкнот).
эквайрер-банк - банк, осуществляющий эквайринг;
эмиссионный - банк, наделенный монопольным правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официальных золотовалютных ресурсов.
эмитент-банк - 1) банк, открывающий (выставляющий) аккредитив; 2) - центральный (национальный) банк иностранного государства, регулирующий осуществление операций, связанных с выпуском и изъятием денежных знаков (платежных документов) из обращения; 3) - банк, осуществляющий эмиссию карточек, включая ведение счетов и расчетно-кассовое (кассовое) обслуживание владельцев счетов; 4) - иностранный банк, международная или иностранная компания, выпустившие дорожный чек в обращение.
коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (п. 2 ст. 11 НК). В НК установлены:
а) обязанности банков по законодательству о налогах и сборах;
б) ответственность банков за нарушения обязанностей по законодательству о налогах и сборах. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. Банки выполняют обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с Законом о противодействии легализации доходов. Особенности определения доходов банков установлены в ст. 290 НК. К доходам банков, кроме доходов от реализации и внереализационных доходов, определяемых с учетом особенностей, установленных в ст. 290 НК, относятся также доходы от банковской деятельности (п. 1 ст. 290 НК). К доходам банков в целях главы 25 НК относятся, в частности, следующие доходы от осуществления банковской деятельности:
1) в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;
2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов, и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, за предоставление выписок и иных документов по счетам и за розыск сумм;
3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;
4) от проведения валютных операций, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями. Для определения доходов от покупки (продажи) иностранной валюты принимается разница между фактической ценой покупки (продажи) иностранной валюты и официальным курсом иностранных валют к рублю РФ, установленному ЦБ РФ на дату расчетов по сделке покупки (продажи) иностранной валюты;
5) по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
6) в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;
7) от операций по предоставлению банковских гарантий, обязательств, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
9) в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;
11) от депозитарного обслуживания клиентов (депозитарная деятельность);
12) от предоставления в аренду специально оборудованных помещений и сейфов для хранения документов и ценностей;
13) в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);
14) в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
15) в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;
16) по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;
17) в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), убытки от списания которых были ранее учтены в составе расходов, уменьшивших налоговую базу, либо списанных за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее уменьшали налоговую базу;
18) в виде полученной банком компенсации понесенных расходов по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных металлов, получаемых банком у физических лиц и юридических лиц;
19) от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;
20) другие доходы, связанные с банковской деятельностью (п. 2 ст. 290 НК). Не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в оплату уставных капиталов банков (п. 3 ст. 290 НК). Особенности определения расходов банков установлены в ст. 291 НК. К расходам банка, кроме расходов, предусмотренных ст. 254—269 НК, определяемых с учетом особенностей ст. 291 НК, относятся также расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности (п. 1 ст. 291 НК). Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в оплату уставных капиталов кредитных организаций (п. 3 ст. 291 НК). Банки вправе относить на уменьшение налоговой базы убытки по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, базисным активом ФИСС которых выступает иностранная валюта, а исполнение производится путем поставки базисного актива ФИСС (п. 5 ст. 304 НК). Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков установлены в ст. 331 НК. Налогоплательщики-банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете в соответствии с установленным главой 25 НК порядком признания дохода и расхода. Аналитический учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 328 НК.
Доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся. Аналитический учет доходов и расходов по хозяйственным операциям ведется в разрезе каждого договора с отражением даты и суммы полученного (выплаченного) аванса и периода, в течение которого указанная сумма относится на доходы и расходы. Комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, уплаченные налогоплательщиком, расходы по расчетно-кассовому обслуживанию, открытию счетов в других банках и другим аналогичным операциям относятся на расходы на дату совершения операции, если в соответствии с договором предусмотрены расчеты по каждой конкретной операции, либо на последний день отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке налогоплательщиком ведется учет по доходам, связанным с осуществлением операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. Сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих от переоценки учетной стоимости драгоценных металлов при ее изменении, включается в состав доходов в виде суммы сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной, а в состав расходов — в виде суммы сальдо превышения отрицательной переоценки над положительной, на последний день отчетного (налогового) периода. При реализации драгоценных металлов доходом признается положительная разница между ценой реализации и учетной стоимостью таких драгоценных металлов на дату их реализации, а расходом — отрицательная разница. При учете операций с ФИСС, базисным активом которых являются иностранная валюта и драгоценные металлы, требования и обязательства определяются с учетом переоценки стоимости базисного актива в связи с ростом (падением) курса иностранных валют к российскому рублю и цен на драгоценные металлы, устанавливаемых ЦБ РФ. По сделкам, связанным с операцией купли-продажи драгоценных камней, налогоплательщик отражает в налоговом учете количественную и стоимостную (масса и цена) характеристику приобретенных и реализованных драгоценных камней. Переоценка покупной стоимости драгоценных камней на прейскурантные цены не признается доходом (расходом) налогоплательщика. При выбытии реализованных драгоценных камней доход (убыток) определяется в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью. Аналитический учет ведется по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. В аналитическом учете отражаются даты совершения операций купли-продажи, цена покупки, цена продажи, количественные и качественные характеристики драгоценных камней.
BANK
Любая организация, выполняющая любую или все из различных функций банковского дела, а именно получение, инкассирование, перевод, оплату, кредитование, инвестирование, операции, обмен и обслуживание (безопасное хранение, доверительное управление, агентское представительство, попечительство) денег и заявок на деньги как внутри страны, так и за ее пределами. При подобном всеохватывающем определении слова `банк` в амер. банковской системе применимо к таким институтам, как Банки для кредитования кооперативов (Banks for Cooperatives), Центральный банк для кооперативов (Central Bank for Cooperatives), Экспортно-импортный банк (Export-Import Bank), федеральные Б. посреднического кредита (Federal Intermediate Credit banks), федеральные земельные Б. (Federal Land banks), промышленные Б., инвестиционные и ипотечные банкирские домаОднако в более узком смысле термин `банк` применим к институтам, предоставляющим возможности депонирования средств для широких слоев населения. Такие институты могут быть объединены в две большие группы: 1) коммерческие Б. и их центральные Б.; 2) некоммерческие банковские институты. В последнюю группу входят такие институты, как сберегательные Б. и кредитные союзы. Их часто называют сберегательными институтами, хотя коммерческие Б. имеют также сберегательные счета и срочные депозиты.В дни зенита своей специализированной деятельности коммерческие Б. одновременно являлись не только Б. для депозитов, но и предоставляли наиболее важное средство платежа, деньги безналичных расчетов или депозиты до востребования, на к-рые выписывается чек, компонент М1 ден. массы в добавление к валюте в общественном обращении. Депозиты до востребования могут увеличиваться или уменьшаться коммерческими Б. за счет использования их в качестве кредитов и инвестиций. Др. фин. институты тоже могли выдавать кредиты и делать инвестиции в своих специализированных областях, но такое кредитование и инвестирование финансировалось из их собственных средств (их собственные депозитные счета в коммерческих Б. плюс фонд основного капитала и заимствования); т. о., не происходило увеличения или уменьшения массы денег с точки зрения компонента М1, а, скорее, менялась скорость (оборачиваемость) существующих депозитов до востребования.За последние годы вследствие законодательства и регулирующих норм компонент М1 массы денег и особенно депозиты до востребования были значительно расширены и стали включать счет платежного приказа с использованием средств со сберегательного счета клиента в Б. (negotiable order of withdrawal - NOW) и счет услуги по автоматизированному переводу средств (automatic transfer service - ATC) в Б. и сберегательных институтах; чековые паевые счета, предлагаемые кредитными союзами (credit union share drafts - CUSD), депозиты до востребования во взаимосберегателзаимосберегательном Б. и дорожные чеки небанковских эмитентов.Банковская система США включает в себя следующие Б.:1. ФЕДЕРАЛЬНУЮ РЕЗЕРВНУЮ СИСТЕМУ и ее 12 федеральных резервных банков, центральную банковскую систему;2. Нац. Б., имеющие разрешение на федеральном уровне от Контролера ден. обращения, к-рые должны принадлежать ФРС и могут также получить лицензию от Контролера ден. обращения на предоставление трастовых услуг;3. Б. штатов и трастовые компании штатов, созданные различными штатами для обеспечения услуг коммерческого банковского дела и объединенного банковского дела и трастовых услуг, к-рые по желанию могут присоединиться к ФРС;4. Трастовые компании, созданные различными штатами с уставными полномочиями на обеспечение трастовых услуг, но к-рые в большинстве своем переключились на предоставление коммерческих банковских услуг;5. Различные штатные институты меньшей значимости, такие, как частные Б., промышленные Б., имеющие банковские уставы или имеющие разрешение принимать депозиты и иметь специальные приспособления для этого; напр., кооперативные биржи в Арканзасе и депозитарии наличности в Южной Каролине.Штатные банковские законы разрешают:1. Ведение банковской деятельности на базе подразделения - Б. действует только на одной территории.2. Ведение банковской деятельности на базе филиалов по всей территории штата - Б. может иметь свои отделения и осуществлять через них свою деятельность на территории штата.3. Ограниченное ведение банковской деятельности на базе отделений - Б. может открывать филиалы только в пределах специально ограниченного географического района внутри штата.4. Внутриштатные мультибанковские холдинговые компании - собственность или контроль ряда Б. внутри штата.5. Холдинговые компании ряда Б., действующие на территории нескольких штатов, - банковские холдинговые компании, действующие за пределами штата.Крупнейшей системой некоммерческих банковских институтов, к-рая занимается депонированием средств, является СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТА (СФБЖК), созданная в 1932 г. для обеспечения источника кредитования для нац. институтов жилищного кредита. Система связывает ипотечные кредитные институты с рынками капитала путем выпуска консолидированных облигаций и дисконтированных векселей крупного достоинства. Система служит в качестве источника вторичной ликвидности для ее членов для удовлетворения потребности в больших или неожиданных выплатах.Закон требует, чтобы все застрахованные на федеральном уровне ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ входили в состав СФБЖК. Членство в системе открыто для соответствующих зарегистрированных штатных взаимных и фондовых ссудосберегательных ассоциаций, взаимных и фондовых СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ БАНКОВ и компаний по страхованию жизни, к-рые могут по собственному желанию вступить в систему на основании ведения ипотечных кредитных операций. Сертифицированные на федеральном уровне взаимные сберегательные Б. являются новым допущенным к вступлению в СФБЖК типом членов. В группу сберегательных депозитных институтов также входят КРЕДИТНЫЕ СОЮЗЫ, зарегистрированные как на федеральном уровне при Нац. управлении кредитных союзов, так и на уровне штата.Коммерческие Б., ранее специализировавшиеся на кредитовании коммерческой деятельности, перешли на операции, формально относящиеся к области `сбережений`: сберегательные и срочные депозиты, ипотечное кредитование и др. формы финансирования жилищного кредита; потребительские ссуды, включая индивидуальные ссуды, на чем раньше специализировались фин. компании; операции с ценными бумагами, к-рые до этого им были запрещены по Закону Гласса-Стиголла, а также трастовые операции и др. услуги по индивидуальному финансированию. В свою очередь `сберегатели` получили статутное право начать развиваться в областях, принадлежащих коммерческим Б., к-рое предусматривает следующее:1. До 20% активов федеральной ссудосберегательной ассоциации могут состоять из потребительских ссуд, коммерческих бумаг и корпоративных заемных ценных бумаг.2. Федеральные ссудосберегательные ассоциации могут выпускать кредитные карточки.3. Федеральный ссудосберегательный Б. может принимать депозиты до востребования в связи с подтоварными, корпоративными ссудами и ссудами деловым предприятиям.4. Федеральные ссудосберегательные ассоциации могут иметь полномочия на трастовые операции и хранение.5. Федеральные взаимные сберегательные Б. могут иметь до 5% своих активов в коммерческих, корпоративных ссудах и ссудах деловым предприятиям (при условии, что ссуды выдаются только на территории штата, где расположен Б., или на расстоянии не более 75 миль от головной конторы банка).6. Федеральные кредитные союзы могут выдавать ссуды под залог недвижимости (дома), в к-ром проживает семья, жилищным кооперативам.7. Федеральные ссудосберегательные ассоциации могут даже вкладывать средства в акции и сертификаты открытых инвестиционных компаний, зарегистрированных в Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ), если инвестиционный портфель компании ограничен инвестициями, к-рые ссудосберегательные ассоциации могут сделать напрямую.Однако Совет директоров Федерального банка жилищного кредита проспонсировал проект законодательства, предусматривающего расширение прав ссудосберегательных ассоциаций.Новые продукты и услуги, разработанные дилерскими фирмами и включающие в себя инвестиционные фонды открытого типа, вкладывающие средства только в краткосрочные обязательства ФОНДА ДЕНЕЖНОГО РЫНКА и счета ведения кассы, оказали влияние как на коммерческие, так и на сберегательные Б. Дилерские фирмы и система розничной торговли разработали фин. услуги, предлагаемые на общенациональном уровне, оказанием к-рых Б. и `сберегателям` не разрешено заниматься. Однако в отдельных случаях Б. приобретали `дисконтные` брокерские фирмы, увеличивали их деятельность на рынке частного размещения ценных бумаг и спонсировали инвестиционные компании закрытого типа.Многие из действующих в настоящее время Б., первоначально организованных как нац. банковские дома или штатные Б. и трастовые компании и расположенные в крупных городах, превратились в фин. `универмаги`, предоставляя широкий ассортимент банковских и связанных с ними услуг.Полное банковское обслуживание включает в себя выполнение разнообразных функций, в том числе любые из приводимых ниже:1. Принятие депозитов до востребования и оплата чеков клиентов, выставленных на них, а также предоставление и обслуживание банкоматов (АТМ).2. Принятие срочных и сберегательных депозитов, выдача платежных приказов с использованием средств со сберегательного счета клиента (NOWs) и выплата процента по ним, а также предоставление услуги по автоматизированному переводу средств (ATS) со сберегательных счетов на чеки покрытия.3. Дисконтирование (учет) векселей, акцептов и переводных векселей.4. Предоставление кредитов предпринимательским фирмам с обеспечением или без него; выдача аккредитивов и акцептирование векселей, выставленных под них.5. Осуществление перевода денег внутри страны и за рубежом.6. Осуществление инкассирования и способствование операциям с валютой.7. Выставление тратт, чеков кассира, платежных поручений и удостоверение чеков.8. Предоставление услуг по безопасному сейфовому хранению.9. Предоставление услуг по хранению и распоряжению ценными бумагами и др. ценностями.10. Предоставление ссуд отдельным лицам и обслуживание кредитных карточек граждан; кредитование или дисконтирование выплат в рассрочку продавцу задолженности клиента.11. Выступление в качестве доверенного лица частных лиц, а также создание общих трастовых фондов.12. Предоставление корпоративных трастовых услуг (агент по трансферту акций; регистратор акций, выплата процентов и дивидендов по поручению и за счет компании, условное депонирование ден. суммы у третьего лица на чье-либо имя, доверенное лицо по контракту между держателем акций и компанией, их выпускающей).13. Выступление в качестве факторов и занятие лизингом оборудования.14. Осуществление сделок с гос. ценными бумагами и подписание обязательств общего характера в отношении штатных и муниципальных ценных бумаг.15. Инвестирование в гос. и др. заемные ценные бумаги.16. Выступление в качестве налогового агента или депозитария для правительства США, штатов и подразделений штатов.17. Оказывание различных услуг, таких, как размещение приказов клиента на ценные бумаги; действия в качестве страхового агента, если это связано с банковскими операциями; услуги посредника для сведения покупателя и продавца; услуги коммивояжера и выпуск дорожных аккредитивов и дорожных чеков; обслуживание счетов Рождественского клуба и др. счетов специального назначения; услуги агента по юр. процессу, если он связан с нормальным ведением банковского дела или фидуциарными операциями Б.; услуги кассира, выдающего зарплату; создание благотворительных фондов; инвестирование в корпорации, инвестирующие малый бизнес, и в корпорации, обслуживающие Б.; занятие валютными операциями; покупка и продажа золотых слитков по лицензии Казначейства и ин. монет; обеспечение корреспондентских банковских услуг как внутри страны, так и за рубежом и т. д.Ин. Б. являются значимой частью амер. банковской системы. На территории США ин. Б. осуществляют свою деятельность через отделения, агентства, коммерческие Б., инвестиционные компании штата Нью-Йорк и корпорации Эджа или корпорации Соглашения. Корпорации Эджа создаются ФРС для проведения международных операций. Штатные и федеральные Б., к-рые являются филиалами ин. Б., обследуются и подлежат надзору со стороны федеральных и штатных банковских властей, так же как и др. федеральные и штатные Б. Деятельность ин. Б. на территории США регулируется Законом о международных банковских операциях 1978 г. (the International Banking Act of 1978 - IBA).Список пятидесяти крупнейших Б. мира на 1991 г. по объему активов прилагается.Государственное банковское дело. Федеральная кредитная помощь (прямые ссуды и страхование или гарантии по частным ссудам) играет ведущую роль в гос. программах по улучшению жилищных условий и поощрению домовладения, развитию с. х. и др. природных ресурсов, помощи экон. развитию и военной боеготовности за границей, поддержанию коммерческой деятельности (особенно экспорта, транспортных перевозок и малого бизнеса в целом), восстановлению народонаселения и экономики в регионах и помощи системе высшего образования. Административно-бюдж. управление считает, что лучший показатель уровня федеральных кредитных программ за ряд лет достигается за счет общего объема прямых и гарантированных ссуд.Модель регулирования банковской деятельности. Впервые в истории развития фин. деятельности в США Закон о монетарном регулировании 1980 г. требует от всех депозитных институтов (коммерческих Б., ссудосберегательных ассоциаций, сберегательных Б. и кредитных союзов) поддерживать прямо или косвенно указанный уровень отношения обязательных резервов к текущим счетам, НАУ-счетам, счетам долевых тратт и срочным депозитам, по к-рым могут осуществляться автоматизированные и телефонные переводы средств, а также к наличным срочным депозитам в Б. - членах ФРС для облегчения контроля за ден. агрегатом со стороны Совета управляющих ФРС. Указанный закон требует, чтобы такие резервы формировались в форме остатков на счетах в федеральных резервных Б., но также, с согласия Совета управляющих, в форме наличности в расходной кассе. Не члены ФРС могут держать свои остатки на счетах у корреспондентов Федерального Б. жилищного кредита, в Системе центральной ликвидности Нац. администрации кредитного союза, если у этих институтов имеются остатки на счетах в федеральных резервных Б.Закон о дерегулировании депозитных учреждений и ден.-кредитном контроле 1980 г. создал Комитет по дерегулированию депозитных институтов, к-рый получил право предписывать правила выплаты процента и от к-рого требовалось на основании закона исполнять свои полномочия для обеспечения постепенного снижения, а затем и полного снятия `потолков` для ставок процента и дивиденда, выплачиваемых депозитными институтами, и для увеличения всех этих ставок до уровня рыночных ставок по мере возможности в течение шести лет начиная с 31 марта 1980 г.Надзор за нац. Б., Б. - членами ФРС и др. Б. с застрахованными депозитами осуществляется Контролером ден. обращения, Советом управляющих ФРС и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), к-рая осуществляет страхование депозитов до суммы в 100 тыс. дол. на каждый счет, включая полное страховое обеспечение для более чем 99% всех счетов. Нац. и штатные Б. - члены ФРС являются автоматически застрахованными в силу своего статуса, и их регулирование осуществляется главным образом через Контролера ден. обращения для нац. Б. и Совет управляющих ФРС для штатных Б.-членов. ФКСД также выполняет регулирующие функции вследствие осуществления страхования депозитных счетов.Под юрисдикцию различных штатных управлений по делам Б. подпадают штатные Б., трастовые компании, ипотечные компании, компании страхования права собственности, сберегательные Б., зарегистрированные на уровне штата ссудосберегательные корпорации (или строительные и ссудные ассоциации), компании по хранению ценностей, промышленные Б., зарегистрированные на уровне штата кредитные союзы, компании по предоставлению мелких ссуд частным лицам и брокеры, лицензированные ростовщики, ссужающие деньги под заклад, и частные Б. Кроме депозитных банковских институтов, сюда также относятся такие организации, как инвестиционные банкирские дома, брокеры фондовых бирж, дилеры и брокеры внебиржевого рынка, дилеры по коммерческим бумагам и банковским акцептам, вексельные дилеры, валютные брокеры, вексельные дома и инвестиционные компании. Законы `голубого неба` могут требовать регистрации фирмы, сотрудников и ценных бумаг, распространяемых на территории штата некоторыми из них.Федеральная модель регулирующих мер по отдельным аспектам операций в этих областях включает в себя Закон о ценных бумагах 1933 г., Закон об обмене ценными бумагами 1934 г., Закон об инвестиционной компании 1940 г. и Закон о советниках по инвестициям 1940 г.Страховой фонд сберегательной ассоциации обеспечивает ссудосберегательным ассоциациям с застрахованными активами страхование счетов с суммой до 100 тыс. дол. на каждом счете, что идентично тому, что обеспечивает ФКСД для коммерческих Б.Взаимосберегательные Б., созданные штатами, могут быть членами ФРС, могут застраховать свои депозиты в ФКСД и могут быть членами Федеральной системы банков жилищного кредита. В отдельных штатах взаимосберегательные Б. имеют свои собственные коллективные организации. В штате Нью-Йорк институты сберегательного Б. включали трастовую компанию сберегательного Б., центральную банковскую организацию для взаимносберегательных Б.; ИНСТИТУЦИОНАЛЬНУЮ КОРПОРАЦИЮ ЦЕННЫХ БУМАГ, ипотечный банковский институт, оказывающий услуги по ипотеке и недвижимости; Институциональный взаимный фонд инвесторов, взаимный фонд, с помощью к-рого нью-йоркские взаимосберегательные Б. могут участвовать в капитальных инвестициях, к-рые разрешены сберегательным Б.Кредитные союзы могут быть созданы на федеральном уровне (по Закону от 10 марта 1970 г., 12 U.S.C 1752, Нац. управление кредитных союзов; ранее - Бюро федеральных кредитных союзов Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения) или на уровне штата. Федеральные и штатные кредитные союзы получили разрешение на страхование долей (паев) от Нац. управления кредитных союзов, что можно сравнить со страховыми программами ФКСД и Федеральной корпорации страхования ссудосберегательных ассоциаций, предлагаемых Б. и ссудосберегательными ассоциациями.Структурные изменения. Главные законодательные акты, снижающие ограничения на географическое расширение Б. и банковских холдинговых компаний, были приняты самими штатами. Последним основным федеральным законодательным актом, касающимся географической экспансии Б., явились Поправки к Закону о дерегулировании депозитных учреждений 1982 г. и к Закону Гарна-Сен-Жермена. Этот закон разрешал межштатную банковскую деятельность в ограниченном объеме через разрешение на приобретение крупных разорившихся Б. банковскими организациями из др. штатов. Ослабление ограничений на межштатную экспансию многобанковских холдинговых компаний позволило банковским организациям расширяться в различные штаты через образование отдельных Б., контролируемых одной холдинговой компанией.Исторически изменения в структуре банковской индустрии на местном уровне были ограничены антитрестовскими законами. В течение 80-х гг. исполнение этих законов было изменено в связи с принятием законодательства, к-рое уменьшило различия между коммерческими Б. и небанковскими фин. фирмами. Законодательство, позволившее небанковским депозитным институтам более открыто конкурировать с Б., изменило влияние антитрестовских законов. Конгресс расширил инвестиционные права сберегательных институтов и также разрешил им открывать текущие счета, к-рые функционально эквивалентны депозитам до востребования. В настоящее время ссудосберегательные и сберегательные Б. предлагают многие из продуктов, традиционно осуществляемые через коммерческие Б. Федеральное и штатное законодательство также уменьшило различия между Б. и различными недепозитными фин. фирмами. На федеральном уровне законодательные акты отменили `потолки` процентных ставок по большинству банковских счетов и ввели по всей стране процентные текущие счета. В 1982 г. Б. было разрешено открывать депозитные счета ден. рынка с застрахованными депозитами с выплатой процента по ставкам, к-рые могли конкурировать со взаимными фондами ден. рынка.В течение 80-х гг. законодательные и регулирующие изменения вынудили банковские организации значительно увеличить их географическое распространение и разнообразие предлагаемых продуктов.По мере роста размеров банковских организаций значительно увеличивалась общая концентрация активов в отрасли.С середины 70-х гг. банковская система США стала значительно более концентрированной на нац., региональном и штатном уровнях, чего нельзя было сказать о местном уровне. На общенациональном уровне сокращение числа банковских организаций и резкое повышение уровня концентрации произошло, главным образом, вследствие роста крупных региональных и суперрегиональных банковских холдинговых компаний, часто в результате слияний или поглощений. Уровень концентрации варьируется от региона к региону и от штата к штату, показывая основной прирост на северо- и юго-востоке. В четырех пятых всего числа штатов было зарегистрировано повышение концентрации за последнее десятилетие, однако степень концентрации была различной по регионам.В значительной степени эти структурные изменения явились следствием снижения правовых ограничений на территориальное распространение банковских организаций и набора продуктов, к-рые они предлагали. Введение в действие в 45 из 50 штатов межштатного банковского законодательства и возросшая концентрация на штатном уровне помогли повысить концентрацию на нац. и региональном уровнях. В определенной степени такой рост произошел потому, что межштатные банковские законы санкционировали развитие быстро растущих суперрегиональных и региональных банковских холдинговых компаний. На уровне штата рост концентрации можно объяснить более либеральными законами о филиалах, принятыми за последнее десятилетие.Одновременно с повышением концентрации банковских организаций законодательные и экон. изменения стимулировали расширение конкуренции между банками и др. фин. институтами. Возросшая конкуренция банкам со стороны сберегательных институтов и др. фирм и отсутствие какой-либо значительной концентрации на местном уровне должны были смягчить обеспокоенность по поводу антитрастовых аспектов, вызванных структурными изменениями.Банковскую деятельность регулирует множество законов. Кроме уже упомянутых законов, значительное влияние на банковское дело оказывают Закон о реальной процентной ставке и условиях ссуды, простых для понимания, и Закон об упрощениях и реформировании Закона о реальной процентной ставке и условиях ссуды, простых для понимания, Закон о слиянии банков 1960 г. и Закон о секретности банковских операций. Законы о реальной процентной ставке и условиях ссуды, простых для понимания, представляли собой законодательные акты, направленные на защиту потребителей от махинаций кредиторов. Для банков обязательно контролировать соответствие их действий требованиям закона. Закон о слиянии Б. принимался в качестве поправки к Закону о федеральном страховании депозитов. Он давал законодательное право соответствующим регулирующим ведомствам санкционировать или отклонять слияния Б. Министерству юстиции отводилась роль консультанта по комментированию антиконкурентных аспектов слияний. По Закону о слиянии банков 1970 г. от Б. требовалось ведение фин. записей и отчетов о необычных фин. операциях и валютных переводах; такие отчеты должны были быть использованы в ходе уголовных, налоговых и регулирующих расследований или процедур.В прилагаемых таблицах приводятся важные банковские сведения по коммерческим Б., подготовленные ФКСД.См. БАНК НАЦИОНАЛЬНЫЙ; БАНК ШТАТА; БАНКИ `НЕБАНКОВСКИЕ`; ЗАКОНЫ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО ДЕЛА; ИНДУСТРИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ; ИНСТИТУТЫ ФИНАНСОВЫЕ; ИСТОРИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА; КОМПАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ; ОБЛИГАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ; ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ.БИБЛИОГРАФИЯ:Banking Associations:American Bankers Association.American Society of Bank Directors.Association of Bank Holding Companies.Association of Reserve City Bankers.Bank Administration Institute.Bankers Association of Foreign Trade.Bank Marketing Association.BANK PAC.Conference of State Bank Supervisors.Consumer Bankers Association.Credit Union National Association.Independent Bankers Association of America.Mortgage Bankers Association of America.National Association for Bank Cost and Management Accounting.National Association of Bank Women.National Bankers Association.National Council of Savings Institutions.National League of Savings Associations.См. ОТРАСЛЕВАЯ АССОЦИАЦИЯ.Laws and Regulations (selective):Board of Governors of the Federal Reserve System. Federal Regulatory Service.Comptroller of the Currency. Comptroller`s Manual for National Banks.. Comptroller`s Handbook for National Bank Examiners.. Annual Report.Federal Banking Law Report.Federal Deposit Insurance Corporation, Rules and Regulations.. Annual Report.Federal Financial Institutions Examination Council.. Annual Report.Indexes:Amerikan Banker Index.Banking Literature Index.Business Periodicals Index.Business Publications Index and Abstracts.Index to Legal Periodicals. H. W. Wilson Co.Index to U.S. Government Periodicals.Legal Contents: The Biweekly Compilation of Tables of Contents from Law Reviews, Journals and Symposia.Management Contents: The Biweekly Compilation of Tables of Contents from Business Magazines.PAIS Bulletin.Periodicals:ABA Bankers Weekly.ABA Banking Journal.American Banker.American Bankers Index.Arkansas Banker.Bank Accounting and finance.Bank Acquisition Report.Bank Administration.Bank Asset/Liability Management Report.Bank Auditing and Accounting Report.Bank Automation Newsletter.Bank Director`s Report.Banker.Bankers Magazine.Bankers Monthly.Bankers New Weekly.Bankers Research.Bank Executives Report.Bank Financial Strategies.Bank Fraud.Banking.Banking Law Journal.Bank Letter.Banking World.Bank Marketing Magazine.Bank Marketing Report.Bank Network News; News and Analysis of Shared EFT Networks.Bank Operations Report.Bank Personnel Report.Bank Stock Quarterly.Bank Systems and Equipment.Bank Tax Report.BNA`s Banking Report. Bureau of National Affairs, Inc.Canadian Banker.Computers in Banking.Corporate EFT Report.Digest of Bank Insurance.EFT Press Alert.EFT Report.Export-Import Bank of Washington.Federal Reserve Banks, Reviews:Federal Reserve Bank of Atlanta Economic Review.Federal Reserve Bank of Chicago International Letter.Federal Reserve Bank of Dallas Economic Review.Federal Reserve Bank of Kansas City Economic Review.Federal Reserve Bank of Minneapolis Quarterly Review.Federal Reserve Bank of New York Quarterly Review.Federal Reserve Bank of Philadelphia Business Review.Federal Reserve Bank of Richmond Economic Review.Federal Reserve Bank of Saint Louis Review.Federal Reserve Bank of San Francisco Business and Financial Letter.Federal Reserve Bulletin.Financial Computing.Financial Services Week: The Competition Report for Banks and Financial Institutions.Financier: The Journal of Private Sector Policy.Independent Banker.International Financial Law Review.International Journal of Bank Marketing.Issues in Bank Regulation.Journal of Bank Cost and Management Accounting.Journal of Banking and finance.Journal of Banking Strategy.Journal of Bank Research.Journal of Commercial Bank Lending.Journal of Financial Economics.Journal of Money, Credit, and Banking.Journal of Retail Banking.Louisiana Banker.Magazine of Bank Administration.Monthly Bank Clearings.Mortgage Banker.One Hundred Highest Yields Among Federal-Insured Banks and Savings Institutions.National Thrift and Mortgage News.New Jersey Banker.New York State Banker.The Ohio Banker.PMT.Product, Marketing, and Technology.Quarterly Journal. Comptroller of the Currency.Savings Bank Journal.Savings Institution Banker.The Southern Banker.Tarheel Banker.United States Banker.См. также Financial Journals and Serials: An Analytical Guide to Accounting, finance, Insurance, and Investment Periodicals. Greenwood Press, New York, 1986.Statistical Sources:American Banker Yearbook. Gale Research Co., Detroit, MI.Aggregate Reserves and Member Bank Deposits. Federal Reserve Board, Washington, DC.Bank Operating Statistics. Federal Deposit Insurance Corporation, Washington, DC.Debits and Deposit Turnover at Commercial Banks.Federal Reserve Board:All-Bank Statistics, United States.Annual Reports.Annual Statistical Digest.Banking and Monetary Statistics.Federal Reserve Bulletin.Federal Reserve Regulatory Service.Comptroller of the Currency:Annual Reports.Comptroller`s Handbook for National Bank Examiners.Comptroller`s Manual for National Banks.Department of the Treasury:Daily Treasury Statement.Monthly Treasury Statement of Receipts and Outlays of the United States Government.Statement of United States Currency and Coin.Treasury Bulletin.Farm Credit Administration:Annual Report on the Work of the Cooperative Farm Credit System.Production Credit Association: Summary of Operations.Report of the Federal Land Bank Associations.Federal Deposit Insurance Corporation:Annual Report.Data Book-Operating Banks and Branches.Quarterly Banking Profile.Statistics on Banking.Trust Assets of Insured Commercial Banks.National Credit Union Administration:Annual Report.Yearend Statistics.Midyear Statistics.Office of Thrift Supervision:Annual Report.Asset and Liability Trends.Savings and Home Financing Source Book.Encyclopedia and Dictionaries:Banking Language: A Running Press Glossary. Running Press Book Publishers, Philadelphia, PA, 1977.Banking Terminology. ABA, Washington, DC, 1981.The Complete Executive`s Encyclopedia of Accounting, finance, Investing, Banking, and Economics. LING, A. N., and WOELFEL, C. J. Probus Publishing Co., Chicago IL, 1989.dictionary of Banking & Financial Services. ROSENBERG, J. M., John Wiley and Sons, New York, NY, 1985.Elsevier`s Banking dictionary of Six Languages: English/American, French, Italian, Spanish, Dutch, and German. Elsevier Scientific Publishing Co., New York, NY, 1983.Encyclopedia of Banking. JUD, D., and WOELFEL, C. J., Probus Publishing Co., Chicago, IL, 1988.Encyclopedia of Banking and finance. MUNN, G. G., and WOELFEL, C. J., Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL, 1990.Encyclopedia of Banking and Financial Tables. THORNDIKE, D., Warren, Gorman and Lamont, Inc., New York, NY, 1987.Encyclopedia of Business information Systems. Gale Research Co., Detroit, MI.Glossary of Fiduciary Terms. American Bankers Association, Washington, DC, 1968.Glossary of Terms. Chartered Accountant in Australia, June, 1988.Money A to Z: A Consumer`s Guide to the Language of Personal finance. Facts on File, New York, NY, 1984.Money Encyclopedia. RACHLIN, H., ed. Harper & Row Publishers, Inc., New York, NY, 1984.Bibliographies:Banks and Banking. U.S. Government Printing Office, Washington, DC.Deregulation and Nonbank Banks: A Selected Bibliography. Vance Publications, Monticello, VA.Economics and Business: An International Annotated Bibliography. Gordon and Breach Science Publishers.The FED in Print. Federal Bank of Philadelphia.Guide to Statistical Sources in Money, Banking, and finance. Oryx Press, Phoenix, AZ.information Sources. Gale Research Co., Detroit, MI.Money, Banking, and Macroeconomics: A Guide to Moody`s Bank and finance Manual. Moody`s Investors Services, New York, NY.Sources of World Financial and Banking information. Greenwood Press, Inc., Westport, CT.Handbooks, Manuals, and Looseleaf Services:American Banker Yearbook. Gale Research Co., Detroit, MI.Bank Administration Manual. SEGLIN, J. L., Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL, 1988.Bank and finance Manual. Moody`s Investors Services, New York, NY.Bank Director`s Handbook. Auburn House Publishing Co., Inc., Dover, MA.Bankers Almanac. MILLER, R. B., Bankers Publishing Co., Rolling Meadows, IL.Bankers` Almanac and Yearbook. International Publications Service, New York, NY.Banker`s Handbook. Dow Jones-Irwin, Inc., Homewood, IL.Banking Law. Matthew Bender & Co., Inc., New York, NY.Banking Law Manual: Legal Guide to Commercial Banks, Thrift Institutions, and Credit Unions. Matthew Bender & Co., Inc., New York, NY.Commercial Banking. American Management Association, New York, NY. Looseleaf self-study course.Control of Banking. Prentice Hall, Inc., Englewood Cliffs, NJ. Looseleaf volumes.Corporate and Commercial finance Agreements. TOMCZAK, S. L., Shepherds/McGraw Book Co., Colorado Springs, CO. Looseleaf.Emerging Trends in Retail Banking. FIND/SVP, New York, NY.Federal Banking Law Reports. Commerce Clearing House, Inc., Chicago, IL.Handbook of Bank Accounting. WOELFEL, C. J., Bankers Publishing Co.Handbook for Bank Strategies. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL.Moody`s Bank and finance Manual. Moody`s Investors Services, New York, NY.Responsibilities and Liabilities of Bank and Bank Holding Companies Directors. Commerce Clearing House, Inc. Chicago, IL.Taxation of Financial Institutions. Matthew Bender & Co., New York, NY.Value Line Investment Survey. Value Line, Inc., New York, NY.World Banking Handbook. MURO, V.Directories:American Bank Attorneys. Capron Publishing Co.American Bank Directory. McFadden Business Publications.American Bankers Association Key to Routing Numbers. Rand McNally and Co.Bank Administration Check Processing Equipment Directory. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL.Bank Administration Coin and Currency Processing Directory. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL.Bank Administration Microcomputer Directory. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL.Bank Administration Retail Delivery Systems Directory. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL.Bankers School Directory. American Bankers Association.Bank Marketing Directory of Bank Marketing Services Issue. Bank Marketing Association.Bank Systems and Equipment Directory. Gralla Publications.Branch Directory and Summary of Deposits. Decision Research Sciences, Inc.Business Organizations, Agencies, and Publications Directory. Gale Research Co., Detroit, MI.Callahan`s Credit Union Directory, 1986. Annual.Datapro Reports on Banking Automation. Datapro Research Corp.Deposit History and Projections. Decision Research Sciences.Directory of American Savings and Loan Associations. T.K.Sanderson Organization, 1955. Annual.Financial Buyers Guide. Commerce Publishing Co., Chicago, IL.Financial Services Software Directory. Longman Financial Services Publishing.Financial Sourcebooks` SOURCES: The Directory of Financial Research, Marketing Surveys and Services. Financial Sourcebooks.Lawyer`s Register by Specialties and Fields of Law, Including a Directory of Corporate Counsel. The Lawyer`s Register Publishing Co.Polk`s World Bank Directory, 1985. Semiannual.Rand McNally Bankers Directory, 1872. Semiannual.The U.S. Savings & Loan Directory, 1982. Annual.Government Publications - General:Bureau of Economic Analyses. Business Conditions Digest.. Survey of Current Business.. Business Statistics.Treasury Department. Treasury Bulletin.U.S. Council of Economic Advisers. Economic Indicators.Online Data Bases:ABI/infoRM. UMI-Data Courier, Inc. Business periodicals.American Statistics Index: A Comprehensive Guide and Index to the Statistical Publications of the United States Government. Congressional information Service, Inc.Banker. Bell & Howell, Wooster, OH.Economic Literature Index. American Economic Association.FINIS: Financial Industry information Service. Bank Marketing Association.Innerline. Bank Administration Institute.Legal Resource Index. information Access Co. Legal periodicals.LEXIS. Mead Data Central. Indexes of legal cases, statutes, orders, and opinions.Management Contents. information Access Co.NEXIS. Mead Data Central. Periodicals and newspapers.PTS U.S. Time Series. Predicasts, Inc. Time series data.Trade & Industry Index. information Access Co. Business periodicals.WILSONLINE. H. W. Wilson Co. Periodical indexes.Key Economic Indicators:Consumer Price Index (CPI). Bureau of Labor Statistics. Monthly.GNP. Bureau of Economic Analysis.Housing Starts. Census Bureau, Commerce Department. Monthly.Industrial Production Index. Board of Governors of the Federal Reserve System. Monthly.Leading Indicators. Bureau of Economic Analysis. Monthly.Personal Income. Bureau of Economic Analysis. Monthly.Producer Price Index (PPI). Bureau of Labor Statistics. Monthly.Retail Sales. Bureau of Economic Analysis. Monthly.Unemployment. Bureau of Labor Statistics. Monthly.Other References:AUSTIN, D. V., and others. Modern Banking: A Practical Guide to Managing Deregulated Institutions. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL, 1985.AUSTIN, D. V., and SIMOFF, P. Strategic Planning for Banks. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1992.AUSTIN, D. V., HAKALA, D. R., and SCAMPINI, T. J. Modern Banking. Bankers Publishing Co., Rolling Meadows, IL, 1988.J. BALACHANDRAN, M. A. Guide to Statistical Sources in Money, Banking, and finance. Oryx Press, Phoenix, AZ, 1988.BARNETT, R. E. Responsibilities and Liabilities of Bank and Bank Holding Company Directors. Commerce Clearing House, Inc. Chicago, IL. Latest edition.BELASCO, K. S. Bank Productivity. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1992.BOLLENBACHER, G. M. The New Business of Banking. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1992.BROWN, A. J. High Performance Banking, Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1992.Economic and Business: An International Annotated Bibliography. Gordon and Breach Science Publishers, Cooper Station, NY. Latest edition.GARCIA, F. L. How to Analyze a Bank Statement. Bankers Publishing Co., Rolling Meadows, IL, 1984.GOLDFIELD, S. M. The Economics of Money and Banking. Harper Row Publischers, Inc., New York, NY, 1985.HASLEM, J. A. Commercial Bank Management: Text and Readings. Prentice Hall, Inc., Englewood Cliffs, NJ, 1985.HAYES, S. L., and HUABBARD, P. M. Investment Banking. Harvard Business School Press, Boston, MA, 1990.HEMPEL, G. H., and others. Bank Management. John Wiley and Sons, Inc., New York, NY, 1986.HUTCHINSON, H. D. Money, Banking, and the United States Economy. Prentice Hall, Inc., Englewood Cliffs, NJ, 1988.JANNOTT, P. F. Improving Bank Profits; How to Decrease Operating Expenses and Increase Income. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL, 1984.JOHNSON, F. P., and JOHNSON, R. D. Commercial Bank Management. Dryden Press, Hinsdale, IL, 1985.KOCH, T. Bank Management. Dryden Press, Hinsdale, IL, 1988.KOCH, T. W. Bank Management. Dryden, NY, 1992.KUSNET, J., and ANTOPOL, J. T. Modern Banking Checklists. Warren, Gorham and Lamont, Inc., Boston, MA. Cumulative supplements.MARKS, L. A. `Managing Your Bankers`. Corporate Accounting, Spring, 1988.MORIARTY, R. T., Kimball, R. C., and Gay, J. H. `The Management of Corporate Banking Relationships`. Sloan Management Review, Spring, 1983.RACHLINE, H., ed. The Money Encyclopedia. Harper & Row, Publishers, New York, NY, 1984.REED, E. W. Commercial Banking. Prentice Hall, Inc., Englewood Cliffs, NJ, 1984.SANTORO, N. J. Bank Operations Management. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1992.SCHROEDER, M. R. Bank Officer`s Handbook of Commercial Banking Law. Boston, MA, 1993.SEGLIN, J. Bank Administration Manual. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL, 1988.SEGLIN, J. L. The Banker`s Handbook of Letters and Letter Writing, Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1992.Statistical information on the Financial Services Industry. American Bankers Association, Washington, DC. Periodical update.Strategic Management for Bankers. Planning Forum, Oxford, OH, 1984.STEMPER, R. G. Successful Branch Management. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1992.Taking Risk to Win. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1992.