Бюджет
централизованный фонд денежных ресурсов государства (свод доходов и расходов).
централизованный фонд денежных ресурсов государства (свод доходов и расходов).
Письменное изложение планов компании, выраженное в финансовых терминах (смета).
это план будущих операций, выраженных в количественных (в основном денежном) измерителях.
Финансовый план, намечающий индикативные показатели расходов, доходов и т.д. организации на определенный период.
план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона.
расчет денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период, утвержденный в законодательном порядке.
сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти.
1) роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия на определенный период; 2) совокупность доходов и расходов лица, семьи на известный период.
Детальная смета финансовой деятельности, например, рекламный бюджет (смета расходов на рекламу), план сбыта, бюджет капиталовложений (смета инвестиций в основной капитал).
Бюджет - в РФ - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
совокупность доходов и расходов государства, учреждения или отдельного хозяйства, вытекающих из плана их деятельности на известный период времени, обыкновенно на предстоящий год.
баланс денежных доходов и расходов субъектов хозяйственной деятельности - государства, республик, областей,предприятий, учреждений и т.п. на определенный период времени; утверждается в законодательном порядке.
предположительное исчисление доходов и расходов организации или государства на определенный срок; распределение и структурирование доходов и расходов; распределение затрат, имеющихся ресурсов (бюджет времени).
сбалансированная смета доходов и расходов, составленная в денежном выражении на определенный период. Приходная и расходная части бюджета отражают источники формирования дохода и направления его расхода. Различают бюджет государственный, местный, городской и т.п.
Информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности. Также иногда называется Планом по прибыли (Profit Plan).
от англ. budget - бюджет) - баланс денежных доходов (поступлений) и расходов (использования) того или иного хозяйствующего субъекта, органа власти, общественной организации. Выделяют бюджет государственный, субъектов Федерации, местный, консолидированный (сводный), федеральный, семейный и т.д.
от англ.budget - сумка роспись
денежных доходов и расходов, составляемая для государства, местных органов управления, фирм, компаний, учреждений, семей или отдельного лица на определенный период год( квартал, месяц) Приходная и расходная части Б. содержат указания на источники поступления и направления расходования средств.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). (нл.) ст. 11 НК РФ Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. ст. 6 БК РФ
раскладка доходов и расходов государства на определенный срок (обычно на год), утвержденная высшим законодательным органом. Употребляется как определение возможных расходов и доходов учреждения, предприятия, семьи и т. д. В условиях социализма государственный бюджет служит интересам всего народа, в то время как бюджеты капиталистических стран являются средством дальнейшего обогащения монополий, усиления эксплуатации трудящихся масс.
1. роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период, утвержденная в установленном порядке. Б. является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляется бюджет, различают государственный, региональный, местный (муниципальный), семейный (потребительский)бюджеты. Правомерно говорить и о бюджете предприятия, фирмы, составленном в форме плана, балансадоходов и расходов, прогноза финансового положения предприятия; 2. смета расходов по проекту.
это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач функций местного самоуправления.
Городские активы – совокупность принадлежащих различным собственникам локализованных на конкретной территории материальных активов, выступающих как единство производственных, в т.ч. трудовых, жилищных, инфраструктурных и финансовых фондов
и нематериальных активов, выраженных в имидже города, его кредитном рейтинге и авторитете, уровне интеллектуального развития, образования и профессиональной подготовке населения, созданном инновационном заделе, степени правового и институционального развития, потребительской активности, состоянии общественного мнения, характере ожидания бизнес среды, граждан и пр.
имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего бюджет составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия, но существуют и бюджеты времени, в которых сопоставляется располагаемое время и расходуемое. Бюджет является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляется бюджет, различают государственный, региональный, местный (муниципальный), семейный (потребительский) бюджеты. Правомерно говорить и о бюджете предприятия, фирмы, составленном в форме баланса доходов и расходов.
Бюджет – смета доходов и расходов частного лица, организации или государства в целом, устанавливаемая на определенный временной период - как правило, на год. Бюджет представляет собой финансовый план, при помощи которого можно прогнозировать будущие поступления и затраты.
Исходя из того, для кого определяется бюджет, он может быть
государственным; бюджетом организации; семейным (бюджетом домохозяйства).
Кроме того, понятие бюджета часто используется и в узкоспециализированном контексте. Например, бюджет отдельно взятого проекта – план доходов и расходов, непосредственно связанных, предположим, с выпуском той или иной новой продукции или предложением на рынке новой услуги. Бюджет фильма – список предстоящих затрат на съемки.
Бюджетное планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Применительно к банковской сфере им можно считать сметы предстоящих денежных поступлений и платежей, причем как в совсем краткосрочной перспективе – расчеты «сегодня», «завтра», так и на достаточно длительный период – один, три, шесть и более месяцев.
При помощи бюджетирования денежных потоков кредитные организации планируют и контролируют свою ликвидность.
Доходы и расходы в бюджете могут быть выражены в денежных единицах, а также в процентах. Например, статьи расходов часто определяются как процент от доходов. Кроме того, затраты могут напрямую зависеть от поступлений. Так, существует понятие БОР («бюджет, ориентированный на результат») - методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми показателями.
1) роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период; 2) совокупность доходов и расходов лица, семьи за определенный период.
Различают три состояния госбюджета: нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной; дефицитное, когда расходы превышают доходы; профицитное, если доходы превышают затраты.
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3. Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-экономическая политика. Меры по снижению бюджетного дефицита:
1. Переход от финансирования к кредитованию.
2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
3. Снижение расходов на управление государством.
4. Изменение системы налогообложения.
5. Повышение роли местных Б.
Существует четыре традиционных способа покрытия дефицита Б.: 1) выпуск госзаймов; 2) ужесточение налогообложения; 3) секвестр, т. е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям; 4) производство денег, или сеньораж, т. е. печатание денег. Однако в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке и могут быть использованы для покрытия дефицита Б. Однако политика центрального банка, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: Б. должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу; значит, доходы населения упали и налоговые поступления в Б. сократились. Стремясь сбалансировать Б., правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию. Поэтому ежегодно балансируемый Б. является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: Б. должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо Б. покроет государственный долг, появившийся в период спада. Б. сбалансируется не за один год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не Б., а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в России ориентируется на первую концепцию.
план доходов и расходов на определенный период. Б. является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, составляющего Б., различают государственный, региональный, местный (муниципальный) Б., Б. предприятий, семейный (потребительский) Б. Б. государственный — смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Доходы Федерального Б. за январь — август 2004 г. составили 2114,9 млрд руб. (20,2 % от ВВП) (за аналоичный период 2003 г. — 1678,0 млрд руб., 20,2 % от ВВП). Основными статьями доходов Федерального Б. являются: единый социальный налог (285,5 млрд руб. (2,7 % от ВВП) за январь - август 2004 г.; 231,9 млрд руб. (2,8 %) за январь- август 2003 г.); налог на добавленную стоимость (669,0 млрд руб. (6,4 %) за январь — август 2004 г.; 571,5 млрд руб. (6,9 %) за январь — август 2003 г.); налог на прибыль (130,1 млрд руб. (1,2 %) за январь - август 2004 г.; 110,8 млрд руб. (1,3 %) за январь — август 2003 г.); акцизы (85,5 млрд руб. (0,8 %) за январь — август 2004 г.; 175,4 млрд руб. (2,1 %) за январь — август 2003 г.); таможенные сборы и пошлины (512,5 млрд руб. (4,9 %) за январь - август 2004 г.; 284,0 млрд руб. (3,4 %) за январь — август 2003 г.); неналоговые поступления (145,2 млрд руб. (1,4 %) за январь - август 2004 г.; 124,2 млрд руб. (1,5 %) за январь - август 2003 г.). Расходы Федерального Б. за январь - август 2004 г. составили 1630,7 млрд руб. (15,-6 % от ВВП) (за январь - август 2003 г. — 1454,2 млрд руб., 17,5 % от ВВП). Основными статьями расходов Федерального Б. являются: перечисление ЕСН в Пенсионный фонд (288,2 млрд руб. (2,8 % от ВВП) за январь - август 2004 г.; 239,4 млрд руб. (2,9 %) за январь -август 2003 г.); обслуживание государственного долга (процентные платежи) (156,0 млрд руб. (1,5 %) за январь — август 2004 г.; 168,9 млрд руб. (2,0 %) за январь - август 2003 г.); на национальную оборону (258,6 млрд руб. (2,5 %) за январь — август 2004 г.; 215,8 млрд руб. (2,6 %) за январь - август 2003 г.); на социальную сферу (210,1 млрд руб. (2,0 %) за январь — август 2004 г.; 182,4 млрд руб. (2,2 %) за январь — август 2003 г.); финансовая помощь бюджетам других уровней (573,5 млрд руб. (5,5 %) за январь - август 2004 г.; 512,6 млрд руб. (6,2 %) за январь — август 2003 г.). Б. минимальный потребительский — расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку минимальных благ и услуг потребительского Б. более высокого уровня посравнению с прожиточным минимумом (см. Прожиточный минимум, Потребительская корзина), обеспечивающая нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и жизнедеятельность для нетрудоспособных. Ориентировочный расчет осуществляется на основании данных Госкомстата России. Официально с 1992 г. заменен на показатель прожиточного минимума (физиологического), в котором уже не учитываются расходы на посещение кино, театров, домов отдыха и др. Б. семьи — баланс фактических доходов и расходов семьи за определенный период времени (месяц, квартал или год), характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения. В доходной части отражаются доходы ее членов по всем источникам поступлений, в расходной — расходы семьи по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и услуг культурно-бытового назначения, транспорта, оплату путевок в санатории, дома отдыха, расходы, связанные с ведением личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельностью, уплата налогов, обязательных платежей, взносы и др. Доходная и расходная части Б. балансируются с учетом накоплений семьи в виде прироста наличных денег, валюты, вкладов в учреждениях банка, покупки ценных бумаг, стоимости продуктов личного подсобного хозяйства и др. Источником данных о Б. семьи являются выборочные обследования домашних хозяйств. Дефицит государственного Б. — превышение расходной части государственного Б. над его доходной частью — является одним из факторов развития инфляционного процесса (см. Инфляция). Считается, что если дефицит государственного Б. составляет 1—3 %, то государственный Б. в норме, превышение этого показателя на 10 % неизбежно приводит к гиперинфляции. В 1999 г. дефицит госбюджета России составил 2,1 % от валового внутреннего продукта. В 2000 г. отмечалось некоторое снижение этого показателя до 0,8 % за год, а в некоторые месяцы даже наблюдался профицит госбюджета России (превышение доходной части государственного Б. над его расходной частью). С 2001 г. в российской экономике сохраняется профицит федерального Б. В январе — августе 2004 г. его размер составил 484,2 млрд руб. или 4,6 % от ВВП. Основными способами финансирования дефицита государственного Б. являются: кредитно-денежная эмиссия, выпуск займов и увеличение налоговых поступлений в госбюджет (см. Налоговая политика).
англ. public budget) – 1) по экономической сущности – денежные отношения, складывающиеся у органов гос. власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично – и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан; 2) по материально-вещественному воплощению – фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление; 3) по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Как совокупность объективно обусловленных денежных отношений Б. – это экономическая категория, имеющая разл. организационно-правовые формы проявления. Различают Б.: федеральный; областной; краевой и т.д. (см. Бюджет субъекта РФ); районный, городской, сельский и др. (см. Бюджет муниципального образования). Бюдж. отношения возникают в процессе деятельности органов гос. власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение финансирования общегос., региональных и муницип. мероприятий по регулированию экономики, содержанию и развитию соц. сферы, охране обществ. порядка, упрочению нац. безопасности и др. Бюдж. отношения многообразны, поскольку опосредуют распределение ден. средств между секторами экономики, отраслями нар. хоз-ва, территориями страны и т.д. Б. как экономической категории присущи 2 функции – распределительная (перераспределение ден. доходов между разными сферами деятельности, подразделениями обществ. произ-ва, уровнями гос. управления, соц. слоями об-ва и т.д.) и контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюдж. средств). Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного произ-ва; осн. объектом бюдж. распределения выступает национальный доход (гл. обр. чистый доход); вовлечение в бюджетное перераспределение элементов нац. богатства (золотого запаса, валютных резервов, накопл. страховых резервов и др.) сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономич. кризисом, последствиями крупномасштабных стихийных бедствий и т.п.). С помощью контрольной функции выявляется финанс. положение конкретных экономич. субъектов, отраслей нар. хоз-ва, территориальных образований, хотя далеко не все их финанс. ресурсы проходят через Б. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финанс. ресурсы поступают в распоряжение органов гос. власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюдж. средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотр. бюдж. полномочий и т.д., но и к каким экономич. и соц. последствиям это приводит. Б. оказывает огромное влияние на обществ. произ-во, выступая ускорителем, а иногда – тормозом социальноэкономич. развития об-ва. При переходе к рыночной экономике он не утрачивает своей активной роли и может стать важным фактором успешного осуществления экономич. и соц. преобразований. Б. может существенно менять сложившиеся народнохоз. пропорции, положительно влиять на отраслевую и территориальную структуры обществ. произ-ва. Через налоги, налоговые льготы, бюджетное финансирование можно изменять деятельность хозяйствующих субъектов, направив ее на быстрое обновление производств. потенциала, ускорение НТП, рост рентабельности и т.д. В условиях рынка именно Б. призван оказывать помощь гос-ву в проведении социально значимых реформ (пенсионной, образовательной и др.), нивелировать соц. последствия расслоения граждан по материальному положению. Б. как финансовый документ отражает результаты планового образования и расходования конкретных денежных средств. Он ежегодно разрабатывается исполнительными и утверждается законодательными (представительными) органами гос. власти и местного самоуправления. Составляется Б. в форме баланса доходов и расходов, показатели к-рого отображают предполагаемое (предусматриваемое) движение средств. Многообразие органов гос. власти и местного самоуправления, в распоряжении к-рых формируются бюдж. фонды, обусловливает и разные по названию и содержанию бюдж. планы, при этом их названия зависят от конкретных административно-территориальных и гос. образований в данной стране, а содержание – от функций и полномочий, закрепл. за соотв. органом гос. власти или органом местного самоуправления. В России Федеральным Собранием РФ ежегодно принимается Закон «О федеральном бюджете на 20… год»; законодат. органами республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга – законы о республиканских бюджетах соотв. республик, законы о краевых, областных бюджетах и т.д.; органами местного самоуправления – решения по конкретным видам местных бюджетов. Б. называют также финансовый план нек-рых некоммерч. орг-ций и структур –– международных (напр., ООН, ЕС) и российских (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и др.), а также коммерческих предприятий – бюджет фирмы. Разработка финанс. планов фирмы называется бюджетированием. Б. могут называть и документ, отражающий намечаемые доходы и расходы домашнего хозяйства, – бюджет домохозяйства.
1) основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов); - роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период, утвержденная в законодательном порядке.
Виды бюджетов:
бюджет, автоматический - возобновление в неизменном виде бюджета истекшего года на новый бюджетный год. Действовал вследствие того, что новый бюджет не был представлен или его утверждение задерживалось;
бюджет, автономный - самостоятельные сметы доходов и расходов, относительно независимые от бюджетов центрального правительства. А.б. имеют государственные и смешанные предприятия и учреждения, а также специальные правительственные фонды (например фонды социального страхования);
бюджет-брутто - метод построения бюджета, при котором в него включаются полные суммы доходов и эксплуатационные расходы государственных предприятий и имуществ; все оборотные транзитные статьи, проходящие в равных суммах по доходам и расходам;
бюджет, военный - официальная смета прямых военных расходов государства, выделенная в государственном бюджете в специальный раздел;
бюджет времени населения - бюджет, который характеризует структуру затрат суточного фонда времени (в рабочие, выходные дни и в среднем за день недели) отдельных лиц, семей, различных групп населения в зависимости от пола, возраста членов семьи, места проживания, занятости и ряда других признаков. В суточном фонде времени выделяются: 1) рабочее время 2) время, связанное с работой (прием и сдача смены, уход за собой после работы, время на передвижение к месту работы и обратно, на питание и другие) 3) внерабочее время, связанное с организацией домашнего потребления, бытом семьи (покупка товаров, получение услуг, приготовление пищи, уход за помещением, стирка, шитье и т.п.) 4) время на удовлетворение физиологических потребностей (прием пищи, сон и т.п.) 5) свободное время. Материалы о бюджете времени населения собираются путем периодически проводимых выборочных обследований населения;
бюджет геллера - один из наиболее известных бюджетов потребления, используемых в США для оценки стоимости жизни; бюджет городской семьи из четырех человек;
бюджет государственный - установленная государством форма образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций и задач государства;
бюджет денежных средств - проектируемые компанией поступления и расходы денежных средств на некоторый период времени в будущем;
бюджет долгосрочных расходов - суммы, предназначенные организацией на покрытие будущих капиталовложений;
бюджет домашнего хозяйства - баланс фактических доходов и расходов домашнего хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год). В доходной части бюджета домашнего хозяйства отражаются все доходы его членов по следующим источникам: оплата труда, доходы от предпринимательской и иной деятельности, пенсии, стипендии, пособия, дивиденды, проценты, доходы от собственности, рента, доходы от личного подсобного хозяйства и другие. В расходной части бюджета показываются расходы домашнего хозяйства по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и коммунальных услуг, услуг культурно-бытового назначения, транспорта, расходы в связи с ведением личного подсобного хозяйства, налоги и другие. Доходная и расходная части бюджета балансируются с учетом накоплений домашнего хозяйства в виде изменения суммы наличных денег, прироста вкладов на банковских счетах и т.п. Источником данных о бюджете домашнего хозяйства являются выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств;
бюджет, дополнительный - бюджет, составляющийся по расходам, возникшим в текущем бюджетном году после утверждения бюджета;
бюджет, затратный - экономическая политика, базирующаяся на бюджетном дефиците;
бюджет, местный - совокупность бюджетов административно-территориальных единиц, целиком находящихся в ведении местных органов власти и управления;
бюджет на нулевой основе - бюджет, который составляется по принципу системы ЗББ (баланса на нулевой основе), то есть каждый раз заново, без учета уже произведенных затрат по ранее принятым программам, их пропорций, приоритетов;
бюджет, непрерывный - бюджет, который постоянно пересматривается на протяжении бюджетного года (года, квартала) для уточнения бюджетных показателей на предстоящий месяц, квартал;
бюджет-нетто - метод построения бюджета, при котором его взаимоотношения с государственным хозяйством строятся по сальдо: в бюджете отражаются лишь итоговые финансовые результаты деятельности предприятий, находящихся на самостоятельном бюджете;
бюджет организаций - документ, регламентирующий доходы и расходы организации на определенный период;
бюджет полной занятости - соотношение государственных расходов и доходов, активное или пассивное сальдо бюджета, которое сложилось бы, если бы экономика в течение года функционировала в условиях полной занятости;
бюджет, потребительский - баланс денежных доходов и расходов семьи, характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения;
бюджет, потребительский минимальный - стоимость набора минимальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму; определяется на основе потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных, непродовольственных товарах и услугах. Рассчитывается на одного члена семьи по категориям населения на определенный период времени (год, месяц). Состав минимально необходимых товаров и услуг определяется минимальной "потребительской корзиной", также формируемой по категориям потребителей;
бюджет, потребительский рациональный - общественно необходимый, рациональный норматив потребления населением различных материальных благ (продуктов питания, одежды, предметов культуры и быта, жилища и другие) и услуг культурно-бытового назначения. Разрабатывается для различных социально-демографических групп населения. Служит для определения перспектив развития социально-экономической политики государства;
бюджет, присоединенный - один из видов бюджетов специальных фондов. П.б. включается в состав центрального бюджета, как правило, по принципу бюджета-брутто;
бюджет прожиточного минимума - стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы;
бюджет развития - часть бюджета органов государственной власти или местного самоуправления любого уровня. В нем предусматриваются ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями как в производственную, так и в непроизводственную сферы, и иные расходы по расширенному воспроизводству в целях социально-экономического развития страны или ее отдельных территориальных образований, а также расходы по восстановлению окружающей среды;
бюджет, региональный - территориальный бюджет одной или нескольких крупных административно-территориальных единиц;
бюджет, рекламный - смета ассигнований на рекламную деятельность;
бюджет семьи - баланс фактических доходов и расходов семьи за определенный период времени (месяц, квартал или год). В доходной части отражаются доходы ее членов по всем источникам поступлений, в расходной - расходы семьи по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и услуг культурно-бытового назначения, транспорта, оплату путевок в санатории, дома отдыха, расходы в связи с ведением личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности, уплата налогов, обязательных платежей, взносы и др. Доходная и расходная части бюджета балансируются с учетом накоплений семьи в виде прироста наличных денег, валюты, вкладов в учреждениях банка, покупки акций, облигаций и других ценных бумаг, стоимости прироста скота и птицы, продуктов личного подсобного хозяйства, кормов и др. Источником данных о Б.с. являются выборочные обследования домашних хозяйств;
бюджет, скользящий - применяется в некоторых государствах, охватывает ряд (обычно пять) лет. В его основу положен скользящий принцип разработки бюджета;
бюджет с нулевой базой - бюджетный метод, при котором требуется обосновывать все расходы, а не только превышение уровня прошлого года;
бюджет текущих расходов - часть центрального бюджета или бюджета любого территориального уровня, в которую включаются расходы на текущее содержание органов власти и управления, правоохранительных органов, судов, бюджетных учреждений, затраты на текущий и капитальный (восстановительный) ремонт их помещений, оборудования и другие расходы, носящие текущий характер и не включаемые в бюджет развития;
бюджет фирмы план доходов и расходов фирмы на определенный предстоящий период. Годовые или ежемесячные бюджеты продаж, производства, затрат и капитальных расходов позволяют фирме планировать будущую деятельность и, собирая фактические данные о продажах, производственных затратах и т.п., сравнивать их с бюджетом, чтобы более эффективно контролировать эту деятельность;
бюджет, циклически сбалансированный - равенство объема правительственных расходов на товары и услуги чистому объему налоговых поступлений в пределах экономического цикла; возникающий в периоды спада деловой активности дефицит бюджета компенсируется бюджетным избытком в периоды процветания (инфляции);
бюджет, чрезвычайный - роспись доходов и расходов государства, составляемая дополнительно к обычному бюджету.
BUDGET
Упорядоченная и скоординированная программа фин. планирования и управления. Составление Б., являющееся основным этапом его планирования, дает мотивацию затрат и контролирует деловые операции. Процесс составления Б. требует от администрации определения целей и задач и разработки скоординированного плана для их достиженияБюдж. контроль осуществляют бюдж. управления, центры и подразделения, к-рые увязывают ответственность администрации по достижению организационных целей и задач и предоставляют возможность постоянного сравнения конкретных результатов этой деятельности с бюдж. предложением по созданию основы для соответствующих действий. Прилагаемая схема раскрывает общую схему процесса стратегического планирования.Полный, или всеобъемлющий, Б. представляет собой относительно полный план будущих операций фирмы. Обычно бюдж. период достаточно короток, что позволяет делать точные предсказания, и одновременно достаточно продолжителен, что позволяет его выполнить. Бюдж. период обычно совпадает с фискальным (налоговым) годом деловой активности, так что конкретные результаты операций можно легко сравнивать с бюдж. расчетами.Полный Б. составляется для промышленного предприятия и выполняется как 1) оперативная смета и 2) фин. Б. При составлении оперативной сметы разрабатывается отчет о доходах фирмы, включая и дополнительные расчеты. Фин. Б. состоит из сбалансированного отчета и указывает на то, как Б. влияет на ресурсы и обязательства компании, включая платежи и поступления по дополнительным ведомостям, отражает движение наличности, капиталовложения и др. статьи, влияющие на балансовый отчет.Оперативная смета и фин. отчет обычно подготавливаются на год, с составлением дополнительных ежемесячных или ежеквартальных ведомостей. Б. капиталовложений, или перспективный Б., обычно разрабатывается на более длительный период времени.При составлении Б. обычно создается бюдж. комиссия по общим вопросам, под руководством к-рой должны разрабатываться детали Б. Совет директоров (или другая высокопоставленная группа с правом принятия решения) одобряет предложения, сделанные бюдж. комитетом. Директор по Б. после этого приступает к подготовке его деталей. Разработка деталей Б. начинается с прогноза дохода от реализации продукции или услуг.После расчета доходов производится расчет расходов, издержек, инкассирования и платежей. Затем составляются фин. отчеты, сбалансированные по доходам и расходам, к-рые проверяются на предмет влияния запланированных по Б. затрат на компанию, акционеров, кредиторов и др. внешних участников. После этого Б. утверждается и исполняется.Очень часто составление оперативной сметы осуществляется в течение третьего квартала года для того, чтобы учесть текущие тенденции, способные оказать воздействие в последующих кварталах. Основные факторысновные факторы, подлежащие рассмотрению при составлении бюджета, включают предполагаемые или желаемые уровни ссуд и депозитов, процентного дохода и расходы на выплату процентов, доходы от пошлин и оплаты персонала. Составленный Б. обычно сопровождается специальными программами, предназначенными для выполнения задач Б. Совокупная смета представляется руководству и Совету для утверждения. Б. используется главным образом для контроля за результатами деятельности фирмы и оценки качества менеджмента. Схема полного Б. приводится ниже.Второй этап процесса бюдж. контроля включает операции по мониторингу для достижения выполнения оперативных планов и целей. Бюдж. контроль опирается главным образом на анализ различий между действительными и стандартными издержками. Элементами процесса контроля являются:- установление ответственности за исполнение Б. с передачей планов тем, на кого возлагается эта ответственность;- оценка различий между конкретными результатами и бюдж. прогнозами;- осуществление соответствующих действий, содействующих исполнению Б.Полный Б. является в основном инструментом планирования. Очень часто такой Б. статичен и негибок и, как правило, рассчитан на один вид деятельности - ожидаемый или нормальный (обычный) уровень производства. Гибкий, или изменяемый, Б. обычно используется как инструмент для контроля за издержками производства и оценки деятельности, поскольку на затраты влияют изменения объема подобной деятельности фирмы. Гибкий Б. разрабатывается для определенного объема деятельности, поскольку на затраты влияют изменения объема подобной деятельности. Гибкие Б. часто выражаются в единицах производства или в стандартных часах работы, отводимых на выпуск соответствующей продукции.Смета (бюджет) капиталовложений представляет собой план для приобретения и финансирования долгосрочных активов. Смета капиталовложений также является средством для обеспечения финансирования этой деятельности. Фин. теория проводит четкое разграничение между решением по инвестициям и по текущим фин. затратам. Смета капиталовложений обычно включает один или более элементов из нижеследующего перечня:1. Новые мощности и основные приобретения мощностей.2. Капитальное обновление и ремонт существующих мощностей.Для принятия инвестиционных решений, связанных со сметой капиталовложений, в настоящее время применяются различные методы. Метод определения чистой текущей стоимости или его варианты обычно являются ведущей методикой. Применение метода чистой текущей стоимости для сметы капиталовложений заключается в следующем:1. Подсчет будущих потоков наличности, а также приход и расход от каждого рассматриваемого альтернативного проекта.2. Дисконтирование будущих потоков наличности на настоящий момент, применяя стоимость капитала фирмы как ставку дисконта.3. Принятие или непринятие предлагаемого проекта на основании правила принятия решения, к-рый максимально повысит богатство фирмы.Практический опыт подсказывает следующие основные выводы в отношении составления Б. (сметы):1. Планирование и составление Б. должны быть взаимосвязаны.2. Составление сметы представляет собой процесс оценки приоритетов в развитии фирмы.3. Планирование и составление Б. должны быть основаны на базе данных и ориентированы на конечный результат.4. Разработка Б. представляет собой распределение ресурсов и формирование источников их покрытия.5. Противоречия могут возникнуть в результате влияния экон. факторов, процесса распределения, отсутствия понимания, узости интересов и неадекватности руководства.6. По характеру составления Б. является политическим процессом и предполагает умение убеждать и идти на компромиссы.7. Существует постоянное противоречие между организационными потребностями и желаниями и наличием ресурсов.8. Фин. ресурсы не являются неисчерпаемыми и самовосполняемыми.9. Б. является ден. выражением институциональных целей и задач.10. Взаимоотношения по Б. должны систематически увязываться с расходованием средств на выполнение плановых задач.11. Составление Б. зависит от людей, к-рые делают произвольный выбор в отношении экон. и неэкономических вопросов.12. Распределение ресурсов является основным источником гибкости, когда прекращается увеличение дохода.13. Решения по Б. часто являются результатом соглашения, притом субъективного.14. Разногласия периодически разрешаются дискризионной властью.В коммерческих и некоммерческих институтах существуют различные виды Б. Выделяют пять основных видов Б:1. Взвешенный Б., к-рый используется вместе с обычным Б. по анализу расходов (или постатейный бюджет).2. Гибкий Б.3. Системы планирования, программирования и составления Б.4. Б. с нулевой базой.5. Б. с учетом колебаний производства.Взвешенный Б. использует подход составления сметы на основе объектов расходования. Взвешенный Б. отражает постатейные категории расходов, к-рые должны быть произведены за период. Статья относится к объектам затрат, таким, как заработная плата. При составлении взвешенного Б. либо каждая линейная статья рассматривается как приращение, либо она остается нескорректированной в основе. Очень часто надбавки рассчитываются как единые процентные корректировки по каждой статье или группе статей. В основе этого лежит положение о том, что текущая смета распределяется должным образом как между функциями, так и объектами расходования средств, и поэтому не нужно в нее вносить больших программных изменений.Изменения в институциональных приоритетах часто вызываются текущими решениями относительно того, какое увеличение необходимо для введения программных изменений. Когда ресурсы истощаются, взвешенный Б. имеет тенденцию продлевать на неопределенный срок существующие программы, независимо от того, насколько неэффективными и непроизводительными они будут.Взвешенный Б. отражает краткосрочный спрос и преемственность за счет возможных долгосрочных целей организаций. Он поощряет затраты с риском создания угрозы для контроля за издержками.Гибкий Б. (Б. по формуле) представляет собой метод, по к-рому фин. потребности операционной деятельности института могут быть определены на основе применения формулы. Системы планирования, программирования и составления Б. (Planning, programming and budgeting system (PPBS) представляют собой управленческие методы, предназначенные для соединения процессов планирования с распределением средств через создание преград для распределения средств без планирования. PPBS отражает производственные показатели, т. е. выпуск продукции и эффективность.Б. с учетом колебаний производства представляет собой бюдж. структуру, к-рая 1) концентрирует внимание на деятельности, из к-рой потребляются ресурсы, или на функциях, к-рые приносят результаты или 2) стимулирует бюдж. процесс, к-рый увязывает организационные цели с источниками для их достижения. Основное его внимание сосредоточено на повышении эффективности посредством классификации видов деятельности и измерения затрат. В Б. с нулевой базой предшествующие Б. не принимаются в расчет при проведении текущих бюдж. расчетов. Любой род деятельности, выполнение программы должны быть оценены заново с нулевой базы.Б. правительства США контролируется директором Службы управления и бюджета (Office of Management and Budget). (Бывшее Сметно-фин. бюро (Bureau of the Budget) было заменено Службой управления и бюджета в соответствии с Планом реорганизации 1970 г., вступившим в силу 1 июля 1970 г.)См. РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ БЮДЖЕТА.БИБЛИОГРАФИЯ:Budget of the United States Government. U.S. Office of Management and the Budget. Washington, DC. Annual.FALLON, W. K. AMA Management Handbook. American Management Association, New York, NY, 1983.HOLCK, M. Annual Budgeting: Developing and Using An Annual Budget Effectively. Augsburg Publishing House, Minneapolis, MN. Annual.Planning Review. Bimonthly.WOELFEL, C. J. Budgeting, Pricing & Cost Controls. Probus Publishing Co., Chicago, IL, 1987.