InvestFuture

Бюджетные полномочия  

Просмотры: 583
Оцените материал:
(оценок: 20, среднее: 4.6 из 5)

Бюджетные полномочия  

Право утверждения расходов согласно бюджету. Иногда также – право на распоряжение/корректировку самого бюджета (подразделения) в рамках определенных лимитов.

Словарь терминов по управленческому учету

Бюджетные полномочия  

совокупность предметов ведения, прав и обязанностей органов государственной власти (федеральных и субфедеральных) и органов местного самоуправления по принятию правовых актов, относящихся к бюджетной сфере, регулированию бюджетных отношений, а также осуществлению бюджетного процесса на всех его стадиях. В состав органов, обладающих Б.п., входят: органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, включая Президента РФ и соответствующих руководителей субъектов РФ, финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля. Каждый из этих органов имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Так, законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления рассматривают проекты составленных на очередной финансовый год бюджетов, утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий финансовый контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответств. уровня бюджетной системы РФ, осуществляют др. полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к гос. внебюджетным фондам. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления составляют проект бюджета соответств. уровня бюджетной системы РФ, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодат. (представительного) органа власти и органа местного самоуправления, исполняют бюджет, включая операции по сбору бюджетных доходов и управлению государственным (муниципальным) долгом, осуществляют внутренний контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодат. (представительных) органов гос. власти и органов местного самоуправления, осуществляют др. полномочия, установленные бюджетным законодательством России, ее субъектов и правовыми актами органов местного самоуправления. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления значит. часть своих Б.п. реализуют через финансовые органы: Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ, а также финансовые органы муниципальных образований. В структуру Минфина РФ входит Федеральное казначейство и его территориальные органы в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, организующие исполнение федерального бюджета непосредственно в субъектах РФ и муниципальных образованиях. В связи с повсеместным переходом на казначейскую систему исполнения бюджетов на региональном и муницип. уровнях могут создаваться территориальные казначейства, обеспечивающие исполнение субфедеральных и местных бюджетов. Центральный Банк РФ как орган денежно-кредитного регулирования определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерч. банков и др. кредитных учреждений, проводит операции с государственными ценными бумагами, и т.д. Контрольные органы, в состав к-рых входит Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты в субъектах РФ и муниципальных образованиях, выполняют разнообразные функции по контролю за составлением и исполнением бюджетов соответств. уровня бюджетной системы РФ. В их обязанности входит: экспертиза проектов соответств. бюджетов и бюджетов гос. внебюджетных фондов, постоянный контроль за исполнением утвержденных бюджетов, экспертиза целевых программ, включаемых в расходную часть бюджетов, а также экспертиза правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления по бюджетным вопросам на предмет их соответствия федеральным законодательным актам. Поскольку Б.п. обладают субъекты публичной власти всех уровней, возникает необходимость разграничения полномочий между ними. Основанием для такого разграничения служит четкое разделение предметов ведения между органами государственной власти (федеральными и региональными) и местного самоуправления, зафиксированное в Конституции страны. Под предметом ведения понимаются виды, направления и сферы деятельности, регламентацией и регулированием к-рых занимается соответств. орган гос. власти или местного самоуправления. Многогранные Б.п. федеральных органов государственной власти России зафиксированы в Бюджетном кодексе РФ; они позволяют не только обеспечить федеральный уровень власти необходимыми финансовыми ресурсами, достаточными для проведения единой социально-экономической и финансово-бюджетной политики, служащей интересам всех граждан страны, но и создать единое правовое поле в сфере бюджетных отношений. К ведению федеральных органов относится: – установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, разграничение расходных полномочий и адекватных им доходных источников между уровнями бюджетной системы страны, распределение средств между бюджетами разных уровней в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и др. доходов федерального бюджета; – установление порядка и последовательности осуществления бюджетных процедур, определяющих основы организации бюджетного процесса (на всех его стадиях, включая контроль за исполнением бюджетов и утверждение отчетов об исполнении бюджетов) на всех уровнях управления; утверждение бюджетной классификации Российской Федерации; установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; установление основ формирования доходов и осуществления расходов из бюджетов всех уровней; определение основ и установление порядка осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ и порядка управления государственным и муниципальным долгом; – установление порядка осуществления бюджетного процесса на федеральном уровне, включая проведение контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; установление порядка формирования доходов и осуществления расходов федерального бюджета и бюджетов гос. внебюджетных фондов; установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета нижестоящим бюджетам (бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам), а также фактическое выделение финансовой помощи и бюджетных ссуд бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам; установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов; установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг; установление оснований и порядка привлечения к ответственности нарушителей бюджетного законодательства Российской Федерации; – организация и осуществление бюджетного процесса на федеральном уровне; проведение контроля за исполнением федерального бюджета и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; осуществление Россией государственных заимствований и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации; и др. Деятельность Российской Федерации в рамках закрепленных за нею Б.п. дает возможность проводить единую экономич. и финанс. политику на всей территории страны, гибко использовать средства федерального бюджета, направляя их на важнейшие сферы государственной деятельности (обеспечение национальной безопасности, оборону страны, реализацию соц. программ и т.п.) и оказание финансовой помощи субъектам Федерации в целях выравнивания их социально-экономических условий. Б.п. органов государственной власти субъектов Федерации аналогичны полномочиям, установленным для федеральных органов государственной власти, но с учетом специфики, характерной для среднего (регионального) уровня государственного управления. Эта специфика приводит к тому, что субъекты Федерации: – устанавливают совместно с органами гос. власти Российской Федерации порядок и условия предоставления финансовой помощи субъектам Федерации; – производят разграничение расходных полномочий между своим (региональным) бюджетом и местными бюджетами; – осуществляют распределение доходов от региональных налогов и сборов и иных доходов субъектов Федерации между своим (региональным) бюджетом и местными бюджетами; – определяют порядок направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Федерации, иных доходов регионального бюджета; – определяют порядок и условия предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из своего бюджета местным бюджетам, а также осуществляют фактическое выделение средств из регионального бюджета нижестоящим (местным) бюджетам; – устанавливают порядок осуществления бюджетного процесса (включая контроль за исполнением бюджета и составление отчетности об его исполнении) на региональном уровне; – осуществляют бюджетный процесс на региональном уровне, т.е. составляют и рассматривают проекты бюджетов субъектов Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, утверждают и исполняют свои бюджеты, осуществляют контроль за их исполнением и утверждают отчеты об исполнении бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; – устанавливают порядок и условия предоставления бюджетных кредитов за счет средств регионального бюджета, определяют перечень и порядок осуществления субфедеральных внутренних и внешних заимствований, управляют своим (региональным) государственным долгом, осуществляют др. полномочия в бюджетной сфере. Б.п. органов местного самоуправления ограничены рамками бюджетных прав и обязанностей, закрепленных за органами местного самоуправления и муниципальных образований. К их ведению относятся: – определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, а также иных доходов; – установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов, а также фактич. выделение средств в процессе исполнения местных бюджетов; – определение порядка и фактич. осуществление муниципальных заимствований, а также управление муниципальным долгом; – установление порядка осуществления бюджетного процесса на муниципальном уровне, а также фактическое его проведение на всех стадиях, включая контроль за исполнением местного бюджета и утверждение отчета о его исполнении. Четкое разграничение Б.п. между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления позволяет определить тот уровень бюджетной системы, за счет к-рого должно происходить финансирование соответств. мероприятий. Определенная часть Б.п. относится к предметам совместного ведения органов власти разного уровня. Напр., полномочия в части государственной поддержки отд. отраслей народного хозяйства (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.) отнесены по Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения федеральных и субфедеральных органов власти. Поэтому финансирование мероприятий, связанных с осуществлением названных полномочий, контроль за ними и т.п. находится в компетенции органов власти сразу двух уровней – федерального и регионального. Соответственно и финансирование этих полномочий должно осуществляться из федерального и субфедерального (регионального) бюджетов. Часть Б.п. органы государственной власти одного уровня могут передавать на другой уровень. Так, руководствуясь статьей 78 Конституции Российской Федерации, федеральные органы по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с федеральными органами могут передавать последним часть своих Б.п. Передача Б.п. может осуществляться также от федеральных и субфедеральных органов государственной власти к органам местного самоуправления. В этом случае основанием для подобной передачи Б.п. служат государственные полномочия, передаваемые муниципальным образованиям. При передаче Б.п. одновременно должны решаться вопросы об источниках финансирования полномочий, передаваемых как вверх, так и вниз по бюджетной системе Российской Федерации

Финансово-кредитный энциклопедический словарь