InvestFuture

Эффект Гиффена

Просмотры: 842
Оцените материал:
(оценок: 24, среднее: 4.63 из 5)

Эффект Гиффена

эффект, согласно которому снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - к повышению спроса на товар.

Бизнес-словарь

Эффект Гиффена

это такая ситуация, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - к повышению спроса на товар. Низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления ( на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов ), называется товаром Гиффена.

350 терминов и понятий рыночной экономики: Справочное учебное пособие

Эффект Гиффена

исключительный рост спроса на какой-либо товар, вызванный повышением цены на этот товар. Это явление названо именем английского статистика и экономиста Гиффена (1837–1910), который наблюдал его в Англии XIX в. и впервые описал. Э.Г. характерен для периода обнищания рабочего и городского населения, свойственного промышленному XIX в. Тем не менее его проявления и сегодня наблюдаются в слаборазвитых регионах, в частности в огромных городах некоторых стран, переживающих период пролетаризации городского населения (Индия, Бразилия и др.).

Глобальная экономика. Энциклопедия

Эффект Гиффена

англ. Giffen effect] — внешне парадоксальная в сравнении с традиционной, но экономически обоснованная зависимость величины спроса от изменения цены на товар, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса на отдельные принципиально значимые для существования человека товары, а увеличение цены — к повышению спроса именно на этот товар в силу резкой ограниченности платежеспособности потребителя в целом. В отечественных текстах иногда можно встретить написание «Джиффен»; встречается также синоним «парадокс Гиффена»; часто говорится о товарах Гиффена, благах Гиффена, «низших» благах. Эффект впервые обнаружил и описал английский статистик и экономист, заместитель редактора известного журнала «Economist» Р. Гиффен (1837—1910), один из пионеров прикладной экономической теории, предупреждавший коллег-экономистов об опасности теории без измерений. Он обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической формулировке закона спроса — при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться. Впрочем, в других источниках встречается та же самая история, только не с картофелем, а с хлебом или даже с хлебом и бараниной, но Р. Гиффен говорил именно о картофеле. После этого в экономической теории стали особо выделять «нормальные» товары и «товары Гиффена» (именно во множественном числе, поскольку таких товаров можно насчитать несколько). Г. э. наблюдается в отношении как товаров, наиболее важных для поддержания жизни (эти товары получили название «товаров низшего порядка», «стержневых товаров»), так и для предметов статусного характера (хотя это является уже эффектом Веблена). Г. э. проявляется в нарушении закона спроса, поскольку количество потребляемых товаров изменяется в том же направлении, что и цена. Он связан с изменением относительных цен, а не с повышением общего уровня цен. Как заметил Р. Гиффен, повышение цены на стержневой продукт проделывает такую большую брешь в бюджете беднейших рабочих семей и настолько увеличивает предельную полезность денег для них, что они вынуждены сократить потребление мяса и наиболее дорогих мучных продуктов питания; поскольку же картофель или хлеб продолжает оставаться самым дешевым продуктом, который они в состоянии купить и станут покупать, они потребляют его при этом не меньше, а больше. Можно было бы сказать, что это самый известный парадокс в экономической теории. Парадокс действует в конкретной экономической обстановке, а именно в условиях резкого обнищания значительной массы населения, при росте цены на один продукт первой необходимости, особенно на т. наз. «стержневой» продукт, например картофель или хлеб. Люди при этом отказываются от покупки мяса или фруктов, которые еще дороже, даже если цены на них снижаются, и таким образом спрос на хлеб возрастает несмотря на его подорожание. Повышение цены на некоторый продукт, составляющий основную долю в бюджете семьи, ведет к тому, что ничего другого (более дорогого) семья не может себе более позволить и чуть ли не полностью переходит на этот продукт. Блага Гиффена — это блага, спрос на которые может возрастать по мере роста их цены в силу того, что эти блага занимают слишком большую долю в ограниченном потребительском бюджете. При снижении цены на хлеб проявляется спрос на другие продукты, а спрос на хлеб снижается. В результате эффект дохода перевешивает эффект замещения. Впрочем, некоторые специалисты аргументированно считают, что поведение потребителя «в стиле Гиффена» является не парадоксом в рыночной экономике, а вполне реальной закономерностью, дополняющей классическое поведение спроса, и поэтому его не следует называть «парадоксом». «Эффект Веблена» и «эффект сноба» — из этой же категории дополнений к классической, но, увы, не всеобъемлющей модели спроса. Это важные дополнения к экономике из области психологии, поскольку модель сугубо «экономического» человека может существовать лишь как научная абстракция. Как утверждают психологи, в изучении данной категории важно видеть ряд других аспектов, прежде всего то, что восприятие изменившейся цены есть процесс фиксации сознанием человека новой информации. Она рождает элементы познания, размышления, побуждает к последующим действиям. Это восприятие имеет нелинейный характер и не поддается описанию и тем более объяснению с позиций классической экономики. Сегодня выявить товары, подверженные воздействию Г. э., достаточно трудно — с ростом общественного благосостояния в бюджете все большего количества потребителей практически отсутствует товар, занимающий большую долю платежеспособного спроса. Еще менее вероятно появление новых «товаров Гиффена». А.П. Панкрухин Березин И.С. Маркетинговый анализ // Управление персоналом. М.: 2004. С. 74—86. Нэгл Т. Стратегия и тактика ценообразования: Руководство по принятию решений, приносящих прибыль. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1983. Т. 1 . Светуньков С.Г. Модели спроса и предложения в пространстве цена – объем – доход. Ульяновск: УлГУ, 1999. §1.5 // http://www.marketing.spb.ru/read/sci/m2/3.htm. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. М.: 2000. Т. 1.

Маркетинг. Большой толковый словарь.