ЭФФЕКТ МАСШТАБА
влияние увеличения масштаба производства (объемов используемых экономических ресурсов в одной и той же пропорции) на чистый показатель производительности труда и общую производительность.
влияние увеличения масштаба производства (объемов используемых экономических ресурсов в одной и той же пропорции) на чистый показатель производительности труда и общую производительность.
Повышение эффективности производства при росте численности предприятия, обусловленное применением более глубокого разделения труда и использованием более дорогостоящего оборудования.
ситуация, когда фирма имеет возможность увеличивать объем выпуска своей продукции в большей мере, чем возрастают объемы всех видов используемых ею ресурсов (например, выпуск растет при той же площади цехов).
динамика долгосрочных средних издержек в результате изменения масштабов производства. При этом фирма свободна в выборе объемов всех используемых ею видов затрат. По мере роста объемов производства положительный Э.м. сменяется постоянным, а затем отрицательным.
относительный выигрыш коммерсанта при увеличении масштаба сделки в связи с экономией на накладных расходах. В случае продажи двух партий одинакового товара на одинаковых условиях продавец получает более высокую прибыль на единицу товара, так как при реализации более крупной партии на каждую единицу товара приходится меньше накладных расходов (т.е. расходов, величина которых не зависит от количества продаваемого товара).
(returns to scale) Зависимость между пропорциональными изменениями объема производственных ресурсов и изменениями в объеме выпускаемой из них продукции. Если увеличение объема ресурсов на N процентов дает прирост продукции также на N процентов, то имеет место постоянный эффект масштаба. При большем увеличении объема произведенной продукции по сравнению с ростом объема ресурсов речь идет о возрастающем эффекте масштаба, а при опережающем росте объема ресурсов по сравнению с объемом производимой продукции – о падающем эффекте масштаба.
уменьшение издержек на единицу продукции при увеличении фирмой мощности (т. е. увеличении всех своих затрат). Это явление считается долгосрочным. Среди причин можно выделить: 1) возможность получить у продавцов скидки при оптовой продаже; 2) возможность более полного использования специализации и разделения труда; 3) возможность оправдать использование определенных типов капитального оборудования или технологии, которые подходят только при очень больших масштабах производства, и 4) эффективность менеджмента в результате увеличившейся нормы управляемости на всех уровнях менеджмента.
англ. returns to scale) – в теории производственных функций соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Характерный пример – экономия на массовости производства. Чем больше масштабы производства, тем при пр. равных условиях ниже ср. себестоимость единицы продукции, следовательно, соотношение затрат и выпуска увеличивается. Здесь сказывается влияние укрупненных единичных мощностей (на химич. производствах или электростанциях), возможности применения автоматизации производств. процессов и др. факторы, отражающиеся на различии между постоянной и переменной долями издержек произ-ва (вторые растут при росте продукции, а первые остаются неизменными). В приведенных случаях увеличение затрат ведет к непропорционально большому росту выпуска – имеет место положительный Э.м. (экономия на расширении производства). Э.м. не носит абс. характера, во мн. случаях он не действует. Даже укрупнение производств. оборудования бывает целесообразно лишь до определ., оптимальных пределов. То же относится к организац. укрупнению производств, компаний. Может быть и отрицательный Э.м. Обычно он связан с проблемами координации, управления сложными производств. комплексами (их «неуправляемостью»). Если рост продукции пропорционален росту затрачиваемых ресурсов, говорят либо об отсутствии Э.м., либо о постоянном эффекте.