1841-1925) — французский исследователь и основатель так называемой классической административной школы управления, известный специалист в области менеджмента. По окончании лицея и горной школы Ф. поступил на службу в крупную горную и металлургическую компанию «Комментри-Фуршамболь-Деказвиль» («Комамболь») и проработал там с 1860 по 1918 г. Вначале Ф. интересовался исключительно проблемами геологии и горного дела, однако назначение его в 1872 г. главным управляющим группы рудников способствовало обращению к проблемам экономики и управления. В 1888 г. Ф. принял руководство компанией, находившейся на грани банкротства, и за тридцать лет сделал ее одним из самых процветающих предприятий Франции. Выйдя в 1918 г. в отставку, Ф. возглавил созданный им Центр административных исследований (впоследствии объединившийся с егосогласия с французской организацией последователей Тейлора). Он доказывал, что открытые им принципы управления применимы не только в экономике, но и в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте, т.е. носят универсальный характер. Ф. считается самым выдающимся европейцем первой половины XX в., внесшим своей книгой «Общее и промышленное управление» (1916) неоценимый вклад в теорию научного менеджмента. Все операции, какие только встречаются в организациях, Ф. разбивал на шесть групп: технические (производство, выделка и обработка); коммерческие (покупка, продажам обмен); финансовые (привлечение средств и распоряжение ими); страховые (страхование и охрана имущества и лиц), учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.) и административные. Каким бы ни было предприятие: простым или сложным, небольшим или крупным — эти шесть групп операций, отмечает Ф., встречаются в нем всегда. Все они находятся в тесной зависимости друг от друга. Например, технические операции не могут осуществляться без наличия сырья, без возможности сбыта, без капитала, без страховых мероприятий и без предвидения.
Из всех операций Файоль выделяет административные. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль Файоль разработал «административную теорию», основу которой образуют 14 правил, применимых, по его мнению, ко всем без исключения сферам административной деятельности: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, централизация, скалярная цепь (линия власти), порядок, равенство, устойчивость должностей личного состава, инициатива и корпоративный дух. Эти правила Файоль называет также принципами менеджмента, которыми предлагает руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении менеджером своих функций. Среди всех средств воздействия на подчиненных для укрепления дисциплины одним из самых могучих Файоль считает личный пример менеджера. Если менеджер подает пример аккуратности, отмечал Файоль никто не смеет являться с опозданием. Если менеджер деятелен, мужественен, предан, ему подражают, и если он умеет вести дело, ему удается заставить сотрудников полюбить работу. Но и плохой пример также заразителен и, исходя от верхов, приносит иногда самые губительные последствия. Среди качеств, необходимых менеджеру, неизменно подчеркивал Ф., компетентность, знания. Однако даже самый образованный менеджер не может быть полностью компетентным во всех тех разнообразных вопросах, какие возникают в связи с управлением крупным предприятием. Идеальным главой был бы тот, кто, обладая всеми знаниями, необходимыми для разрешения административных, технических, коммерческих, финансовых и иных вопросов, обладал бы еще физической и умственной силой и трудоспособностью, достаточными для выполнения любых заданий по управлению предприятием. Ф. подчеркивал, что уровень знаний растет вместе с продвижением по служебной лестнице. В отличие от технократов Файоль не преувеличивал роль технических знаний. Мы, подчеркивал Файоль, уверенно можем сказать, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятий. В то время как в промышленных школах максимум усилий направляется на распространение и совершенствование технических знаний, в них не делается ничего, или почти ничего, для подготовки будущих менеджеров к их работе, связанной с выполнением коммерческих, финансовых, административных и иных функций. Управление даже не фигурирует в программах преподавания высших инженерных школ. Если главной «установкой» рабочего, подчеркивал Файоль, является техническая «установка», то главная «установка» менеджера — «установка»административная. «По мере того как мы поднимаемся по иерархической лестнице, — пишет Файоль, — относительная важность административной «установки» возрастает, в то время как относительная важность технической «установки» убывает».