InvestFuture

Государственное регулирование

Просмотры: 890
Оцените материал:
(оценок: 35, среднее: 4.31 из 5)

Государственное регулирование

воздействие на экономику со стороны государства для осуществления собственной экономической политики. Видами Р.г. могут быть: планирование, интервенционизм, протекционизм и др.

Бизнес-словарь

Государственное регулирование

законодательно оформленная система целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономику в целях обеспечения определенных процессов, изменений экономических явлений или их связей.

Экономико-статистический словарь-справочник

Государственное регулирование

форма целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения или поддержания определенных процессов, изменений экономических явлений или связей. Для этого используется система мер, а также экономические программы, макроэкономическое регулирование, административно–правовое воздействие.

Словарь по экономической теории

Государственное регулирование

воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы. Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и при рыночной экономике.

Современный экономический словарь. 2-е изд.

Государственное регулирование

целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе. Концепции государственного регулирования экономики: неоклассическое направление. Интерпретирует государственное вмешательство как силу, разрушающую способность хозяйственной системы к саморегулированию. Его роль сводится лишь к роли «жандарма» — охрана закона и порядка, прав собственника, поддержание конкуренции; кейнсианское направление. Основополагающим считается утверждение, что государство должно активно воздействовать на сферу реализации, поскольку в стихийной экономике «эффективный спрос» (накопление—потребление) на товары как личного, так и производственного назначения недостаточен. Именно на этой основе были сформулированы концепции антициклического (конъюнктурного) регулирования экономики экономического роста; государственный «дирижизм». Идеи государственного дирижизма предложены впервые во Франции экономистами институциально-социологического направления и в качестве основных методов предусматривают создание системы индикаторов и программ (индикативное планирование и программирование). Фиаско государственного регулирования рассматривается в трех аспектах. Первая область фиаско роли государства в регулировании социально-экономических процессов связана с возможностью непреднамеренных ошибок государственных органов, в частности правительства. Это может произойти вследствие высокой степени неопределенности среды, недостатка информации или других управленческих ресурсов. Вторая область фиаско государства связана с политикой налогообложения: уровнем налогов, механизмом их взимания, структурой, гибкостью. Как недостаточный уровень налогов, так и чрезмерное налогообложение приводит к негативным последствиям в функционировании общества: товарным излишкам или дефициту товаров, инфляции, социальной напряженности и т. д. Третья область фиаско государственного регулирования — это использование института государственной власти в больших объемах, чем требуется, или в интересах узкого круга лиц. Кроме того, эти области можно дополнить следующими явлениями: возникновение девиантных явлений в органах государственного управления (конкуренция, подкуп, незаконное лоббирование корпоративных интересов и др.); ограничение предпринимательских свобод, конкуренции, преобладание вертикальных коммуникаций в системе управления; доминирование интересов государственной властной элиты и их отождествление с интересами государства; сращивание государственных властных возможностей и интересов частного капитала; необъективная оценка реальной экономической ситуации в угоду политическим интересам властной элиты. Функции государства по регулированию потребительского рынка: административная — применение так называемого административного ресурса, т. е. комплекса властных полномочий по профилактике или устранению реальных или возможных отклонений на потребительском рынке. Эта функция «включается», когда реализация других функций не приносит желаемого эффекта или невозможна; законодательная — создание всеобъемлющего и непротиворечивого правового поля для функционирования всех субъектов — участников потребительского рынка. Эта функция лежит в основе эффективного функционирования всего механизма государственного регулирования рынка; нормативно-правовая — создание на основе эффективной законодательной базы системы нормативно-правовых актов, регулирующих конкретные стороны деятельности субъектов хозяйствования и других участников потребительского рынка; социальное воздействие и воспитание — регулирование проблем социального характера, касающихся главным образом удовлетворения необходимых потребностей населения или социальных групп. Социальное воспитание в рамках названной функции означает реализацию мер по формированию системы разумных потребностей, недопущение девиантных явлений на потребительском рынке, контроль над рекламной деятельностью; государственный патернализм — обеспечение льгот и послаблений секторам и элементам потребительского рынка, которые по ряду причин недостаточно ресурсообеспечены или пока имеют слабую социальную поддержку. Это может быть стимулирование некоторых экономически невыгодных, но социально необходимых производств, неразвитых региональных рынков или, например, обслуживание жителей малых населенных пунктов; совместное управление — участие органов государственной власти в управлении предприятиями и организациями — участниками потребительского рынка. Реализация этой функции обусловлена ролью государства как крупнейшего собственника на рынке. Социальные аспекты механизма и реализации государственного регулирования — совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного регулирования (его компоненты) фиксирует потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и практически проводит в жизнь, опираясь на государственную власть.

Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

Государственное регулирование

GOVERNMENT REGULATION

На протяжении всей истории США развивалась тенденция регулирования по двум направлениям - социальному и экон. Социальное регулирование осуществляют: Агентство по защите окружающей среды, Управление охраны труда, Комиссия по безопасности потребительских товаров и др. организации. Список органов экон. регулирования включает Федеральную торговую комиссию, Управление гражданской авиации, Комитет по межштатному транспорту и торговле и др. Вопросы политики, затрагивающие интересы общества, концентрируются вокруг проблем антитрестовской политики, равенства экон. возможностей, равенства в вопросах занятости, охраны труда, защиты прав потребителя и окружающей средыГос. комитет по делам правительства (The State Governmental Affairs Committee) характеризует орган федерального регулирования как `орган: 1) имеющий право принимать решения; 2) определяющий стандарты или направления предоставления льгот и введения ограничений в сфере профессиональной этики; 3) действующий главным образом в сфере нац. предпринимательства; 4) чей руководитель и члены назначаются президентом и 5) чьи юр. процедуры в основном регулируются положениями Закона об административных процедурах`.Конгресс США принял основные антитрестовские законы, направленные на поддержание конкуренции и против ограничения торговли. Эти законодательные акты также жестко ограничивают недобросовестную конкуренцию.В Антитрестовском законе Шермана (1890 г.) подчеркивалось, что `любой контракт, объединение... или сговор, имеющие целью ограничение торговли и деловых связей между несколькими штатами, настоящим объявляются незаконными`, и, что `любое лицо, к-рое монополизирует или... путем объединения или сговора постарается монополизировать любой участок торговли или деловых связей между несколькими штатами... будет считаться виновным в совершении мисдиминора1`.Суды в целом придерживались той позиции, что прежде чем признать ограничение незаконным, оно должно быть признано `неправильным` и `неразумным`. Суды признавали, что размер или масштабность предпринимательства сами по себе не являются доказательством нарушения закона. К подобным делам должен применяться `принцип разумного` (`principle of reason`). В частности, Закон Шермана запрещал ценовую дискриминацию, в случае, если она имела тенденцию к ограничению конкуренции в любой сфере торговли. Закон также запрещал продавцам требовать от своих покупателей, чтобы те воздерживались от покупки товаров у своих конкурентов, если подобная политика вела к созданию монополии (напр., определенные меры, направленные на ограничение прав контрагента или меры навязывания сделок на особых условиях, в соответствии с к-рыми партнер не имел права обращаться к др. контрагенту).Закон Клейтона, принятый в 1914 г., был направлен против создания объединений корпораций, ограничиваций, ограничивающих торговлю или развитие деловых связей. Касаясь вопросов антитрестовской политики, Закон Клейтона определил, что `недобросовестные методы конкуренции в торговле или затрагивающие торговлю, а также недобросовестные или вводящие в заблуждение действия или практика в торговле, или затрагивающие торговлю, настоящим объявляются незаконными`. В частности, закон запрещает ценовую дискриминацию, следствием к-рой может быть ослабление конкуренции или тенденция к образованию монополии; ограничительные статьи в контрактах, обязывающие покупателей товаров не приобретать товары у конкурента продавца; приобретение одной корпорацией акций др. корпорации с целью ослабления конкуренции; создание взаимосвязанных и взаимозависимых управленческих структур (директоратов). Недавнее совершенствование антитрестовского законодательства в 1977 г. ужесточило наказание за нарушение антитрестовских законов, начиная с мисдиминоров и кончая фелонией1, путем установления штрафов в размере до 1 млн дол. для корпорации и 100 тыс. дол. для частного лица и тюремного заключения до 3 лет.Поправки в Закон Клейтона были внесены в 1936 г. путем принятия Закона Робинсона-Патмана. Этот закон был нацелен на предотвращение недобросовестной конкуренции в торговле путем предоставления или получения скидок или услуг, если подобные действия приводили к дискриминации и существенному снижению конкуренции. Ценовая дискриминация может иметь место, когда поставщик продает один и тот же товар двум конкурирующим оптовым покупателям по разным ценам, в результате чего может быть нанесен ущерб конкуренции. Закон также объявляет незаконными действия покупателя, направленные на намеренное снижение цен или пользование дискриминационными, заниженными ценами. Дифференциация может иметь законный характер, если не наносит ущерба конкуренции, если она является результатом разницы в издержках по продаже товара различным клиентам, если используется для реализации устаревших, трудно реализуемых товаров, если добросовестно предлагается, не избегая ценовой конкуренции со стороны конкурента, и если цены предлагаются клиентам, не связанным с конкуренцией. Закон также запрещает продавцам предлагать различного вида скидки с целью компенсации затрат на рекламу товара или с целью компенсации услуг по продвижению товара на рынок, если подобного рода скидки ими не предлагаются всем клиентам `на пропорционально равных условиях`.Закон Робинсона-Патмана был изменен в 1950 г. путем принятия Закона против слияния или поправки Селлера-Кефаувера (Celler-Kefauver Amendment), к-рая объявила незаконной приобретение одной корпорацией активов др. компании, если подобное приобретение существенным образом ослабляет конкуренцию, ограничивает торговлю или ведет к образованию монополии.Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г. определил, что `недобросовестные методы конкуренции в торговле настоящим объявляются незаконными. Комиссия настоящим уполномочивается и инструктируется предотвратить использование недобросовестных методов торговли всеми частными лицами, товариществами, корпорациями, за исключением банков, и организациями общественного транспорта, чья деятельность определяется законами, регулирующими сферу торговли`. Закон Уилера-Ли (The Wheeler-Lea Act) 1938 г. уполномочил комиссию ограничивать деловую активность в определенных сферах, если она сочтет, что такая деятельность наносит ущерб общественным интересам, особенно что касается ложной, недостоверной рекламы и фальсификации произведенных товаров.Альтернатива Г.р. предполагала бы большую свободу для бизнеса в сфере достижения социально значимых целей, растущее взаимодействие деловых кругов и правительства с целью установления реальных стандартов качества работы, желание со стороны деловых кругов признать законный характер социальных целей и позволить рынку реализовать желаемые изменения в поведении деловых кругов.В прилагаемой схеме показан функциональный анализ существующей системы федерального регулирования банковской деятельности, включенный в Доклад Буша за 1984 г.

Энциклопедия банковского дела и финансов