Государственное регулирование экономики
См. Регулирование экономики государственное
См. Регулирование экономики государственное
разнообразные формы воздействия государства на экономическую жизнь общества в связи с неспособностью рынка решать социальные проблемы в интересах всех членов общества.
система институтов и мероприятий в рамках государства, служащая устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом.
воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.
вмешательство государства в хозяйственную жизнь посредством воздействия на функционирование рыночных механизмов административными (законодательными), экономическими (валютно-финансовыми, денежно-кредитными, бюджетно-налоговыми и др.) методами и рычагами.
целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и макроэкономических инструментов в целях достижения сбалансированного роста общей экономической системы.
система типовых мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления действующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
система опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.
целенаправленное воздействие государства на экономическую систему с целью поддержания определенных направлений и приоритетов развития, решения социально–экономических задач, обусловленных особенностями того или иного этапа исторического развития страны, необходимый элемент социальной регуляции рыночного хозяйства.
процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Она включает момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)
форма централизованного управления национальным хозяйством, направленная на поддержание условий эффективного социально-экономического развития и основанного преимущественно на косвенных методах воздействия. Его характер и содержание, как процесс целенаправленного воздействия на экономическую систему общества, определяется целями экономической политики. Необходимость государственного регулирования подтверждена как теоретически, так и практикой эффективного функционирования экономик развитых стран. Теоретически это обусловлено тем, что абсолютно саморегулируемых систем в обществе, в том числе в экономике, не существует. Важным фактором, обусловливающим необходимость государственного вмешательства в агроэкономические отношения, является степень монополизации сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики. Аграрная сфера остро нуждается в поддержке и защите своих интересов от высокомонополизированных отраслей промышленности. Поэтому важнейшим принципом государственного регулирования является принцип аграрного протекционизма, касающийся как взаимоотношений сельского хозяйства с другими отраслями, так и импорта сельскохозяйственных товаров.
система мер законодательного, административного и экономического характера, осуществляемых государством в лице его институтов различного уровня, в целях воздействия на социально-экономическую систему. Г.р.э. основывается на определенной гос. экономической политике, к-рая вырабатывается путем анализа ситуации в нац. экономике и тенденций развития мирового хозяйства. Определяются конечные цели и «траектория» продвижения к ним. Для этого формулируются опосредованные, промежуточные цели, а затем строится их иерархия, или «дерево» целей. Экономическая теория и практика показали, что невозможно достичь одновременно оптимальных показателей по всем основным целям. Существуют противоречия между ними, к-рые разрешаются путем компромиссов. Типичные для гос. экономич. политики цели: стабильный экономический рост, стабильность цен (контроль над инфляцией), высокий уровень занятости (низкая безработица) и внешнеэкономич. равновесие (активное сальдо платежного баланса, стабильность валютного курса и др.). После формулировки целей определяются механизмы и инструменты Г.р.э., необходимые для их достижения. Описанная концепция Г.р.э. подкрепляется определенной идеологией и теорией. Г.р.э. осуществляется при помощи экономич. инструментов: денежно-кредитной политики, налогово-бюджетных механизмов, использования государственного сектора экономики, гос. планирования и программирования. Неотъемлемая часть Г.р.э. – административные средства (запреты, разрешения и принуждения), а также добровольные соглашения (напр., между правительством, профсоюзами и союзами предпринимателей)
целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро– и макроэкономических параметров в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.
Г. р. э. осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.
К административным формам относятся: лицензирование, квотирование, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и др.
Правовое регулирование осуществляется на основе законодательства через систему установления норм и правил. Правила поведения предусматривают систему наказаний: «Для обеспечения такого общественного блага, как законопослушание, должно быть произведено такое общественное «антиблаго», как наказание» (Бьюкенен Дж.). Издержки наказания включают два элемента – издержки выявления нарушителей и издержки наказания нарушителей. Последние и есть «антиблаго». Никакое наказание не возмещает полностью ущерба, не восстанавливаем status quo ante. Однако наказания должны применяться, чтобы нарушения не совершались в будущем.
Экономическое (прямое) регулирование имеет разнообразные формы безвозвратного финансирования отраслей, территорий, предприятий в форме дотаций, пособий, доплат из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального, регионального и местных уровней. Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.
К экономическим (косвенным) формам государственного регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, таможенной политики и т. п.