Маржинализм
течение экономической мысли, изучающее-в соответствии с теорией предельной полезности-предельные экономические величины.
течение экономической мысли, изучающее-в соответствии с теорией предельной полезности-предельные экономические величины.
от франц. marginal - предельный) - учение, объединяющее экономические процессы на основе предельных, приростных величин и предельного анализа (предельная полезность, предельный доход и т.п.).
направление в экономической науке, исследующее экономические ситуации с помощью предельных величин, например предельных издержек, минимального уровня заработной платы, предельной процентной ставки и т.п.
экономическая теория (сложилась в 70-е г. XIX в.), взявшая за основу идею, что меновая стоимость всякого блага определяется полезностью последней имеющейся единицы того блага, то есть предельной полезностью. Маржинализм представлен несколькими школами: венской (К. Менгер, позднее Майер, Мизес, Хайек, Шумпетер), лозаннской (Вальрас, Парето), кембриджской (А. Маршалл). Объединяет их метод анализа, который является «в сущности разложением на простейшие составляющие всех экономических действий, начиная с установления шкалы индивидуальных предпочтений».
от фр. marginal - предельный
экономическая теория, использующая предельные величины для исследования экономических законов и процессов. Сторонники М. считают, что стоимость материальных благ определяется не общественно необходимыми затратами труда, а предельной полезностью блага, связанной с его редкостью или субъективным желанием покупателя приобрести его. Исходя из теории М., увеличение на рынке количества предлагаемых одинаковых благ или владение ими в достаточном количестве вызывает сокращение единицы полезности этого блага. Полезность последней единицы блага предельная( полезность) определяет величину его стоимости.
1) экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний. Маржинализм оперирует такими величинами, как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность, и исходит из законов убывания предельной полезности, предельной производительности, предельной доходности и закона спроса и предложения. Маржинализм широко использует экономико-математические методы и опирается на количественный анализ. Это молодое течение экономической мысли, зародившееся во второй половине XIX в. Маржинализм относят к субъективистским теориям; 2) точка зрения, позиция, принцип рассмотрения и анализа процессов, явлений исходя из предельных величин и предельных состояний; 3) пребывание в крайнем, предельном состоянии, у некоторой черты, гpaни.
(от французского: маржиналь - предельный) - один из основных методологических принципов неоклассической политэкономии, основанный на использовании предельных величин в анализе экономических явлений (классическая политэкономия - от А.Смита до К.Маркса - оперировала, в основном, средними величинами, "нормальными условиями", что не только задавало ей определенные содержательные границы, но и искажало в ее оценках реальную картину рынка, лишало экономические категории необходимого динамизма). В истории экономической мысли принцип маржинализма явился ядром ряда экономических открытий последней трети века, которые принято объединять общим термином "маржиналистская революция". В современной экономической теории основные категории М. (предельная полезность, предельная производительность и др.) используются в анализах спроса и предложения, в построениях моделей рыночного равновесия.
учение о предельной полезности и предельной производительности, разработанное в трудах Ч. Дэлевонса, К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Ф. Визера, Д. Вальраса и др. во второй половине Х1Х в. Они изучили мотивы поведения человека как потребителя и пришли к выводу о связи психологической ценности того или иного блага с количеством данного блага, уже имеющегося в его распоряжении. Они открыли закон убывающей предельной полезности, что изменило понятие создаваемого нацией богатства. Оказалось, что достижением производителей можно считать не все то, что они смогут произвести, а только нужное потребителям количество блага. Маржиналистов и классиков объединяет подход к рынку, как к саморегулирующейся, не требующей государственного вмешательства системе. Не случайно маржиналистов "второй волны" называют неоклассиками. Наибольший вклад в развитие маржинализма на этом этапе внес английский экономист Альфред Маршалл. Объектом исследований экономики стал процесс выбора наиболее эффективного способа использования ограниченных ресурсов для получения максимально возможного полезного эффекта.
от фр. marginal предельный, англ. marginalism) – школа экономической мысли, которая исследовала предельные величины и изучала взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования. Термин «маржинальная революция» отражает новые методы экономич. анализа, созданные школой М. М. возник в 70-х гг. XIX в. в странах Зап. Европы. М. прошел два этапа. На 1-м этапе наибольший вклад в развитие М. внесли К. Менгер (1840–1921) – австр. экономист, основатель австрийской школы М.; Л. Вальрас (1834–1910) – швейц. ученый, основатель лозаннской школы М., и У. Джевонс (1835–82) – англ. экономист. Представителей первой волны М. называют основателями теории предельной полезности и теории равновесия. На 2-м этапе М., к-рый начался в 90-е гг. XIX в., наиболее известными представителями были А. Маршалл (1842–1924) – англ. ученый, основатель Кембриджской школы М.; итал. экономист, продолжатель традиций лозаннской школы, В. Парето (1848–1923) и амер. экономист, основатель амер. школы М. Дж. Б. Кларк (1847–1938). Появление М. связано с изменениями в экономике и промышл. производстве. Бурное развитие экономики, связанное с промышл. революцией, продолжалось весь XIX в. Множество технич. изобретений, переход к фабричному произ-ву с использованием механизации труда, развитие транспорта, стр-во ж.д. и мн. др. способствовало насыщению рынка и обострению проблем реализации продукции. Т.о. рынок продавца постепенно превращался в рынок покупателя. Заслуга австрийской школы, создателем к-рой был К. Менгер, а продолжателями его ученики Ф. фон Визер (1851–1926) и Э. фон Бем-Баверк (1851–1914), заключалась в том, что за исходный пункт экономич. анализа были приняты потребности человека и закон насыщения этих потребностей. Изучая мотивы поведения человека как потребителя, маржиналисты пришли к выводу о наличии предпочтений в потреблении того или иного блага. Размеры потребления они связали с накопленным кол-вом данного блага. М. первой волны открыл закон убывающей предельной полезности, изменив тем самым понятие создаваемого нацией богатства: достижением производителей можно считать не все то, что они могут произвести, а только нужное потребителям кол-во блага. М. исследовал факторы, влияющие на потребительский спрос, взаимовлияние цены и спроса, взаимодополняемости (комплементарности) производительных благ. Однако австрийская школа основывала свои исследования только на психологич. субъективных оценках благ потребителями, за что ее называют субъективистской школой. Использовался также метод Робинзонады, заключающийся в анализе поведения потребителя, исключенного из соц. отношений общества. Австрийской школой разрабатывались теории капитала и процента. Теория ожидания Бем-Баверка объясняет происхождение процента отказом от текущего дохода в пользу будущего дохода в результате трех осн. причин: различных условий для удовлетворения желаний с т.з. доходов; недооценки будущего; технического превосходства настоящих благ по сравнению с будущими. Визером был сформулирован принцип альтернативных издержек, к-рый отражал ценность упущенных возможностей использования ресурсов и проблему выбора в экономич. деятельности. Лозаннская школа, представленная Л. Вальрасом и В. Парето, разработала проблемы взаимосвязи рынков продуктов и рынков факторов производства. На рынке факторов производства или «производственных услуг» покупателями являются предприниматели, а продавцами – домашние хозяйства (собственники факторов произ-ва). На рынке товаров они меняются местами. Определив понятие равновесия и условия его достижения в результате появления экономич. сил, обеспечивающих автоматич. выравнивание отклонения, Вальрас рассматривал состояние общего равновесия для всей экономич. системы в целом. А. Пигу отверг кардиналистский (количественный) аспект теории полезности Вальраса, приняв ординалистскую (порядковую) концепцию полезности, разработанную с помощью кривых безразличия. На втором этапе М. в рамках Кембриджской школы окончательно сложился новый метод экономической науки – функциональный. В соответствии с ним экономич. явления изучались в их взаимовлиянии друг на друга, с описанием характера количеств. изменений. Маржиналистов «второй волны» называют неоклассиками. Кембриджская школа внесла наибольший вклад в развитие М. Американский М. представлен теорией предельной производительности Дж. Б. Кларка. Теория строится на микроуровне и в осн. на примере свободной конкуренции. Согласно закону предельной производительности распределение доходов происходит в соответствии с тем, что создает каждый экономический агент, и с предельным анализом цен факторов производства. Практический вывод заключается в том, что у предпринимателя исчерпываются стимулы к увеличению фактора произ-ва, когда цена этого фактора начинает превышать его возможные доходы. Кларк развил маржинальную теорию убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов произ-ва. В традициях амер. М. работал И. Фишер (1867–1947), к-рый утвердил и развил количеств. теорию денег. Фишер ввел в экономич. теорию уравнение обмена: MV = PT, где М – кол-во денег, V – скорость их обращения, Р – средневзвешенный уровень цен, Т – объем проданных товаров и услуг, каждая единица к-рых учтена при продаже-перепродаже. Допуская, что скорость обращения и объем продаваемой продукции постоянны, Фишер пришел к выводу, что единственным результатом увеличения кол-ва денег является рост цен. Увеличение ден. массы не может влиять на рост выпускаемой продукции, к-рая зависит от естественных ресурсов и от технич. условий, а не от объема денег