Оценочная деятельность
совокупность отношений юридического, экономического, организационно-технического и иного характера по установлению в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (залоговой, ликвидационной и другой).
совокупность отношений юридического, экономического, организационно-технического и иного характера по установлению в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (залоговой, ликвидационной и другой).
Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
ст. 3 федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
совокупность отношений юридического, организационного и иного характера, в которые вступают ее участники (включая отношения, складывающиеся в процессе проведения оценки, обучения, лицензирования экспертов по оценке, осуществления контроля за их деятельностью и применению мер ответственности в случае нарушения норм законодательства по оценке).
определение рыночной или иной, предусмотренной стандартами профессиональной оценки, стоимости различных объектов. Cубъекты О.д. – юридич. и физич. лица (индивидуальные предприниматели), деятельность к-рых регулируется Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998), – оценщики и потребители их услуг – заказчики. К объектам оценки относятся: отд. материальные объекты (вещи): совокупность вещей, составляющих имущество лица, в т.ч. имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в т.ч. предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отд. вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении к-рых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте. Российская Федерация, субъекты Федерации или муниципальные образования, юридич. и физич. лица имеют право на проведение оценщиком оценки стоимости любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных законодательством РФ. Первым законодательным документом, регулирующим оценочную деятельность на территории России, явились Правила оценки недвижимых имуществ для обложения земскими сборами, «…принятые Государственным советом и утвержденные 8 июня 1893 года Его Императорским Величеством Александром III». В соответствии с этими Правилами впервые в России гос-вом была предусмотрена и регламентировалась массовая переоценка недвижимого имущества для обложения земскими сборами. В Правилах предлагалась оценка недвижимого имущества по его средней чистой доходности, т.е. фактически по чистой прибыли, получ. от использования объекта недвижимости. Наряду с этим допускалось исчисление доходности в определ. отношении к ценности имущества. Анализ Правил свидетельствует о том, что в начале развития капитализма в России гос-во уделяло большое внимание становлению оценочной деятельности как самостоят. направления, тесно взаимосвяз. с процессом налогообложения собственности. Важным нормативным документом, регламентир. оценочную деятельность в России, была Инструкция об оценке недвижимых имуществ, подлежащих обложению земскими сборами, принятая в 1894. Первая достаточно массовая переоценка «недвижимых имуществ» проведена в России в 1901. В 1903 вышел в свет Проект правил оценки оборудования фабрик и заводов. След. переоценка объектов недвижимости и основных фондов произошла в 1910. Планировалась переоценка имущества в 1914, однако она не состоялась в связи с 1-й мировой войной. К 1913 в России сложилась система оценки земельных участков, базирующаяся на принципах оценки недвижимого имущества. Стоимость земли определялась получаемым от нее доходом, но с учетом характеристик почв, возможности сбыта урожая, метеорологич. условий, расстояния до транспортных коммуникаций и рынка сбыта, принятого способа ведения хозяйства и т.д. Чистый доход от земли, за вычетом всех расходов на эксплуатацию, рассматривался как процент на капитал, влож. в землю. Для оценки стоимости земли ставка капитализации принималась с учетом доходности гос. ценных бумаг или процента по долгосрочным банковским депозитам. Существовали губернские и уездные оценочные комиссии, во главе к-рых соответственно стояли губернатор и исправники (руководители уездов). В их состав входили податнуй инспектор (собирающий налоги), представители казначейства и земства. К работе комиссий допускалось привлекать специалистов. О.д. в соврем. условиях предусматривает: организационные мероприятия, обеспечивающие создание оценочных фирм, лицензирование оценочной деятельности, эффективное функционирование оценщика; процедуру оценки стоимости объекта, включающую изучение объекта, заключение договора об оценке, сбор необходимой информации, финанс. анализ, применение уместных подходов и методов оценки, расчет итоговой величины стоимости, составление отчета об оценке; предоставление консалтинговых услуг в области правовых и нормативных актов, касающихся О.д.; формирование информац. баз данных, необход. для проведения профессион. оценки стоимости всех видов собственности с учетом их специфики, а также баз данных по вопросам оценки и разработки предложений; подготовку проектов нормативных актов, регулирующих оценку. О.д. регулируется в соответствии с действ. правилами или стандартами стоимости объекта оценки для последующей передачи отчетных документов об оценке потребителю услуг или заказчику. Одним из документов для осуществления услуг по оценке является договор, к-рый заключает оценщик с потребителем услуг. Получивший лицензию оценщик может самостоятельно проводить оценку в качестве индивидуального предпринимателя, а также работать по договору или в штате лицензированного оценщика, имеющего организационно-правовую форму юридич. лица и заключающего договоры с потребителями услуг. О.д. подразделяют на: проведение оценки стоимости конкретного объекта; экспертизу отчетных документов, подготовл. др. оценщиком; консультации по вопросам оценки.