ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
разработка, составление прогнозов.
разработка, составление прогнозов.
научно обоснованное предсказание чего-либо на основе имеющихся данных
процесс научного предвидения, определение тенденций развития и образа будущего.
оценка будущих событий, основанная на нынешних знаниях, фактах, теории и суждении.
предсказание будущего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем.
система приемов и методов научного исследования объективных тенденций развития в количественном и качественном отношениях.
1)метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.
2)это предвидение определенных событий.
Projection) прогнозная финансовая информация, подготовленная на основе предполагаемых допущений относительно будущих событий и действий руководства, которые, возможно (но не обязательно), будут иметь место; сочетания наиболее точных оценок и предполагаемых допущений.
FORECASTING
См. БАРОМЕТР ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ; ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЕ; СЛУЖБЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ; ЦИКЛ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИБИБЛИОГРАФИЯ:ARMSTRONG, J. S. Long-Range Forecasting: From Crystal Ball to Computers. John Wiley and Sons, NY, 1985.GROSS, C. W., and PETERSON, R. T. Business Forecasting. Houghton Miffin Co., Boston, MA, 1982.Journal of Business Forecasting Methods and Systems.WHEELWRIGHT S. C., and MAKRIDAKIS, S. Forecasting Methods for Management. John Wiley and Sons, Inc., New York, NY, 1985.
предвидение возможных тенденций. Важнейший инструмент современного управления как на уровне фирмы, так и на уровне национальной и мировой экономики. Любое планирование и программирование начинается с П., составления плана, программы, прогноза. Включает в себя оценку возможных путей и вариантов внутренних и внешних факторов развития. П. требует высокого профессионализма и компетенции, обязательного отбора и предлагаемых прогнозов.
(forecasting) Составление оценок будущих экономических событий. К числу таких событий относятся и события, которые уже произошли, но официальные комментарии данных фактов еще не опубликованы. Специалисты в области экономического прогнозирования обычно опираются на два стандартных метода. Один из них состоит в использовании эконометрических моделей, построенных на основе опубликованной статистической информации о прошлых событиях. Другой метод основывается на данных различных обзоров и опросов, ответах предпринимателей или представителей других категорий населения на вопросы о том, что они ожидают в будущем. Оба метода могут быть объединены в один метод прогнозирования. Экономическое прогнозирование осуществляется в рамках различных государственных, академических и частных организаций.
метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Задача прогнозирования состоит в выявлении реальных возможностей будущего развития, в нахождении стабильных долгосрочных тенденций развития через выделение важнейших факторов и основных механизмов, определяющих эти тенденции в заданном составе условий и ограничений, возникающих из принятых параметров и критериев. Всякий процесс разработки прогноза имеет свою конкретную цель, объект, временной горизонт и осуществляется на основе определенных методов, инструментов обработки информации и способов верификации прогнозов. Различают кратко-(до 3 лет), средне-(5—6 лет) и долгосрочное (10 и более лет) прогнозирование. Выделяют, как правило, следующие группы методов прогнозирования: экспертные оценки, экстраполяцию, экономико-математическое моделирование. Они охватывают свыше 130 различных методов прогнозирования. Выбор того или иного метода или их совокупности, определяется целью и объектом прогноза, объемом и качеством имеющейся информации и зависит от времени и средств, выделяемых на его составление.
процесс разработки прогноза, процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. Для оценки будущих экономических условий могут применяться различные прогностические методы, отличающиеся по степени субъективности, сложности, потребности в данных и по стоимости: обследования — интервью или рассылка по почте анкет с целью выяснить будущие намерения в плане покупок потребителей и промышленных покупателей. Оценки будущих объемов продаж могут давать также сотрудники отделов сбыта; кроме того, отраслевые эксперты могут разрабатывать сценарии будущего развития рынка; экспериментальные методы — прогнозирование спроса на новые продукты и т. д., базирующееся на анализе реакции либо небольших выборок потребителей, либо больших выборок на пробных рынках; методы экстраполяции — анализ временных рядов с использованием экономических данных за прошлые периоды для прогнозирования будущих тенденций. Эти методы неявно предполагают, что временные взаимосвязи, наблюдавшиеся в прошлом, будут сохраняться и в будущем, при этом не исследуются причинно-следственные связи между рассматриваемыми переменными. Временные ряды обычно включают в себя долгосрочную тенденцию (вековой тренд), нарушаемую среднесрочными циклическими колебаниями, и краткосрочные сезонные вариации, подвергающиеся нерегулярным, случайным воздействиям. Для анализа и экстраполяции таких временных рядов могут использоваться также такие методы, как скользящая средняя или экспоненциальное сглаживание, хотя с их помощью, как правило, нельзя предсказать резкие скачки экономических переменных; барометрические прогнозы — предсказание будущих значений экономических переменных исходя из текущих значений определенных статистических показателей, тесно связанных с экономическими переменными. Такие опережающие индикаторы, как планируемые капиталовложения предпринимательского сектора и прирост нового жилищного строительства, могут служить барометром при прогнозировании уровня экономической активности или спроса на продукцию, а, кроме того, они могут быть пригодны для предсказания резких изменений этих величин; метод «затраты—выпуск» — использование таблиц «затрат—выпуска» для отображения взаимосвязей между отраслями и для анализа того, как изменение спроса в одной отрасли влияет на изменение условий спроса и предложения в других, связанных с нею; эконометрические методы — прогнозирование будущих значений экономических переменных путем исследования других переменных, связанных причинно-следственными зависимостями с первыми. В эконометрических моделях переменные связаны между собой уравнениями, которые могут быть подвергнуты статистической проверке, а затем использованы как основа для прогнозирования.
процесс разработки предсказаний по поводу будущих общеэкономических и рыночных условий как основа для принятия решений государством и фирмами. Для оценки будущих экономических условий могут применяться различные прогностические методы, отличающиеся друг от друга по степени субъективности, сложности, потребности в данных и по стоимости:
а) обследования - интервью или рассылка по почте анкет с целью выяснить будущие намерения в плане покупок потребителей и промышленных покупателей. Оценки будущих объемов продаж могут давать также сотрудники отделов сбыта; кроме того, отраслевые эксперты могут разрабатывать сценарии будущего развития рынка;
б) экспериментальные методы - прогнозирование спроса на новые продукты и т.д., базирующееся на анализе реакции либо небольших выборок потребителей, либо больших выборок на пробных рынках;
в) методы экстраполяции - анализ временных рядов с использованием экономических данных за прошлые периоды для прогнозирования будущих тенденций. Эти методы неявно предполагают, что временные взаимосвязи, наблюдавшиеся в прошлом, будут сохраняться и в будущем, при этом не исследуются причинно-следственные связи между рассматриваемыми переменными. Временные ряды обычно включают в себя долгосрочную тенденцию (вековой тренд), нарушаемую среднесрочными циклическими колебаниями, и краткосрочные сезонные вариации, подвергающиеся нерегулярным, случайным воздействиям. Для анализа и экстраполяции таких временных рядов могут использоваться также такие методы, как скользящая средняя или экспоненциальное сглаживание, хотя с их помощью, как правило, нельзя предсказать резкие скачки экономических переменных;
г) барометрические прогнозы - предсказание будущих значений экономических переменных исходя из текущих значений определенных статистических показателей, тесно связанных с экономическими переменными. Такие опережающие индикаторы, как планируемые капиталовложения предпринимательского сектора и прирост нового жилищного строительства, могут служить барометром при прогнозировании уровня экономической активности или спроса на продукцию, а кроме того, они могут быть пригодны для предсказания резких изменений этих величин;
д) метод "затраты-выпуск" - использование таблиц "затрат-выпуска" для отображения взаимосвязей между отраслями и для анализа того, как изменение спроса в одной отрасли влияет на изменение условий спроса и предложения в других, связанных с нею. Так, изготовителям узлов автомобиля необходимо оценивать спрос на автомобили и производственные планы автомобилестроителей, являющихся главными потребителями их продукции;
е) эконометрические методы - прогнозирование будущих значений экономических переменных путем исследования других переменных, связанных причинно-следственными зависимостями с первыми. В эконометрических моделях переменные связаны между собою уравнениями, которые могут быть подвергнуты статистической проверке, а затем использованы как основа для прогнозирования. Необходимо прежде всего выявить независимые переменные, влияющие на зависимую переменную, величину которой мы прогнозируем.
Эконометрические модели могут состоять из одного уравнения (как в нашем случае), но иногда и в сложных экономических ситуациях независимые переменные одного уравнения сами подвержены влиянию других переменных, так что может потребоваться множество уравнений, чтобы отразить все причинно-следственные зависимости.
Ни один прогностический метод не дает абсолютно точных предсказаний, поэтому, делая любой прогноз, необходимо учитывать пределы погрешности этого прогноза. В ситуации, показанной на рис. 1, невозможно точно определить будущее значение экономической переменной. Необходимо учесть, что существует область возможных будущих значений с центром в прогнозируемой точке, т.е. область значений с соответствующим распределением их вероятностей.