Система менеджмента качества
Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
, СМК (Total Quality Management, TQM) — система тотального управления качеством (TQM) появилась 1970-е годы в Японии и закреплена в стандартах и системе сертификации ISO. В нашей стране статус государственных получили три стандарта серии ISO9000, по которым ведется сертификация предприятий: ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002 и ГОСТ Р ИСО 9003. Стандарты ISO9000 и ISO9004 являются справочными, в то время как стандарт ISO9001, ISO9002 и ISO9003 определяют модели обеспечения качества. Это часть общей системы управления организацией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества продукции (услуг) и функционирования предприятия как отлаженной и эффективной системы. Идея, лежащая в основе системы менеджмента качества, заключается в том, что за качеством продукции или услуг недостаточно просто следить. Необходимо создавать самоорганизующуюся систему, внутри которой будет стабильно создаваться только качественная продукция (услуги) с минимальными издержками. Систему менеджмента качества, описанную в ISO9001:2000, в организации можно представить в виде пяти групп взаимосвязанных «бизнес-процессов»: — руководства компанией, — управления ресурсами в компании, — производства продукции, — измерения, анализа и улучшения, — управления изменениями. СМК позволяет ввести на предприятии систему управления, при которой ответственность персонала точно распределена и документирована по всей структуре предприятия, а исполнение делегированных полномочий проверяется автоматически, часто и скрупулезно.