СВОБОДА
1) отсутствие внешнего насилия и возможность осуществить свои действия по своему усмотрению. Свободу подразделяют на естественную, которая может принадлежать как человеку, так и животным; свободу человеческую, требующую к себе уважения и основанную на свободе воли, т.е. возможности определять свои действия по личному решению, выбирая между различными побуждениями; в свою очередь, свобода воли человека представляется в двух видах: свободу нравственную, являющуюся высшим и основным свойством человеческой личности и представляющую собой способность определяться к действию на основании разумных понятий о добре и зле, отвергая всякие другие побуждения. Эта нравственная свобода есть свобода от внешних влечений, одновременно и от внешнего насилия, так как человек поступает нравственно только тогда, когда он совершает те или иные поступки по собственному внутреннему побуждению, а не по страху наказания. Из этого исходит и свобода внешняя, означающая возможность определять свои действия по своему усмотрению, независимо от внешнего принуждения. Это то же, что и естественная свобода, но здесь эта естественная свобода человека как разумного существа. Она неразрывна со свободою нравственной, которая без внешней свободы не может проявиться во внешнем мире.
Внешняя свобода человека составляет источник права, однако таковым она становится только в гражданском обществе, где господствует не произвол силы, а юридический закон, так как право есть взаимное ограничение свободы под общим законом.
Внешняя свобода человека есть свобода гражданская. Человек не потому свободен, что закон делает его свободным, а наоборот, юридический закон охраняет его свободу, потому как свобода не даруется властью по ее усмотрению, а принадлежит человеку как неотъемлемое его свойство, данное ему природой как духовно-разумному существу.
Гражданская свобода есть свобода человека в области общественных отношений, иными словами, внешняя свобода лица. Она подразделяется на свободу человека в отношении к другим лицам, то есть собственно гражданскую свободу и свободу политическую. Первая принадлежит человеку в его частной сфере, в частных отношениях с другими, то есть как члену гражданского общества, вторая - как члену государства. Первая - источник частных или гражданских прав, вторая - политически. - возможность проявления субъектом своей воли на основании законов развития природы и общества;3) - отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов;
4) - вообще - отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь.