Таможенные пошлины
разновидность государственного налога, предусматривающая денежный сбор с импортных, экспортных и транзитных товаров.
разновидность государственного налога, предусматривающая денежный сбор с импортных, экспортных и транзитных товаров.
налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам предусмотренным таможенным тарифом. По объекту обложения различают экспортные, импортные и транзитные пошлины. По методу обложения различают адвалорные, специфические и комбинированные таможенные пошлины.
налоги, взимаемые таможней при пропуске товаров через таможенную границу. Перечень облагаемых Т.п. товаров и ее ставки сводятся в таможенный тариф. Различаются ввозные и вывозные Т.п. Т.п. взимаются либо по твердым ставкам за ед. измерения товара (специфические пошлины), либо в процентах от цены товара (адвалорные пошлины), либо комбинированным методом.
customs duties) — государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, перемещаемых через границы страны. По способу взимания таможенные пошлины бывают: адвалорные (в процентах от таможенной стоимости), специфические (за единицу облагаемого товара) и комбинированные (сочетание двух названных).
налоги, взимаемые при ввозе, вывозе и провозе товаров через территорию данного государства. Используются следующие ставки таможенных пошлин: адвалорные - определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические - устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара; комбинированные - сочетающие элементы адвалорных и специфических таможенных пошлин.
специальные налоги, вводимые на импорт определенных товаров или УСЛУГ. Могут взиматься как процент от стоимости импорта или как фиксированная сумма с единицы импортируемого товара. Импортные пошлины могут вводиться просто для того, чтобы увеличить поступления в бюджет государства, но чаще они связаны с проведением экономической политики, известной как ПРОТЕКЦИОНИЗМ.
денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Ставки ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН содержатся в таможенных тарифах, где приводится список облагаемых ими товаров. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ на импортируемые товары выполняют ценообразующую функцию. Они выступают в качестве дополнительного внутреннего налога, удорожающего цену импортируемых товаров, что позволяет государству регулировать объем импорта и его структуру. С другой стороны ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ широко используются странами членами ГАТТ для содействия национальному экспорту путем взаимного обмена в ходе переговоров сопоставимыми и равнозначными тарифными уступками. По способу взимания различаются специфические (со штуки, объема, веса товара) и адвалорные (с цены товара) ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ. Иногда пошлины исчисляются одновременно двумя способами. Сезонные пошлины взимаются в определенное время года, например, в период сбора урожая. В настоящее время размер ставок ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ в большинстве стран мира составляет в среднем 0,3-50%, но на отдельные товары она может составлять 100% и более.
налог, взимаемый с проходящих государственную границу товаров;
различаются:
а) привозная пошлина — взимаемая с привозных товаров;
б) вывозная — взимаемая с вывозных товаров и
в) транзитная — с транзитных товаров (см. транзит).
А. Виды таможенных пошлин (по цели, преследуемой введением данной пошлины):
а) запретительная — пошлина, взимаемая в столь высоком размере (по сравнению с рыночной ценой товара), что фактически делает ввоз (или вывоз) товара невозможным;
б) покровительственная (преференциальная или охранительная) — устанавливаемая в таком размере, что она, не препятствуя ввозу иностранных товаров, все же устанавливает значительные преимущества для соответствующей отрасли местного производства данной страны, удорожая ввозные товары и уравнивая их цены;
в) фискальная — установлением которой преследуют не столько цели препятствовать ввозу или вывозу товаров, сколько цели увеличения доходности государства (казны) путем изъятия в пользу последнего части прибылей импортера или экспортера;
г) статистическая — устанавливаемая в совершенно незначительном размере (напр. 0,1 % с цены товара) и с единственной целью иметь полную, подробную и точную регистрацию ввоза или вывоза товаров, облагаемых подобной пошлиной.
Б. Виды таможенных пошлин (по способу взимания):
а) с цены — см. ad valorem;
б) специфическая — взимаемая в определенной сумме с единицы меры, веса товара или штуки его;
в) конвенционная — размер которой определен не общим таможенным тарифом данного государства, а на основании особо заключенных с иностранными государствами соглашений (см. конвенция).
Возврат (дробак — от англ. слов: “draw-back”) — пошлин устанавливается с целью поощрения экспорта продукции, изготовленной из иностранного сырья или при помощи иностранных машин.
англ. customs duties) – косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, Т.п.: являются источником гос. бюджета; регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы внутреннего рынка; влияют на торг. и платежный балансы. По сути Т.п. – инструмент обложения внешней торговли. Исторически Т.п. возникли в период средневековья как сборы при въезде и выезде из населенных пунктов и на границах феодальных владений. С образованием единых нац. гос-в Т.п. начинают взиматься на границе спец. органами – таможнями. Т.п. становятся орудием проведения политики протекционизма в целях защиты и поощрения развития отечеств. пром-сти и стимулирования экспорта отечеств. товаров. Наиболее высокого уровня ставки Т.п. достигли в 30-е гг. В наст. время фискальное значение Т.п. сравнительно невелико. В 1999 поступления от них составили 25% всех налоговых доходов федерального бюджета РФ, однако, это более высокая доля, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в США доля Т.п. в доходах федерального бюджета составляет 1%, в Великобритании – 1%, в ФРГ – около 4%. В развитых странах Т.п. сохраняют в определ. мере роль орудия регулирования внешнеэкономич. отношений, хотя их значение в этой сфере ослабло в силу активного участия развитых стран в деятельности междунар. экономич. орг-ций (напр., Всемирной торговой организации, ВТО), направленной на снижение таможенных барьеров в междунар. торговле, а также благодаря активным интеграционным процессам в Европе (Европейский Союз) и Америке (НАФТА – Североамериканская зона свободной торговли). Большинство развитых стран объединились в таможенные союзы с единой таможенной территорией (напр., Германия, как государство–участник ЕС, применяет интегрированный таможенный тариф ЕС– TARIC, основанный на гармонизированной системе обозначения и кодирования товаров междунар. торговли – HS). Для большинства развив. стран Т.п. сохраняют свое регулирующее и фискальное значение. Эти страны поддерживают высокий уровень защитительных импортных Т.п. на готовые товары, чтобы оградить от конкуренции слаборазвитую пром-сть. С др. стороны, в условиях острого дефицита финанс. ресурсов развив. страны используют Т.п. в качестве важного источника налоговых поступлений: на Т.п. приходится от 10 до 50% гос. доходов (напр., в Мадагаскаре – 55%, Индии – 20%, Перу – 21%). С экономич. т.з., как любой косвенный налог, Т.п. поддается переложению путем включения в цену товара. Собственник ввозимого и вывозимого товара, подлежащего обложению Т.п., вносит гос-ву причитающуюся сумму за счет выручки от реализации товаров. Конечным плательщиком (носителем налога) выступает покупатель, приобретающий товар по цене, включающей Т.п. В результате Т.п., увеличивая цену ввозимого товара, снижает его конкурентоспособность. Этим достигается защита внутреннего рынка и нац. товаропроизводителей, обеспечивается постепенность перехода к мировым ценам на сырье и энергоносители во внутренней торговле (в т.ч. России). В зависимости от направления движения товаров и их происхождения Т.п. подразделяют на: импортные (ввозные) – к-рыми облагаются товары, ввозимые в страну [они удорожают товары, ввозимые на таможенную тер. страны, препятствуя их проникновению на внутренний рынок и способствуя развитию нац. производства]; экспортные (вывозные) – ими облагаются товары, идущие на экспорт [они ограничивают экспорт товаров, необходимых для развития нац. экономики, насыщения отечественного рынка, а также служат дополнит. источником доходов гос. бюджета (экспортные Т.п. взимались в РФ с 1992 по 1996, являясь исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономич. деятельности; с 1999 экспортные пошлины восстановлены)]; транзитные – на иностранные товары, провозимые через тер. страны в третьи страны [в РФ транзитные Т.п. не применяются, хотя через таможенную тер. России идут большие грузопотоки из Азии в Европу и обратно]. С целью временного ограничения либо стимулирования ввоза или вывоза отд. товаров. могут устанавливаться сезонные (на срок не более 6 мес.) импортные и экспортные Т.п. В зависимости от цели Т.п. подразделяются на фискальные, протекционистские, антидемпинговые, компенсационные, специальные, преференциальные. Фискальные Т.п. взимаются c целью получения дополнительных бюджетных доходов. Ими обычно облагаются импортные товары, если в стране не производятся аналогичные товары, и экспортные товары, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке. Протекционистские (защитительные) Т.п. защищают внутренний рынок от проникновения иностр. товаров, конкурирующих с товарами отеч. производства. С одной стороны, такая защита способствует развитию нац. произ-ва отдельных товаров и даже целых отраслей. Однако, с др. стороны, чрезмерная защищенность не способствует созданию здоровой конкуренции и может привести к застойным явлениям. Антидемпинговые Т.п. обеспечивают защиту внутреннего рынка от ввоза товаров по демпинговым (ниже цен мирового рынка) ценам. Они повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уровня и обеспечивают доходы гос. бюджету. Антидемпинговые Т.п. в РФ применяются, когда на таможенную тер. РФ ввозятся товары по цене значительно более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта на момент ввоза товара. Такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров или товаров-конкурентов, а также препятствует орг-ции и расширению произ-ва подобных товаров в стране. Ставка антидемпинговой Т.п. не может превышать разницы между оптовой ценой конкурирующего объекта демпинга в стране экспорта в момент вывоза и ценой его ввоза на таможенную тер. страны. Компенсационные Т.п., взимаемые сверх обычных пошлин, применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутр. рынке и играют протекционистскую роль. Ставки компенсац. пошлин могут значительно превышать ставки ввозных пошлин на тот же товар. Компенсац. Т.п. в РФ применяются, когда ввозят товары, на произ-во или экспорт к-рых применялись субсидии. Эти Т.п. призваны защитить от возможного ущерба отечеств. производителей аналогичных или конкурирующих товаров. Субсидированный ввоз препятствует организации и расширению произ-ва подобных товаров в стране импорта. Специальные Т.п. применяются в качестве: меры защиты (если на таможенную тер. страны ввозятся товары в таких кол-вах или на таких условиях, к-рые наносят или угрожают нанести ущерб отечеств. производителям); меры предупреждения в отношении участников внешнеэкономич. связей, нарушающих интересы страны; ответной меры на дискриминац. действия отд. стран и их союзов; меры пресечения недобросовестной конкуренции. Ставки спец. Т.п. устанавливаются в каждом отд. случае. Применение антидемпинговых, компенсационных и спец. Т.п. осуществляется при наличии соотв. условий и обстоятельств, выявленных в результате расследования, проводимого гос. органами РФ, в исключительных случаях. В мировой практике взимания Т.п. в экономич., политич. и фискальных целях могут применяться надбавки к ним. В экономич. целях такая надбавка применяется как чрезвычайная мера в условиях, когда невозможно быстро повысить Т.п. Они устанавливаются в виде скользящих и компенсационных импортных сборов. Надбавки в виде скользящих импортных сборов взимаются с ввозимых товаров. Ставки на них фиксируются и зависят от соотношения внутренних и мировых цен на ввозимые товары. Если происходит падение мировых цен, ставки сборов повышаются, а если рост – снижаются. Цель такого скольжения цен – регулировать объем и потоки ввозимых товаров, поддерживать конкурентоспособность товаров отечеств. производства. Ставки на скользящие импортные сборы настолько гибки, что могут меняться ежедневно. Компенсационные импортные сборы устанавливаются странами или группой стран на определ. виды продукции. Их величина определяется в виде разницы между мировой ценой на ввозимые товары и контрольной ценой на эти товары внутри страны или группы стран. В этой разнице учитываются изменения трансп. расходов и качества товаров. Такие ставки ежедневно публикуются, и при достижении установленного размера они носят запретительный характер. Применение компенсац. импортных сборов регулирует произ-во и импорт определенной продукции в интересах нац. производителей. Преференциальные (предпочтительные) Т.п. – это льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или неск. стран, для поощрения импорта определенных товаров. В мировой практике используется Генеральная система преференций для развивающихся стран, что способствует повышению конкурентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран. Исходя из строения ставки Т.п. подразделяются на: адвалорные – исчисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (от лат. ad valorem – от стоимости); специфические (твердые) – устанавливаемые в определенной ден. сумме с единицы измерения облагаемых товаров; смешанные (комбинированные) – сочетающие в себе оба вида таможенного обложения; альтернативные – когда для нек-рых товаров действуют адвалорная и специфич. ставки и взимается наибольшая из них. Т.п. уплачиваются в соответствии с установленными ставками, тарифными льготами и преференциями (предпочтениями). Они устанавливаются, изменяются и отменяются в соответствии с законом гос-ва о таможенном тарифе (систематизированном по группам товаров перечне Т.п., взимаемых в стране с ввозимых иностранных или вывозимых нац. товаров, содержащем наименование товаров, единицы обложения товаров Т.п. и их ставки). Правовые основы взимания Т.п. в России определяются Таможенным кодексом РФ и Таможенным тарифом РФ. Субъектами Т.п. являются как физич., так и юридич. лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ. (Под товаром понимается любое движимое имущество, в т.ч. тепловая, электрическая и др. виды энергии.) Объект обложения Т.п. – товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Ввозные Т.п. взимаются также с предметов личного потребления, поступающих в междунар. почтовых отправлениях в адрес лиц, проживающих в РФ, а также с аналогичных товаров, ввозимых физич. лицами, прибывающими в нашу страну. От оплаты ввозных Т.п. освобождается имущество, ввозимое в страну отечественными гос. учреждениями, функционирующими за границей. Список товаров, запрещенных к ввозу (напр., оружие, наркотики), содержится в Таможенном тарифе, на их ввоз требуется особое разрешение гос. органов РФ. Начисление, уплата и взимание Т.п. на товар производится на основе его таможенной стоимости. Существует 6 методов ее оценки, к-рые применяются в указанном порядке: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервный. При этом таможенный орган РФ представляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. Для определения вида Т.п. устанавливают страну происхождения товара. Такой страной считается страна (группа стран или часть страны), в к-рой товары были полностью произведены или подверглись в достаточной степени переработке или обработке. В зависимости от страны происхождения товара применяются дифференцированные ставки импортных Т.п. Импортный таможенный тариф РФ – трехколонный, в нем действует 3 вида ставок: базовые, максимальные и преференциальные. Размер предельных ставок базовых ввозных Т.п. устанавливается законодательным органом РФ. Постановлением Верховного Совета РФ от 21 мая 1993 установлен предельный размер базовых ставок в размере 100% таможенной стоимости товара. В целях защиты экономич. интересов России к импортным товарам могут временно применяться специальные, антидемпинговые и компенсационные Т.п. Т.п. начисляются и уплачиваются таможенным органам до или в момент представления грузовой таможенной декларации. Оплата производится в рублях или свободно конвертируемой валюте и поступает в бюджет. Плательщикам Т.п. могут предоставляться разл. льготы и преференции. Они предусматриваются в Таможенном тарифе РФ и призваны стимулировать в интересах страны расширение и совершенствование структуры экспорта и импорта с целью повышения эффективности внешнеэкономич. связей страны, деятельности отечеств. пр-тий и внешнеторг. орг-ций, а также развития инвестиц. деятельности нац. орг-ций за рубежом и операций на мировых валютных рынках. Таможенные преференции – это особые льготы, предоставляемые страной отдельным гос-вам на началах взаимности или в одностороннем порядке в виде освобождения от Т.п., снижения ставок или установления квот на предпочтительный ввоз товаров, происходящих из гос-в, образующих со страной таможенный союз (или ведущих подготовку к его созданию), зоны свободной торговли; товаров, происходящих из развивающихся стран, для к-рых применяется нац. схема преференций РФ. От уплаты Т.п. освобождаются: трансп. средства, совершающие междунар. перевозки, снаряжение и имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации в пути или приобретенное за границей в связи с ликвидацией, поломкой этих трансп. средств; вывозимые с тер. страны предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, сырье, продовольствие и др. имущество для обеспечения производств. деятельности российских и зафрахтованных российскими лицами судов и ввозимая в страну продукция их промысла; предметы, пользующиеся по междунар. договорам правом беспошлинного ввоза и вывоза иностранными орг-циями и лицами для официального и личного пользования; российская и иностранная валюта, ценные бумаги и др. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты Т.п. осуществляется таможенными органами на местах под руководством Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ).