InvestFuture

Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни

Просмотров: 2109
Рискуя собственной
Автор:Нассим Николас Талеб
Жанр: Учебная литература, Художественная литература, Саморазвитие
Год выпуска:2018
Количество страниц:370
ISBN:978-5-389-15581-7

SKIN IN THE GAME

Hidden Asymmetries in Daily Life

NASSIM NICHOLAS TALEB

Почему хирурги не выглядят как хирурги? Почему сегодня рабов больше, чем в римские времена? Почему кандидаты на политические посты с явными недостатками кажутся нам реальнее, чем бюрократы с безупречными рекомендациями и какова основополагающая логика принятия риска? На эти и другие вопросы отвечает Нассим Николас Талеб. “Рискуя собственной шкурой” его авторства - в очередном выпуске еженедельной книжной рубрики.

 

И снова Талеб, друзья :) Не буду подробно останавливаться на его  биографии, так как достаточно детально затрагивала ее в обзорах на книги “Черный лебедь” и “Антихрупкость”, ссылки на которые, как всегда, будут в описании к этому видео. Посмотрите, если еще не... Отмечу, что как бы каждый из нас по отдельности ни относился к личности и творческой деятельности этого бородатого американца ливийского происхождения, его максимально критический взгляд на окружающую действительность едва ли кого-то оставит равнодушным. 

В своих трудах он поднимает весьма злободневные темы, а специфический юмор и уникальная подача позволяют совершенно недвусмысленно спроецировать приведенные примеры на быт и реалии обычного человека. Талеб, будучи, очевидно, очень эрудированным немолодым человеком, владеет поистине богатейшим арсеналом рассказов, соединяющих исторические события или древние мифы с фактической действительностью. И он из книги в книгу делится этими историями с нами. Не стала исключением и “Шкура на кону”, попавшая сегодня к нам на обзор.

“Рискуя собственной шкурой” (или “Шкура на кону”, что больше похоже на оригинальное название “Skin in the game”) - это пятый том цикла Incerto (“Неопределенный”), объединяющего практические обсуждения, философские истории, а также научные и аналитические комментарии к проблемам случайности, связанным с тем, как делать выбор в условиях неопределенности. Ее можно читать и отдельно, но лучше, конечно же, поочередно ознакомиться со всеми трудами цикла, так как по ходу “Шкуры на кону” Талеб раз за разом делает отсылки на предыдущие тома, последовательность которых такова: “Одураченные случайностью” → “Черный лебедь” → “Прокрустово ложе” → “Антихрупкость”.

Книга, в отличие от ставших уже классикой и бестселлерами трех из четырех томов Incerto, пока что бестселлером не является и может быть (на мой взгляд, это упущение широких масс) оценена скорее как широко известная в узких кругах: среди гиков теории вероятностей и фондовых трейдеров, одни из которых Талеба боготворят, а другие ненавидят. Впрочем, и те и другие считают, что в их же интересах быть как минимум в курсе работ человека, предсказавшего финансовый кризис 2008 года и значительно на нем заработавшего. В прессе книга получила полярные отзывы. Так, The Guardian хвалит стиль автора, тогда как более репрезентативная для представителей рынка The Economist критикует Талеба за переход на личности и двойные стандарты по отношению к собственным аргументам и доводам оппонентов. Рецензия The Economist, в частности, говорит: “… с приходом известности появился второй Талеб, позволяющий себе неподобающие перепалки с другими мыслителями…”. В то же время, в журнале скорее положительно оценивают саму концепцию шкуры на кону, а также основные выводы книги.

Книга рассказывает о четырех проблемах: 

*  распознавание чуши; 

*  симметрия в отношениях между людьми; 

*  распределение информации при взаимодействии; 

* рациональность в сложных системах и реальном мире. 

Первая проблема призывает учиться отличать теорию от практики. Вторая говорит о том, что, получая преимущества, вы обязаны подвергнуться риску - и не заставлять других платить за ваши ошибки. Третья рассказывает, в какой мере на практике следует делиться информацией с окружающими. Например, что нужно рассказывать покупателям при продаже дома, а о чем можно - и этически корректно - умолчать. Наконец, четвертая проблема посвящена рациональности и проверке временем.

То, что эти четыре темы невозможно рассматривать отдельно, людям делается предельно ясно, когда им приходится принять на себя значительные риски, то есть ставят шкуру на кон.

Понятие “шкура на кону”, как оно используется в этой книге, говорит о симметрии, и, по сути, отражает принцип взаимного принятия рисков взаимодействующими сторонами. Классическую интерпретацию эффект симметрии черпает из книги Левит Ветхого Завета, и называется “Золотым правилом нравственности”, глася: “Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе”. Талеб же предлагает жить в парадигме подхода его же героя из “Антихрупкости” - Жирного Тони, транслирующего “Золотое правило” так: “Не вреди другим, но бей первым, если они хотят навредить тебе”. 

В соответствии с принципом взаимной выгоды в стиле “своя шкура на кону” Талеб, по его собственным словам, “не приглашает читателя в скучное и предсказуемое странствие по университетским лекциям - а скорее зовет в путешествие, которое понравилось бы ему самому”.

 

Талеб развенчивает лицемерные идеи и действия апологетов военного вмешательства, инвесторов рынка ценных бумаг и религиозных проповедников. На примерах Хаммурапи и Иисуса Христа, римских и византийских императоров, Сенеки и Дональда Трампа Талеб показывает, что самое важное качество, объединяющее прославленных героев, беззаветных святых и гениальных бизнесменов, - не переносить риск на других.

Принцип шкуры на кону, если взять его за правило, существенно смягчает эффекты таких порожденных цивилизацией расхождений, как разница между делом и дешевыми словами, конкретным и абстрактным, демократией и властью, людьми и экономистами, любовью и деньгами, и самое главное - между коллективом и индивидом

Талеб считает, что его труд поможет читателю осознать важность, доминирование и повсеместность принципа симметрии (то есть шкуры на кону) почти во всех аспектах. И обращается к нам с важным призывом:

“никогда не пускайтесь в слишком подробные объяснения, ПОЧЕМУ что-то важное важно. Бесконечными обоснованиями принцип можно лишь обесценить”.

Основные мысли сосредоточены на удивительном применении принципа шкуры на кону, а также на менее очевидных последствиях, часть из которых весьма неприятна, тогда как другая - неожиданно полезна. Поняв, как работает принцип, мы поймем и серьезную загадку, скрытую под мелкоструктурной матрицей реальности. Давайте обсудим некоторые из таких примеров. Учитывая их многочисленность, думаю, серьезным спойлером это являться не будет.

Начнем с того, что греки называли причудливым нашему слуху словосочетанием патемата математа. Это принцип, каждому из нас известный с самого детства, а переводится не иначе, как “обучайся через боль”. Рассказывая о нем, Талеб элегантно связывает житие полубога Антея - сына Матери-Земли Геи и Бога морей Посейдона - с жизнями младенцев и людей в целом. Антей был неуязвим и творил, что хотел, пока был в контакте с матерью и ничем не рисковал. Геракл хитростью сумел оторвать его от Земли и... прикончил. 

Причем тут дети, спросите вы? А вспомните, как многие дети узнают, что горячее - это горячее, острое - острое, а красный перец - то, от чего не начинает извергать языки пламени только папа? Правильно, они, пусть и не осознавая этого, ставят на кон свою шкуру, трогая раскаленную духовку, вытаскивая из ящика нож или, подражая герою-отцу, откусывая кусочек неубранного ядреного перца. Связь с реальностью, говорит Талеб, - осуществляется через шкуру на кону: мы открываемся реальности и платим за последствия, хороши они или нет. Знания, которые мы получаем через пробы и ошибки, через опыт и по прошествии времени - это и есть наш “контакт с Землей”, и они несравненно лучше знаний, полученных через рассуждения и пустую болтовню. Лиши нас этих знаний и опыта, и мы становимся беззащитными точно младенцы. Портя себе “шкуру”, мы учимся и совершаем открытия - таков механизм органических сигналов, та самая патемата математа.

Талеб выделяет триумвират основных ошибок, отличающих людей, принимающих важные для миллионов решения за закрытыми дверями хорошо охраняемых кабинетов и не рискующих даже годовым бонусом, от людей, обучающихся через описанный выше “контакт с Землей”. Вот эти ошибки:

  1. Они думают в рамках статики, а не динамики. То есть никогда не думают о том, как это скажется на людях, на которых повлияет их решение, а не на их должности и погонах;
  2. Они мыслят в малом, а не в большом масштабе. То есть готовы создать и обучить боевой отряд радикально настроенных представителей определенных религиозных предпочтенией для борьбы с одной проблемой, не думая, что потом этот отряд может стать Аль-Каидой и навредить их же стране.
  3. Они не учитывают, что всякое действие предполагает противодействие. 

В качестве примера Талеб приводит сторонников военных интервенций,

оправдывающих свои доводы громкими словами о свержении диктаторских режимов и свободе для простых граждан якобы ущемленных стран. Несмотря на то, что после подобных вмешательств в странах зачастую начинаются хаос, анархия и процветание криминала с нищетой, жизнь людей, выступающих за такие интервенции, никак не зависит от успеха или провала предпринимаемой ими кампании. Поэтому политики продолжают действовать в своих интересах.

Талеб сравнивает таких политиков с воображаемыми хирургами, лечащими избыток холестерина в организме пациента введением пациенту “умеренных” раковых клеток. После смерти больного такие хирурги могли бы горделиво провозгласить победу, показав на вскрытии, что холестерин и правда упал. Но мы знаем, что врачи не лечат больных смертельными лекарствами. Потому что, как правило, они ставят на кон частичку своей шкуры, а еще на протяжении более двух тысяч лет их поведение все больше определяла этика, чего точно нельзя сказать о политиках. 

Когда всё идет как по маслу, они гордо принимают награды и поздравления, ну а когда все планы рушатся, прикрываются “Черными лебедями”. 

В итоге получается, что современным миром правят, в основном, неадекватные, оторванные от реальности люди. И все только потому, что им не приходится платить за это собственной шкурой.

Говоря об оторванных от реальности людях, которые еще и правят миром, нельзя не упомянуть, как Талеб наблюдал за дорогой Дональда Трампа к Белому дому. Увидев Трампа на республиканских праймериз, Талеб уверился, что тот выиграет внутрипартийные выборы вне зависимости от того, что будет нести с трибуны. Более того, он выиграет потому, что у него есть очевидные недостатки. Трамп, при всей своей эпатажности - настоящий. То, что он - бизнесмен-неудачник, потерявший миллиард долларов, лишь играло ему на руку: пятна на репутации, шрамы и недостатки увеличивают расстояние между святым и человеком. Людям ближе все же люди, люди всегда отличают человека на передовой от человека в тылу, а шрамы сигналят о шкуре на кону.

Еще одна интересная концепция, затронутая Талебом в контексте “шкуры на кону” - сплоченная кучка высокомерных полуинтеллектуальных экспертов с дипломами Лиги плюща и прочих распиаренных ВУЗов, говорящих всем остальным что делать, что есть, как говорить, как думать и за кого голосовать. Талеб называет этих горделивых умников аббревиатурой ИНИ - “интеллектуал, но идиот”. Их главное качество - способность сдавать экзамены себе подобным и сочинять статьи для себе подобных. Они склонны делать выводы о целом по его отдельным компонентам и осуждают других за поступки, которых не понимают, не отдавая себе отчета в том, что дело в том, что они сами действительно чего-то не понимают. Но главная черта ИНИ - уверенность в том, что они действуют в интересах людей и знают, в чем эти интересы заключаются.

Однако когда общество во благо себе принимает решение, которое при этом расходится с представлениями ИНИ о благе, общество сразу награждается ярлыком “необразованного”. Если выбор народа совпадает с их желаниями, это демократия, если нет, - популизм. 

 

Помимо озвученного выше, Талеб расскажет вам о том, чем видные люди разных эпох отличались от рядовых граждан и как нужно вести себя в современной Британии, чтобы не только на бумаге, но и в умах соотечественников значиться лордом. Поведает о формировании влияния меньшинств на порядки общества; о том, чем руководствуются банковские клерки, склоняя вас взять долгосрочный кредит; как на кон шкуру ставили Ассасины и в каком виде они существуют сейчас. Прольет свет на то, почему нужно меньше внимания уделять новостям и больше - фактам. Поделится своими наблюдениями о методах выявления чуши и выбора дантиста из двух кандидатов с разными уровнями образования, но сопоставимыми репутационными достижениями; а также еще несколькими десятками интереснейших, удивительных, шокирующих, но увлекательных историй, которые существенно расширят ваш кругозор.

Подводя итог, хочется отметить, что разница между этой книгой и другими трудами Талеба, которые мы разбирали ранее, ощутима. Если  “Черный лебедь” и “Антихрупкость” - это монументальные труды, ставшие классикой нон-фикшена, то “Шкура на кону” скорее ближе к художественной литературе. Это набор максимально качественно подобранных историй из разных областей жизни, религии и мифологии, призванный закрепить в сознании читателя одну простую, по большому счету, мысль - если просто плыть по течению и даже не пытаться рисковать, не стоит винить кого-то, кроме себя, что в конечном итоге не удалось реализовать свои мечты или взлететь по карьерной лестнице. Но истории эти настолько классные, а багаж знаний и чувство юмора уже умудренного опытом Талеба-писателя настолько велики, что книга читается легко и совершенно не вызывает желания отложить ее в сторону. Если это финал цикла Incerto, то автор довольно эффектно и с пользой для общества поставил в нем точку.

Оцените материал:
(оценок: 36, среднее: 4.5 из 5)
InvestFuture logo
Рискуя собственной

Поделитесь с друзьями: