В зависимости от мотивов, которыми руководствуются подчиняющиеся, Вебер выделяет три типа легитимного (то есть законного) господства: легальное (рациональное), традиционное и харизматическое.
В легальном господстве определенный интерес является мотивом подчинения, то есть «целе-рациональное» действие.
Люди убеждены в необходимости законного установления и в законности самих носителей власти.
Традиционное господство основано на вере в старые традиции и в легитимность тех, кому принадлежит власть в силу традиций.
Харизматическое господство предполагает личную пре данность, вызванную наличием у правителя священного дара или выдающихся способностей.
Впрочем, как и в других случаях, Вебер подчеркивал, что данная типология носит идеализированный характер, в реальности же существуют крайне смешанные и запутанные комбинации этих трех типов. «Все господствующие власти, светские и религиозные, политические и неполитические, можно рассматривать как отклонение от нескольких чистых типов или приближение к ним, конструируемых соответственно той основе легитимности, на которую притязает власть» («Политика как призвание и профессия»).
Так или иначе, но в любом политическом союзе или институционально установленном порядке, хотя и не в чистом виде, преобладает определенный тип господства: рациональнолегальное господство наиболее типично для современных государств и бюрократических структур; традиционное — для патриархальных и феодальных обществ; харизматическое — возможно во всех типах общественного устройства.
Если говорить о современной Веберу эпохе, то, по большому счету, для нее характерен именно легальный тип господства.
Однако даже этот тип может рухнуть в том случае, если идеалы и образ жизни господствующего меньшинства потеряют в глазах подчиненного большинства свою легитимную силу.