InvestFuture

Фискальный прорыв - без онлайн-подрыва

Прочитали: 431

Торговые компании призвали перенести начало второго этапа внедрения онлайн-фискализации с 1 февраля на 1 мая из-за неготовности соответствующей инфраструктуры.

В противном случае, утверждают представители отрасли, нововведение грозит множественными сбоями.

Прорывное нововведение

Во избежание вынужденной остановки торговли во многих предприятиях отрасли, в связи с началом с 1 февраля второго этапа онлайн-фискализации, Национальная ассоциация сетевой торговли (НАСТ) инициировала встречу с участием представителей ФНС РФ и профильных ведомств.

Как сообщила "Вести.Экономика" заместитель исполнительного директора НАСТ Лия Левинбук, предполагаемая встреча готовится 30 января на площадке Минпромторга.

Напомним, вступивший в силу с 15 июля 2016 г. Федеральный закон №290-ФЗ предусматривает новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ), которым обеспечивается передача данных о расчетах в налоговую инспекцию в онлайн-режиме.

В соответствии с законом, с 1 февраля 2017 г. регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 г. старый механизм прекратит свое действие.

Тем самым предполагается осуществить переход к новой прорывной схеме взаимодействия между налоговой службой и предприятиями торговли и услуг, которая позволит сделать значительно более прозрачными названные сферы, увеличить налоговые поступления в казну и обеспечить формирование честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения деятельности недобросовестных налогоплательщиков.

При этом предприниматели, зарегистрировав ККТ через сайт ФНС России (без ее физического предоставления в налоговый орган), получат инструмент, который поможет им в режиме реального времени следить за оборотами и показателями своего бизнеса. Тогда как граждане смогут получить электронный чек (у оператора фискальных данных и (или) по своей электронной почте и мобильному телефону) и быстро проверить его легальность через бесплатное мобильное приложение, а в случае возникновения вопросов - направить жалобу в ФНС.

Заявленные новации приветствовали в заинтересованных отраслевых организациях.

В частности, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров, подчеркнул, что члены АКИТ оказались в числе компаний, которые первыми внедряют онлайн-фискализацию в своей работе.

В соответствующем эксперименте, например, успешно участвовали компании "М.Видео", "220 вольт", "Юлмарт", "Детский мир".

"Сегодня мы видим отсутствие глобальных трудностей при введении системы в компаниях. Мы считаем нововведения большим благом для рынка, поскольку понимаем, что "белые" игроки всегда находились в ущербном положении относительно “серых” и “черных” игроков, которые, вообще, не пробивали чеки при клиенте", - пояснил Федоров.

Перенести час "Х"

В НАСТ также считают онлайн-фискализацию важным шагом на пути к обеспечению тотальной прозрачности розничного рынка и выравниванию условий конкуренции.

По словам Лии Левинбук, большинство членов Ассоциации начали работы по интеграции новых ККМ в свои ИТ-системы в конце прошлого года. Однако, тестовые экземпляры кассового оборудования были предоставлены розничным компаниям лишь в начале текущего года и имели существенные недоработки.

На сегодня работающие ККМ нового образца есть только в отдельных компаниях. На закупку новой ККТ требуются значительные затраты (25 тыс руб), тогда как использование старой техники оказывается нецелесообразным. И продлить срок работы существующих аппаратов за счет замены ЭКЛЗ затруднительно ввиду скопившихся в налоговых очередях, сообщила заместитель исполнительного директора НАСТ.

Пока, уточнила она, конкуренция среди производителей новых ККТ и операторов фискальных данных (ОФД) весьма ограничена, а производитель фискальных накопителей и вовсе оказался единственным, что приводит к завышению цен и дефициту оборудования.

Наряду с прочим, большинство компаний столкнулось с проблемами при регистрации новых ККТ на сайте налоговой службы. Также существуют опасения относительно возможной утечки фискальных данных из ОФД и по поводу готовности производителей новой ККТ к осуществлению техподдержки техники на местах, особенно в регионах.

Многие практические вопросы, в том числе, по проведению скидок и возвратов и учету разных методов оплаты до сих пор не проработаны ФНС. Но одновременно вводятся очень существенные штрафы за нарушение новых правил, указала заместитель исполнительного директора НАСТ.

Перечисленные проблемы приобретают еще большую остроту в условиях сжатых сроков, поэтому в НАСТ предложили передвинуть начало второго этапа с 1 февраля на 1 мая, установив переходный период - без штрафов за ошибки в применении новой ККТ - до 1 сентября.

Ни “железа”, ни “ясности”

Между тем, по мнению IT-директора компании "Эконика", входящей в АКИТ и НАСТ, Кирилла Митюшкина, было бы целесообразно перенести начало второго этапа даже не до 1 мая, а, скажем, до 1 июля.

В "Эконике" заказали 30 единиц новой ККТ в начале января, но их обещают поставить к середине февраля. Тогда как, уже в следующем месяце компания открывает по стране пять новых салонов, работа которых заведомо оказывается под угрозой срыва. При этом, не смотря на запросы в ФНС, до сих пор не прояснена процедура оформления чеков по бонусным баллам программ лояльности и подарочным сертификатам, а также при выплате средств в благотворительные фонды.

И по-прежнему непонятно, как оформлять запрос на отправку покупателю электронного чека и обеспечить достоверность необходимой информации (электронного адреса, номера телефона). В результате при наличии подобных проблем в работе торговых предприятий возможны множественные сбои.

Причем покупателям, конечно, сложно будет объяснить, что эти сбои обусловлены объективными трудностями перехода к новой системе взаимодействия с налоговой службой, резюмировал Митюшкин.

Заместитель генерального директора по информационным технологиям АС “Ригла” Вадим Горбунов также ответил, что инфраструктура пока не готова к предстоящим нововведениям.

В частности, оговорил он, при внесении в реестр ФНС 38 моделей ККТ еще в сентябре реально получить единичные экземпляры для тестирования от двух производителей удалось только в декабре. По некоторым линейкам (СП-101) до сих пор ничего нет: ни «железа», ни ясности. Но даже в полученных образцах, выявились существенные проблемы.

Например, в моделях производства "Штрих-М" изменился формат чека, из-за чего показать размер предоставленной скидки для покупателя теперь невозможно. Комплекты по модернизации аппаратов очень дорогие, и получается, что модернизация стоит почти так же, как установка новой кассы, констатировал Горбунов.

Как он добавил, поставки фискальных накопителей нового формата пока отсутствуют. Их производит только одна компания, которая не справляется с резко возросшим спросом. Программное обеспечение (ПО) операторов фискальных данных тоже "сырое", особенно в части задач управления сервисом и административных функций.

При том, что только на услуги ОФД аптечной сети придется дополнительно к бюджету затратить около 10 млн руб., констатировал Горбунов. И также высказался за продление переходного срока с тем, чтобы устранить существующие недостатки техники и ПО - с меньшими рисками и расходами.

"А что касается доходов казны, то в крупных сетях, и у нас в том числе, кассовая дисциплина в идеальном состоянии: мы и так все четко фиксируем в учете и платим все налоги", - заверил замгендиректора по информационным технологиям АС "Ригла". Оперативно получить комментарий Минпромторге по изложенной проблематике не удалось.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Фискальный прорыв - без

Поделитесь с друзьями: