InvestFuture

ФНС поручила инспекторам ослабить давление на бизнес

Прочитали: 1275

Москва, 17 апреля. Федеральная налоговая служба (ФНС) проинструктировала своих инспекторов и поручила ослабить давление на бизнес. Действительно ли бизнес сможет вздохнуть спокойно?

ФНС призывает ослабить давление на бизнес и перестать доначислять налоги за формальные нарушения. Об этом пишут "Ведомости" со ссылкой на обращение руководства Федеральной налоговой службы к своим сотрудникам. Копия документа оказалась в распоряжении редакции издания.

Например, инспектор не должен обращать внимание на такие незначительные нюансы, как неверная подпись в документах или еще что-то в этом роде. Главное – реальность операции, например получила компания товары или услуги, призывает ФНС.

Такая проблема действительно есть. В последнее время представители бизнеса стали все чаще жаловаться на начисление дополнительных налогов из-за формальных нарушений, причем вышестоящие инстанции встают на сторону налоговой.

Вероятно, так называемые налоговые доначисления и не являются критическими по своим объемам, но это очень сильно отвлекает от управления и т. д., к тому же в данном конкретном случае речь идет только о ФНС, а ведь есть еще ряд других проверяющих органов, которые действуют в том же ключе.

В письме ФНС дает инструкцию, как определять необоснованность налоговой выгоды, например незаконное получение вычета по НДС, Впервые ее определение дал Высший арбитражный суд (ВАС) в 2006 г., но после его объединения с Верховным судом решения снова стали выноситься по-разному. Замруководителя ФНС Сергей Аракелов (курирует судебный и досудебный блоки) объясняет появление письма ростом числа дел, пересмотренных службой в досудебном порядке. Еще одним поводом стали определения Верховного суда (ВС) в конце 2016 г. – начале 2017 г. (например, что из-за дефектов подписей при реальности операции нельзя доначислить налоги – "Ведомости"). Но даже ВС не смог изменить практику, вспоминает Щекин. В разных регионах она разная, признает Аракелов: письмо должно стать ориентиром для формирования единых подходов в судах.

В письме Федеральная налоговая служба дает четкое определение: допрос или экспертиза почерка на документах не могут сами по себе быть основаниями для доначислений. Главное – была ли на самом деле выполнена работа именно контрагентом, если компанию подозревают в том, что она знала о нарушении.

Стоит отметить, что различного рода проверки в России выходят за рамки нормального, и именно это является одной из главных причин ухудшения инвестиционного климата. Напомним, в начале этого года одна из крупнейших компаний страны (Rusal) предупредила инвесторов об ухудшении инвестклимата.

Особое внимание этой проблеме уделяют авторы "Стратегии роста" - среднесрочной программы экономического развития, подготовленной по поручению президента Владимира Путина.

В частности, отмечается, что в России действует бесчисленное множество обязательных требований к предпринимателям и эти требования используются для привлечения к ответственности, вымогательства платных услуг, а не для повышения качества и безопасности продукции, производственных процессов.

Количество требований постоянно растет. Согласно опросу, выполненному по заказу Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с 21 по 31 марта 2016 г., каждый третий предприниматель ответил, что тратит на соблюдение обязательных требований более 20% от выручки, каждый четвертый – от 10% до 20%. Более половины опрошенных зафиксировали рост административной нагрузки за 2016 г. Избыточные проверки мало того что неэффективны, так как основная задача – наказать, а не предотвратить, так еще и их огромное число приводит к росту коррупционной составляющей.

Целью "Стратегии роста" является создание условий для роста экономики посредством повышения качества среды ведения предпринимательской деятельности в части исключения необоснованного и избыточного административного давления на бизнес. Авторы "Стратегии роста" выделяют два основных этапа. Этап 1: восстановление экономического роста (2017–2019 гг.). На первом этапе необходимо реализовать пакет мер, нацеленных на радикальное сокращение количества проверок и приведение системы государственного регулирования в отраслях экономики к современным мировым стандартам.

Этап 2: выход на высокие темпы и качество экономического роста (2020–2025 гг.). На втором этапе следует реализовать решения, направленные на качественное изменение государственной политики в сфере контроля и надзора, переориентировав ее на профилактику и предупреждение возможных нарушений. Перечень мер для достижения поставленных целей достаточно внушительный, включает в себя как ужесточение ответственности для контролирующих органов, так и введение публичного KPI, то есть объективной меры выполнения реформ. Кроме того, предлагается выстроить эффективную и простую систему правовосстановления (возмещение ущерба) за счет средств, выделенных органам власти, нацеленную на компенсацию издержек бизнеса и граждан.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 44, среднее: 4.32 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
ФНС поручила инспекторам

Поделитесь с друзьями: