Москва, 28 апреля. Налоговая реформа Трампа обещает стать самой амбициозной за последние десятилетия. Вчера предложение по проведению реформы было представлено в Белом доме.
И все же, как отметил Гленн Хаббард, бывший председатель Совета экономических консультантов при Джордже Буше и декан Columbia Business School: «В целом, реформа довольно амбициозна и привлекательна, однако хотелось бы прояснить многие детали».
На первый взгляд она кажется довольно регрессивной: снизить верхнюю ставку налога, отменить альтернативный минимальный налог, сократить доходы от капитала и ликвидировать налог на недвижимость, который, из-за высокого минимального порогового значения, касается только 0,2% богатейших американских семей.
Как отметил Мэтт Клей из Financial Times эта реформа больнее ударит по более богатым людям, так как они живут в штатах с высокими налогами. В то же время стандартные отчисления за пару вдвое выше до $24 000. Это принесет пользу многим из тех, у кого более низкие доходы. Экономист Уильям Гейл отмечает, что вырастет число американцев, которые не платят федеральный подоходный налог. И в целом, это предложение исключает почти все другие отчисления, которые так усложняли налоговый кодекс.
Избавление от лабиринта отчислений, помимо создания упрощенных налогов, расширяет налоговую базу, которая позволит избавиться и от некорректного поведения, а также привлечь больше доходов для правительства. С этим политик Хаббард выступал в течение многих лет.
Тем не менее, животрепещущий вопрос в том, окажется ли сокращение вычетов достаточным, чтобы компенсировать налоговые сокращения, предусмотренные в предложении. Хаббард считает, что нет. С финансовой точки зрения консервативные республиканцы вряд ли одобрят законопроект, если это приведет к гораздо большему дефициту.
Особенно, если учитывать снижение налогов для корпораций. А также массивное сокращение верхней ставки корпоративного налога с 35% до 15%, план следует примеру многих других стран при переходе от международного налогового режима, в котором дочерние американские корпорации за рубежом платят как местные, так и американские налоги, к территориальному, в котором они платят только местные налоги.
Есть хороший пример снижения корпоративных налогов. Хаббард отметил, что они не являются отличным способом для получения доходов, потому что так легко перевести деньги через границу в юрисдикции с менее низкими налоговыми ставками. Установленные и средние налоговые ставки США значительно выше, чем в других странах, которые приняли территориальную систему. Изменения, о которых говорит Хаббард, сделают американские компании более конкурентоспособными за границей, потому что они не должны будут платить более высокие налоги, чем все остальные. Это может означать больше налогооблагаемого дохода для правительства, так как будет меньше стимулов играть с системой, больше дохода, полученного в США. Это может даже оказать умеренное влияние на рост.
Но Хаббард предупредил, что любой новый рост в результате налоговой реформы окажется недостаточным, чтобы восполнить снижение налогов. Даже если США избавятся от всех своих налогов и перейдут к налогу на потребление, ВВП будет расти не более, чем на 0,5 процентных пунктов в год быстрее, чем его текущая ставка, явно далекая от целевого уровня в 3%, на который надеется администрация Трампа.
Другое вопиющее упущение в плане – он не реформирует систему социального и медицинского страхования, систему медицинской помощи для пожилых людей. И если предположить, что налоговая реформа Трампа будет принята, она даст небольшой политический капитал для будущего увеличения налогов, так что сокращения льгот остается единственным вариантом.
Тем не менее, Хаббард настроен оптимистично. Если вкратце, в этом плане много элементов из списка желаний налоговых зануд: больше простоты, меньше отчислений, тарифы конкурентные на международном уровне. Другой вопрос, кто заплатит за это.