Страны G7 не пошли на конфликт с Москвой
Главы МИДов стран «группы семи» (G7) в среду завершили первую после начала пандемии очную встречу в Лондоне, ставшую прелюдией к июньскому саммиту лидеров западного мира в Корнуолле. Встреча G7, начинавшаяся с жесткой риторики в адрес России, закончилась признанием неготовности вступать в новый конфликт. Ни одна из инициатив, включая предложения о коллективном сдерживании «российской пропаганды» и остановке проекта газопровода «Северный поток-2», не получила развития. Позицию G7 определило, в частности, заявление президента США Джо Байдена о подготовке к встрече с Владимиром Путиным, которая должна состояться в июне в ходе его европейской поездки для участия в трех саммитах — G7, НАТО и ЕС—США. Приглушив антироссийскую риторику, G7 уделила главное внимание сдерживанию Китая.
Третий, завершающий день работы первой за последние два года очной встречи глав МИДов стран G7 был посвящен обсуждению вопросов мирового здравоохранения, вакцин против коронавируса, открытых обществ и изменения климата. Главной незапланированной новостью среды стало ЧП с приглашенной на саммит G7 индийской делегацией во главе с министром иностранных дел Субраманиямом Джайшанкаром, которая была вынуждена в полном составе уйти на самоизоляцию из-за заражения коронавирусом двух ее членов.
«Вчера вечером стало известно о возможных случаях заражения COVID. В качестве меры предосторожности, а также из уважения к другим я решил проводить свои встречи в виртуальном режиме. Так будет и с сегодняшней встречей G7»,— сообщил в среду в Twitter Субраманиям Джайшанкар, прибывший в Лондон с трехдневным визитом. Шокирующий случай с индийской делегацией, прилетевшей в британскую столицу из мирового эпицентра пандемии, напомнил участникам встречи G7 о реальных угрозах и вызовах современному миру, к которым министры «группы семи» подошли лишь на финальном этапе, посвятив два предыдущих дня вопросам сдерживания России и Китая.
Тема защиты ценностей «свободного мира» и «открытых обществ» от посягательств со стороны «авторитарных режимов» и «недемократических государств», длинный список которых возглавили Россия и Китай, с подачи председательствующей в этом году в G7 Великобритании стала главным смысловым стрежнем обсуждения как в ходе пленарного заседания во вторник, так на многочисленных двухсторонних встречах.
Пытаясь привести G7 в максимально боевую форму, глава МИД Великобритании Доминик Рааб накануне встречи призвал коллег создать внутри «группы семи» коллективные механизмы реагирования по сдерживанию «российской пропаганды и дезинформации». В свою очередь, госсекретарь США Энтони Блинкен отправлялся в Лондон, чтобы попытаться найти поддержку американской позиции по проекту газопровода «Северный поток-2», который, как считает администрация президента Байдена, все еще не поздно свернуть.
В принятом по итогам министерской встречи коммюнике, которое обозначает приоритеты предстоящего июньского саммита G7, британское предложение о коллективном информационном противостоянии России отражения не нашло.
Кроме того, попытки американской администрации подыскать новые аргументы против газопровода «Северный поток-2» оказались безуспешными. Выслушав решительные возражения против ключевого для Москвы и Берлина энергетического проекта, глава МИД Германии Хайко Маас их проигнорировал. «На встрече с Блинкеном было выражено согласие осуществлять конкретную политику, цель которой не рыть новые ямы в отношениях и не начинать новый конфликт между Востоком и Западом»,— сообщил Хайко Маас в Twitter по итогам встречи с госсекретарем США.
Тема отношений с Россией стала одной из главных как в ходе пленарного заседания G7, так и во время двухсторонних встреч госсекретаря США Энтони Блинкена с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем и главами внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии и Франции.
«Мы должны работать вместе, чтобы обращать внимание на поведение России, привлекать Россию к ответственности за ее действия и оказывать давление на Москву, чтобы она соблюдала свои международные обязательства»,— призывал коллег в Twitter Энтони Блинкен.
Сделавший репост этого сообщения глава пресс-службы Госдепа Нед Прайс добавил: «Россия должна выполнять свои обязательства в рамках минских соглашений и добросовестно работать над прекращением конфликта на востоке Украины».
Однако в итоге обсуждение российской темы ограничилось общими декларациями — ни о каких новых рестриктивных мерах против Москвы в рамках G7 речи не шло. Сдержанную позицию G7 во многом определило прозвучавшее во вторник заявление президента США Джо Байдена о продолжающейся подготовке к его встрече с российским президентом Владимиром Путиным, которая должна состояться в июне в ходе европейской поездки американского президента для участия сразу в трех саммитах — G7, НАТО и ЕС—США. «Я надеюсь на это и этого жду. Мы работаем над этим»,— заявил Джо Байден, отвечая на вопрос о перспективах встречи в ходе его предстоящей поездки в Европу. Напомним, 11–13 июня Джо Байден посетит саммит G7 в Корнуолле (Великобритания), после чего отправится в Брюссель, где 14 июня пройдут саммит НАТО и саммит ЕС—США.
По неофициальным данным, российско-американский саммит должен состояться 15–16 июня.
Подтверждением того, что пытающаяся играть роль «злого следователя» по отношению к России страна—председатель G7 Великобритания не находит полной поддержки своего непримиримого подхода, стало и заявление главы МИД Японии Тосимицу Мотэги.
Глава МИД Японии выразил серьезную обеспокоенность Токио по поводу односторонних попыток Пекина изменить статус-кво в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также напомнил о проблеме прав человека в Гонконге и Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. По данным японской газеты Nikkei, тему китайской территориальной экспансии в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях министр Мотэги обсуждал и в ходе своей встречи с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем.
Обсуждение китайской темы во вторник продлилось полтора часа (столько же министры G7 обсуждали и Россию). По данным американских дипломатических источников, в ходе обсуждения его участники рассмотрели предложение Вашингтона создать в рамках G7 совместный консультационный механизм по политике в отношении Китая, в котором участвовали бы не только члены «семерки», но и другие страны. По сообщению агентства Bloomberg, идея администрации Байдена состоит в том, чтобы в будущем давать «скоординированный ответ» на политику Китая и совместно с другими странами противодействовать ей.