В последнее время все как будто помешались на Африке. Этот регион стал главной темой саммита БРИКС, Россия строит планы насчет черного континента, а Китай, Европа и США инвестируют туда сотни миллиардов долларов в год.
Откуда такой высокий интерес? Всё просто: в недрах Африки хранится 30% мировых запасов полезных ископаемых. Кроме того, эксперты ждут, что этот континент станет мировой "суперсилой": ещё бы, ведь через 30 лет там будет жить в 2 раза больше людей, чем даже в Китае. Однако есть подвох: Африка очень неоднородная. Экономическому чуду пока сильно мешает политическая и социальная нестабильность.
Давайте разбираться, что же происходит в Африке и получится ли там заработать?
Смотрите подробнее на Youtube:
Как мы в целом представляем себе Африку? Жирафы, львы и туристы на сафари. Но на самом деле Африка – это не только пустыни и дикие племена. Континент достаточно богатый и современный, хотя и очень контрастный.
Например, в Африке 40% мировых запасов золота, 40-50% хрома, титана и алюминия. Регион обеспечивает аж 90% мировой потребности в платине и 50% в алмазах. А ещё в Африке 65% мировых плодородных земель и огромные акватории. Кажется, там есть всё, что нужно человечеству. Куда ни глянь – перспективы заработка. Африке как раз и нужны инвесторы, чтобы буквально откопать и реализовать эти богатства.
К тому же, в регионе много дешевой рабочей силы для таких задач. Человеческий капитал – ещё один козырь Африки. Там самое молодое население в мире, и растёт оно тоже быстрее всех – к 2050 году там будет жить до 2,5 млрд человек. Это примерно как 2 Китая. А Нигерия в таком сценарии вообще обгонит по населению США.
Рис. 1. Население Африки.
Все это звучит очень заманчиво. И такие перспективы африканской экономики уже просматриваются. Взгляните на топ-10 мировых экономик, которые растут быстрее всех: в этом году половину списка займут африканские страны. Да и вообще экономика континента должна обогнать средний рост по миру.
Рис. 2. Рост африканских экономик.
Но не всё так просто. Хотя Африке и светит радужное будущее, но идти до него ещё далеко, а путь обещает быть сложным. Пока весь континент занимает лишь 3,5% мирового ВВП и 4% торговли. К тому же, около 70% населения Африки всё ещё живут за чертой бедности, а 50 млн человек голодают.
Рис. 3. Голод в Африке.
Причем африканские страны не могут самостоятельно решить эти проблемы: они сильно зависят от импорта, иностранных инвестиций и кредитов. Если добавить сюда политическую нестабильность, становится понятно, почему многие африканцы уезжают за границу в поисках лучшей жизни. А такая потеря мозгов и кадров усложняет рост экономики.
К счастью, африканцы понимают свои проблемы и готовы их решать. Им нужно диверсифицировать экономику, стать самостоятельнее в производстве и технологиях – в общем, работы много.
А прежде всего для развития Африке нужно построить прочный фундамент. Им должна стать инфраструктура: дороги, порты, электростанции. Без них промышленной революции не случится. Поэтому Африка ищет тех, кто поможет сделать первые и самые сложные шаги – ведь своих ресурсов для такого скачка им пока не хватает. Нужны инвестиции, и на этом рынке уже, похоже, началась новая золотая лихорадка.
Например, Китай инвестировал туда $340 млрд за последние годы. За такие деньги можно было бы купить 5 Сбербанков. Но нет – почему-то Африка. Всё просто – регион может стать практически новым Китаем. И об этом говорят уже много лет.
Рис. 4. Африка — новый Китай.
Поэтому каждый хочет кусочек такого пирога: гигантских запасов природных ресурсов, дешёвой рабочей силы и растущих местных рынков. Многие страны уже видят эти перспективы и поэтому активно вкладываются в континент.
Но нельзя же просто раздать деньги всем беднякам и надеяться, что страна вдруг расцветёт. Поэтому мы и говорим про инвестиции в дороги, заводы, школы. Такие вложения помогают выбраться из замкнутого круга, когда страна слишком бедная, чтобы заметно улучшить свою жизнь. Например, иностранные инвестиции позволяют вместо простых шахт создавать заводы, которые делают что-то сложнее и дороже руды: слитки, трубы. А где сложнее продукция, там выше прибыль. При этом бизнесу понадобятся качественные кадры, которым больше платят. Тогда у людей вырастут доходы. Таким образом позитив по цепочке пройдёт через экономику, и вроде как все окажутся в плюсе.
Конечно, инвестиции дадут хороший результат, только если бизнес и государство будут работать честно. Но очень велик соблазн использовать коррупцию и военных, чтобы выкачивать дешёвые ресурсы из бедных стран. Это случалось раньше, это происходит и сейчас. Поэтому африканцы настаивают на том, что ищут честных партнёров, которые будут работать на равных. Ведь страны континента хорошо помнят, как были европейскими колониями.
Рис. 5. Колонизация Африки.
А если присмотреться, то регион всё ещё очень сильно зависит от Европы, это даже называют современным колониализмом.
В итоге Африка находится в центре мировой борьбы, там встречаются интересы Запада и Востока. Особенно сейчас, когда мир активно распадается на лагеря. Так что Африке приходится выбирать, с кем ей дружить. И похоже, что ответ такой: с кем выгоднее и комфортнее. Африканцы тут рассуждают прагматично.
В последнее время такую роль надёжного партнёра в Африке получил Китай. Он выдаёт кредиты, привлекает инвестиции, строит инфраструктуру. В общем, делает всё для развития Африки. К тому же Китай – главный торговый партнёр региона. Это видно по данным импорта и экспорта, Китай даже обгоняет Европу и США вместе взятых.
Рис. 6. Торговля Африки.
Хотя тот же ЕС, например, тоже продолжает очень много инвестировать в Африку. Например, на этом графике видно, что страны Союза делают больше всего прямых вложений в Африку.
Рис. 7. Прямые инвестиции в Африку.
Только вот последние годы вложения западных стран в Африку – это в основном только гуманитарная помощь. Европейцы готовы тратиться на еду и вакцины для голодающих детей, но вот строить мосты, заводы и университеты не хотят. Всемирный банк и МВФ даже не выдают кредиты бедным странам региона, хотя вроде бы эти организации для того и существуют. Вложения считают слишком рискованными, а если Африке и дают денег, то с условиями. Например, требуют развивать демократию, делать экономику открытой и прозрачной. Не все страны это устраивает. Поэтому Китай удачно зашел: он не задает лишних вопросов и не боится рискнуть. Африканцам такой подход нравится гораздо больше.
Получается, что Африку уже активно делят, политически и экономически. И России надо поторопиться на этот поезд, пока он не ушёл.
Но где тут вообще Россия? Её и вправду почти не видно: РФ занимает меньше 4% во внешней торговле Африки и только 1% от иностранных инвестиций в регион. Все эти усилия выглядят пока слабовато, особенно в сравнении с Китаем. Хотя последние заголовки об отношениях России и Африки звучат амбициозно: тесное сотрудничество, больше торговли и инвестиций.
Рис. 8. Заголовки "Россия и Африка".
Может, всё лучшее ещё впереди? Но ближайшие планы у России тоже пока не очень масштабные: например, товарооборот с Африкой хотят удвоить к 2030 году. Однако $36 млрд – не такая уж большая сумма, лишь 4% даже от текущего объёма торговли России. Гигантскими перспективами это пока не пахнет.
Тогда, наверное, дело не в экономике? Можно ведь и по-другому сближаться с Африкой. У России есть ещё точки контакта. Главное — понимать, что Африке нужен честный и открытый партнёр. А вот здесь у нас уже есть все задатки. Причем тёплые отношения с горячим континентом на самом деле начались давно.
Началось всё ещё в прошлом веке. Практически всё время своего существования Советский Союз материально и политически помогал Африке: регион уже тогда кипел и боролся за независимость. В этом идеалы африканцев и Компартии сходились. Ну а Олимпиада в Москве только помогла сильнее закрепить дружбу – туда приехали спортсмены из 20 стран Африки. Даже некоторые африканские политики учились в советских вузах, поэтому хорошо относятся к России. Например, это Жоау Лоренсу, президент Анголы с дипломом московской Военно-политической академии Ленина.
Рис. 9. Жоау Лоренсу
А в некоторых странах получаются своего рода династии политиков, которые учились в России.
Современная Россия тоже, конечно, видит в Африке союзника. Это даже прописано в Концепции нашей внешней политики. Россия хочет, чтобы Африка выросла во “влиятельный центр мирового развития”. Для этого страны развивают торговлю, инвестиции, науку. Отдельно выделим безопасность. Тут Россия даёт Африке продукты, энергетику и вооружение. И хотя мы уже видели, что торговля пока развивается не очень активно, но зато с безопасностью всё в полном порядке. Россия – крупнейший поставщик вооружения в Африку, с большим отрывом. Три четверти всех африканских стран подписали военные соглашения с Россией.
Рис. 10. Военные соглашения с Россией.
Так что у России хватает союзников в Африке. По словам политолога Алексея Макаркина, России ближе всего Республика Конго, Уганда и Зимбабве, лидеры которых ещё помнят Советский Союз. А ещё ЦАР, Мали и Буркина-Фасо, у которых есть запрос на военную поддержку. Ну а Эритрея вообще поддерживает Россию во всех важных голосованиях в ООН.
Да, это всё не самые крупные и влиятельные страны континента. Но тут только самые явные союзники. К тому же, для России уже почти недоступны западные рынки. Нужно искать другие варианты, в том числе и в Африке. И мы это делаем. Вот недавно прошёл саммит «Россия-Африка».
Рис. 11. Саммит Россия-Африка
Его посетили почти все страны континента и много интересных людей.
Рис. 12. Евгений Пригожин на саммите Россия-Африка
Получилось очень даже имиджево, особенно после доброго жеста России: африканским странам просто взяли и обнулили $23 млрд долгов – как будто ничего не было.
Рис. 13. Колорит на саммите Россия-Африка
Россия вообще любит прощать долги другим странам. А вот какие у этого реальные причины – мы вряд ли узнаем. Может, это реально просто дружеские жесты, пусть и очень дорогие? А может, всё-таки часть закулисной игры?
Рис. 14. Россия прощает долги странам Африки.
Как бы то ни было, после саммита всё ещё сложно говорить о каком-то масштабном расширении отношений России и Африки. Потому что прозвучало очень мало конкретных цифр и планов. Хотя страны в общем и целом договорились расширять политическое и экономическое сотрудничество, образование и медицину.
Но что может больше всего заинтересовать инвестора? Какие конкретные отрасли и компании станут главными точками контакта для экономик России и Африки? Например, министр промышленности и торговли Мозамбика сказал, что Россия способна поставлять в Африку технику и транспорт. Региону действительно нужно развивать логистику, чтобы было проще выстраивать промышленность.
Ещё, конечно же, Россию с Африкой связывает энергетика: опыт и технологии помогут Африке реализовать их огромные запасы ресурсов. Причём речь не только про нефтегаз: тут и “зелёная”, и атомная энергетика.
К тому же, в России развита металлургия. Она тоже хорошо сочетается с гигантскими запасами сырья в Африке. В итоге российские компании в Африке тратят 70% своих инвестиций именно на разведку и добычу полезных ископаемых.
И всё равно громких заявлений пока не звучит – ничего такого, что изменило бы Африку, а компаниям принесло большое состояние.
Конкретики не добавил даже недавний саммит БРИКС, хотя его главной темой было как раз партнёрство и сближение с Африкой. Основной посыл саммита – “будем работать вместе и помогать друг другу”. Но опять же – всё в общих чертах. Конкретных программ и инициатив пока не было. Разве что Египет и Эфиопию официально пригласили в БРИКС. Значит, со следующего года с ними точно будут больше сотрудничать.
Вот и получается, что мы пока слышим мало конкретных идей для инвестиций в Африку. Но это не должно останавливать инвестора, ведь у россиян есть много способов вложиться в черный континент, даже в условиях санкций.
Первое, что приходит в голову – купить акции самих африканских компаний. Сделать это внутри России непросто: наши брокеры и биржи не работают с Африкой. Поэтому сейчас на выбор есть всего две ETFки.
Первая – iShares MSCI South Africa. Туда входят 37 крупнейших публичных компаний Южной Африки. А некоторые гиганты из этого фонда работают вообще на всём континенте. Так охват инвестиций получается шире.
Рис. 15. Котировки Shares MSCI South Africa.
Купить ETF от iShares точно можно через Тинькофф и БКС.
Рис. 16. iShares Тинькофф.
Рис. 17. iShares БКС.
Фонд торгуется на СПб бирже, и главный риск в нём – инфраструктурный. Инвестора сразу предупреждают об этом. Ну и по новым правилам ЦБ купить такую бумагу можно только квалифицированным инвесторам.
Второй фонд – VanEck Africa Index.
Рис. 18. VanEck Africa Index.
Он уже не ограничивается Южной Африкой. Туда входят различные компании, зарегистрированные на континенте, или те, которые получают больше половины выручки из Африки. Но вот купить этот фонд гораздо сложнее. Мы нашли его только в Тинькофф, и помимо статуса квала, там нужно иметь премиум-подписку. Видимо, столько условий предъявляют, потому что сделка внебиржевая. Да, на СПб этого фонда нет. Но всё-таки при желании купить можно.
А если прийти сразу на Африканский рынок? Мы попробовали открыть брокерский счёт в Африке прямо в лоб: сидя дома в России, без какого-то иностранного ВНЖ.
Сперва пошли открывать счёт в ЮАР. Там находится крупнейшая в Африке биржа Йоханнесбурга. Пробуем открыть брокерский счёт, но нам не дают это сделать, потому что мы не резиденты ЮАР.
Рис. 19, 20. Проблемы с открытием счета в ЮАР.
И такая история повторяется у нескольких брокеров. Похоже, это общие правила в ЮАР.
Но мы не сдаемся и идём в Нигерию – там тоже хорошо развит фондовый рынок, плюс нет ограничений для нерезидентов. Но возникает другая трудность: спрашивают какой-то банковский номер BVN. Это система контроля и защиты от мошенников в Нигерии. При этом номер даже можно получить по загранпаспорту, только вот нужно прийти вживую в отделение любого банка Нигерии. Не вылетая из России, не получится.
Рис. 21, 22. Проблемы с открытием счета в Нигерии.
Напоследок мы посмотрели брокеров в Египте и нашли там популярное местное приложение для инвестиций. Только вот россиянам не дают в нём зарегистрироваться: обидно
Рис. 23. Проблемы с открытием счета в Египте.
Раз не получается купить бумаги в Африке напрямую, можно попробовать выйти через европейские биржи. А для этого зарегистрироваться у иностранного брокера по типу Freedom Finance. И уже на европейских площадках торгуется много расписок африканских компаний и ETF. Например, есть немецкая биржа ШтУтгарта, и через нее мы попадаем на африканский фондовый рынок. Остаётся определиться, какие конкретные бумаги там купить.
Вот несколько компаний, которые точно могут быть интересны инвесторам:
1. Standard Bank – это крупнейший банк Африки, работает во многих странах континента.
Рис. 24. Standart Bank.
Хотя финансовые показатели у него выглядят слабее конкурентов, зато компания платит дивиденды. А для точного анализа лучше самому посмотреть отчёты.
Рис. 25. Коэффициенты Standart Bank.
Ещё эксперты советуют присмотреться к MTN Group – это телеком, крупнейший оператор связи в Африке. Его доля рынка на континенте уже обгоняет европейцев, которые изначально доминировали там.
Рис. 26. MTN Group.
Финансовые индикаторы у этой компании уже ближе к средним по отрасли, и бизнес тоже платит дивиденды.
Рис. 27. Коэффициенты MTN Group.
Ну и возьмём айтишечку. Компанию Naspers считают одной из главных историй успеха в Африке.
Она работает в IT, медиа и интернет-коммерции. Сейчас она вообще в списке самых дорогих компаний Африки. И финансовые показатели при этом не такие уж безумные, как мы привыкли видеть в технологических акциях.
Рис. 28. Naspers.
Рис. 29. Коэффициенты Naspers.
Но опять же, чтобы купить эти бумаги, нужно заморочиться с иностранным брокером. Не у всех есть для этого желание и возможность.
А если хочется чего-то попроще, то можно вложиться в Африку через российские компании, которые там работают, много торгуют с Африкой или даже имеют там крупные проекты. Ведь их бизнес должен выигрывать от развития региона. И это скажется на цене акций.
Ее торговля с Африкой выглядит солидно: треть всех импортных удобрений, которые приходят на континент, поставляет именно Фосагро. При этом компания планирует за 3 года удвоить экспорт удобрений в Африку.
Русал
У него есть завод в Гвинее – стране с самыми большими в мире залежами бокситов, то есть алюминиевой руды. Три четверти всех этих бокситов Русалу приносят именно гвинейские рудники. Так что регион для них очень важен. К тому же, Русал обсуждает выпуск алюминия с правительством Нигерии – в этой стране у них тоже есть завод.
Алроса
У нее есть Это месторождение Катоки в Анголе – четвертое в мире по залежам алмазов. Поэтому добывать там можно много и долго. Также Алроса работает в Зимбабве, где ей достанутся 2 свежих месторождения, которые недавно обнаружили.
Лукойл
Для него Западная Африка – вообще стратегический регион. У компании есть доли в проектах в Нигерии, Египте, Гане, Камеруне и Конго.
Новатэк
Он продаёт СПГ в Алжир и может там ещё начать добывать газ. Это особенно интересно. Потому что Алжир на 5-м месте в мире по запасам природного газа. По экспорту страна обгоняет только Россию.
Много кто в России работает с Африкой, но не так масштабно. А уж насколько государство и бизнес готовы активно выходить на этот рынок – покажет время.
Последним вариантом вложений, на который мы посмотрим, будут прямые инвестиции. Это, конечно, сложнее, чем тыкнуть по кнопке в приложении брокера. Да и капитал нужен побольше. Но именно тут стоит искать “иксы”.
Наиболее перспективными рынками для таких вложений называют Нигерию, Анголу, Южную Африку, Египет, Алжир: они самые большие и наиболее надёжные.
При этом инвестору есть к кому обратиться за помощью, чтобы не остаться одному в неизвестной Африке. Помимо различных посольств и диаспор есть частные компании, которые могут проконсультировать, есть много компаний, которые помогут открыть счет за рубежом и вложить деньги. Можно напрямую купить долю в компании или, например, выдать бизнесу конвертируемый займ. В таком случае даже можно будет вернуть свои деньги назад, если результаты не устроят.
Но есть нюанс: не получится делать все вложения дистанционно. Для африканцев особенно важно личное присутствие делового партнёра. Инвестору нужно показать своё намерение вкладываться в континент.
Итак, варианты для инвестиций в Африку действительно есть, на любой кошелёк и запрос. Но не стоит забывать про риски. Ведь регион остаётся сложным.
У каждой страны свои конкретные проблемы и риски. Но есть и общие проблемы. Например, поток иностранных инвестиций в Африку имеет негативный побочный эффект для региона. Ведь часто такая финансовая поддержка – это кредиты, которые вообще-то нужно отдавать. И не все страны настолько щедрые, как Россия, чтобы отпускать долги на миллиарды долларов. В итоге многие африканские страны сильно закредитованы и тащат за собой это бремя.
Рис. 30. Закредитованность Африки.
Ситуацию усложняет то, что Африка – не одна страна или союз, а 54 самостоятельных государства, каждое со своими планами и амбициями. И поэтому политическая обстановка на материке бурлящая: военные конфликты, терроризм. Только за последние 2 года в 6 африканских странах произошли перевороты, включая недавние события в Нигере, которые напомнили об этой проблеме. А недавно в этот список попал ещё и переворот в Габоне.
Рис. 31. Пояс военных переворотов.
Поэтому нужно осознанно подходить к инвестициям и понимать, куда собираетесь вложить деньги.