Известно, что банки первыми “падают” в кризис — но и раньше всех начинают расти, когда позитив возвращается. Пока что, несмотря на санкции, российские банки живы. Помогла рекордная прибыль 2021 года – ₽2,4 трлн, а также большие резервы и господдержка.
Но сколько они еще продержатся, неясно. Скорее всего, российскую экономику снова ждёт геополитическое давление, а ведь она только начала постепенно восстанавливаться после весеннего кризиса.
Как мобилизация наносит ущерб банкам?
ЦБ советует банкам “пристегнуться” и приготовиться к убыткам. Регулятор считает, в частности, что придётся увеличивать резервы, чтобы компенсировать из них возможные убытки по кредитам из-за частичной мобилизации. 300 000 молодых активных людей — очень значимая цифра, говорят в ЦБ. У большинства из них или членов их семей есть задолженности.
Кроме того, потери в зоне боевых действий увеличат нагрузку на банки, что подтвердил и депутат Госдумы Анатолий Аксаков: кредиты мобилизованных граждан, погибших или получивших инвалидность, будут списаны за счет банков.
Получается, банки оставляют на произвол судьбы, а они и так не успели до конца восстановиться: после весенних санкций им всё равно тяжело работать и зарабатывать.
Такое отношение властей к сектору могут вызвать в нем большие проблемы, так что банки сейчас на грани обрыва.
А был какой-то позитив?
Еще недавно о нем можно было говорить:
-
на фоне восстановления сектора в ЦБ с облегчением заявили, что регулятору, скорее всего, не придётся обеспечивать банки дополнительными деньгами — и господдержку начали сворачивать;
-
выдача кредитов восстанавливалась, этому помогло снижение ставок и стабилизация экономики — банки смогли ослабить требования к заёмщикам;
-
люди брали кредитов больше, чем в 2019 и 2020 гг, хотя в августе выдача всё ещё была на 10% ниже уровня 2021 года, по данным ЦБ. Тем не менее, он отметил августовский рост кредитного портфеля банков;
-
в начале осени ВВП снижался не так сильно, как ожидал ЦБ, регулятор даже улучшил прогноз падения экономики в 2022 до -4,2%. А это позитив для банков: меньше падает экономика – меньше сворачивается и кредитование;
-
у банков были свободные средства: излишек на максимуме за год;
-
неквалифицированных инвесторов всё больше ограничивают на фондовом рынке, так что они могут разочароваться в инвестициях и вернуться к привычным вкладам, то есть — прийти в банки.
Поддержки не будет, дивиденды — давайте
Теперь власти заявляли, что ждут от банков дивиденды для наполнения бюджета в 2023 году, говорит замминистра финансов Алексей Моисеев. Возможно, государство все же будет как-то создавать условия, чтобы у банков как можно скорее появилась возможность выплачивать дивиденды.
В то же время, правительство не хочет и не может покрывать убытки банков от частичной мобилизации: бюджет и так в дефиците, а расходы на СВО еще сильнее по нему ударят.
Более того: даже если выйдет договориться и государство будет покрывать расходы банков, дефицит бюджета всё равно вырастет. Ведь из-за слабости экономики рубль упадёт, а при остром дефиците могут начать снижать социальные выплаты. Стоимость ЖКХ, например, уже растёт.
Кредиты с господдержкой свернут?
Не исключено, потому что денег на них будет всё меньше. А ведь в последнее время кредиты в основном берут именно по льготным программам, особенно это касается ипотеки. Кроме того, банки выдают системообразующим компаниям кредиты с господдержкой – правительство повысило цель по выдаче таких кредитов на 2022 год. Плюс премьер-министр Михаил Мишустин заявлял, что промышленную ипотеку могут скоро запустить.
Но все эти планы, скорее всего, разрушатся, потому что нет бюджетных денег для таких программ поддержки. В итоге кредитование сильно пострадает, и прибыль банков упадёт.
Первые звоночки уже есть:
-
с 21 сентября Сбербанк приостановил приём заявок на сельскую ипотеку, возобновлённая программа продлилась меньше недели;
-
глава ЦБ Эльвира Набиуллина была недовольна ипотекой от застройщиков со ставкой 1% или даже 0,1% – она называет это “чистым маркетингом”;
-
ЦБ хотел “прикрыть лавочку” ипотеки без первоначального взноса или даже с кредитами на первый платёж;
-
регулятор собирался ограничить рост потребкредитования, чтобы снизить долговую нагрузку населения.
При этом до частичной мобилизации ЦБ поверил в стойкость банков и начал убирать господдержку отрасли. Однако банкам теперь нужно снова закладывать больше обязательных резервов, помимо покрытия кредитов мобилизованных.
Главный удар по заемщику?
В итоге банки могут ужесточить требования к заёмщикам, чтобы уберечь себя от убытков. Тем, кого в перспективе могут мобилизовать, будет особенно тяжело. Выдавать кредиты, а потом самим же их гасить, крайне невыгодно для банков, убытки будут огромными.
А ведь и раньше было заметно, что качество заемщиков ухудшается. Например, общая задолженность физлиц выросла на 3% с начала года, а вот объём просрочек прибавил почти 9% из-за проблем у населения: увольнений, снижения реальных доходов.
Всё это приводит к тому, что либо банки оказываются перед сложной дилеммой:
-
не выдавать кредиты, поскольку будут высокие риски получить “обузу”;
-
идти на риск и пытаться зарабатывать дальше.
Есть и еще печальный вариант: кредиты, возможно, будет просто некому выдавать, если отменят или сократят программы господдержки займов. Сейчас основной спрос приходится как раз на них.
И это еще не все риски для банков, есть и другие.
Проблемы экономики
По прогнозу ЦБ, мы перестанем “падать” только в первом полугодии 2023 года, хотя последние события могут отодвинуть этот миг ещё дальше. В итоге банки останутся под давлением.
Также по экономике может ударить, например, безработица из-за ухода иностранных компаний. Потребительская активность замедлится: люди много сберегают из-за неопределенности и снижения реальных доходов, отмечают в ЦБ.
Да ещё и сотни тысяч трудоспособных людей выпадут из экономики: уйдут на фронт по мобилизации или уедут за рубеж. Это замедлит деловую активность в стране, ударит и по спросу, и по предложению.
Геополитические риски
Очередные действия России наверняка вызовут новую волну санкций. В восьмом пакете ограничений планируется, что еще больше банков могут, например, отключить от SWIFT.
Какой бы сектор экономики не попал под санкции, это негативно скажется на банках и их доходности, ликвидности, объёме активов. К тому же, активы могут не просто выводить, но заморозить, и они будут лежать мёртвым грузом, искажая баланс.
Тем не менее, такого же сильного удара, как весной, уже, скорее всего, не произойдёт. Да и банки готовы к подобному развитию событий — как минимум, большинство провели дедолларизацию.
В то же время, США угрожают турецким банкам, которые присоединятся к платёжной системе “Мир”. Значит, нашим компаниям будет еще сложнее взаимодействовать с иностранными «дружественными» банками.
Несмотря на то, что дедолларизация призвана снизить риски российской финансовой системы на фоне санкций, переход на “дружественные” валюты тоже добавляет проблем. Они не самые стабильные, так что “дружественные” валюты и активы на балансе банков будут регулярно и сильно переоцениваться. В итоге планирование усложняется, риски обеспечения операций растут.
Когда же покупать акции банков?
Сложный вопрос: они перестали публиковать отчётность, и ЦБ продлил эти ограничения минимум до конца года. Приходится ориентироваться на предыдущие данные, заявления компаний и властей.
По последним данным, акции российских банков стоят 50-60% их баланса. То есть, за 55 копеек можно купить 1 рубль активов Сбера. Предложение выгодное, но перспективы сектора пока внушают опасения. Хотя когда на наш рынок придет больше «дружественных» нерезидентов, они в первую очередь наверняка будут брать голубые фишки – банки.
Возможно, лучше подождать
И всё же инвесторы опасаются: банки остро чувствуют все проблемы экономики, а впереди большая неопределённость.
Прежде чем принимать решение о покупке, стоит сперва понять, сможет ли государство хотя бы частично покрывать расходы банков и как будут обстоять дела с госкредитованием: какие программы останутся, какой будет на них спрос. Но пока что перспективы негативные.
Кроме того, стоит подождать введения санкций и посмотреть, кому что заблокируют и отключат, как отреагируют “дружественные” страны и партнёры — иностранный бизнес всё больше опасается вторичных санкций.
Таким образом, хотя банки сейчас стоят дёшево, ситуация может ухудшиться, и лучше пока побыть в выжидательной позиции.
Аналитик Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев
InvestFuture.ru