Акции Казатомпрома (#KAP) представляют большой интерес не только для казахстанцев, но и для иностранных инвесторов, делающих ставку на будущее урана как чистого топлива.
Растущий с каждым годом спрос на U3O8 и хорошее финансовое положение КАР делают его акции практически идеальным вложением на долгие годы. Если бы не было нескольких аспектов, которые заставляют задуматься действующих и потенциальных инвесторов компании. Об этом издание Energy Intelligence поговорило с Аскаром Батырбаевым, коммерческим директором Казатомпрома, с которым встретились на ежегодном симпозиуме Всемирной ядерной ассоциации в Лондоне.
Риск нарушения транспортных маршрутов в европейском направлении
Основным маршрутом остается российский путь через порт Санкт-Петербурга. Альтернативный - Транскаспийский коридор. В случае обострения карабахского конфликта есть варианты своповых сделок, транзит через Китай или увеличение продаж в Поднебесную. Очень привлекательным выглядит вовлечение Турции в транспортную цепочку. Через Грузию можно выйти на средиземноморские порты откуда легче всего добраться до основных пунктов назначения как на западе (Франция, США, Канада), так и на востоке (Индия). В крайнем случае рассматриваются даже авиаперевозки.
Насколько альтернативные пути дороже российского маршрута?
Направление в Санкт-Петербург - это коммерческий маршрут, где стоимость за перевозку контейнера зафиксирована на период не более 3 месяцев. Цена меняется в зависимости от стоимости топлива. По альтернативному маршруту компания фрахтует два судна – на Каспий и на Поти. Чем больше партия груза, тем дешевле контейнер. Поэтому стоимость сильно варьируется.
Какие проблемы со страхованием грузов КАР?
Страховка перевозки через Россию перестала быть фиксированной: дается отдельный страховой тариф для каждой доставки. При транспортировке из порта Поти проблем со страховыми компаниями не возникает. Более того, крупный страховой синдикат изъявил желание работать с КАР по черноморскому пути.
Риск санкций в отношении Росатома
Потенциально под них могут попасть 3 совместных предприятия, где россияне владеют контрольным пакетом. Если негативный сценарий случится, то рассматривается возможность изменения структуры собственности этих “дочек”. Как сказал А.Батырбаев: “Потому что не в наших интересах и не в интересах россиян ставить в невыгодное положение обе стороны”
Риски срыва поставок серной кислоты, которая используется в урановом производстве
Эти проблема коснулась всех урановых производителей в мире, но в меньшей степени Казатомпром. У компании есть свой сернокислотный завод, который обеспечивает половину её потребностей. В настоящее время рассматривается возможность по увеличению мощностей завода.
И самое приятное. Китай становится главным потребителем урана в предстоящее десятилетие. Компании Поднебесной завершили первый этап по развитию своей урановой инфраструктуры: построены склады для запасов уранового сырья объемом 3,5-4 тысяч тонн. В следующем году построят хранилище на 13 тысяч тонн, увеличив площади в 4 раза. В планах у Казатомпрома открыть торговый хаб на казахско-китайской границе - станции Алашанькоу. Если этим планам суждено будет сбыться, то транспортные риски компании будут нивелированы: не получится перевезти на запад - повезут на восток.