У берегов Йемена с 1988 года пришвартовано плавучее нефтяное хранилище FSO SAFER. На борту танкера, по данным ООН, находится около 150 тыс. тонн (около 1,1 млн баррелей) сырой нефти. Из-за разгоревшейся в Йемене гражданской войны судно с 2015 года остается без технического обслуживания, и существует реальная опасность, что нефть из хранилища попадет в Красное море.
Реализация этого сценария обернется экологической катастрофой, которая, по оценкам Nature Sustainability, лишит восемь миллионов йеменцев проточной воды.
Но и это еще не все. Разлив нефти приведет к полному или частичному перекрытию Баб-эль-Мандебского пролива, через который осуществляется 10% всех морских торговых перевозок на планете.
Место действия
Баб-эль-Мандебский пролив — самое узкое место входа в Красное море. На одном из участков его ширина составляет всего 29 км. Через этот пролив проходят торговые пути, связывающие Европу с Восточной и Южной Азией, а также с Австралией. Полное или частичное перекрытие Баб-эль-Мандебского пролива может привести к повторению ситуации с блокированием Суэцкого канала с той лишь разницей, что движение будет перекрыто не в самом канале, а на подходе к нему.
Именно рядом с Баб-эль-Мандебским проливом и пришвартован FSO SAFER.
Последствия для экономики
Если разлив произойдет, суда, которые будут заниматься уборкой нефти с поверхности воды, перекроют узкий пролив. К тому же плавать через него будет опасно: нефть, прилипшая к корабельным корпусам, создаст риск возгорания, а их чистка после прохода через зону загрязнения повысит расходы по эксплуатации судов. В результате мореплавание в проливе будет прервано. Как следствие, разлив нефти в Баб-эль-Мандебе может стать не только экологической, но и экономической катастрофой.
Перекрытие транспортной артерии, через которую проходит 10% всего морского торгового трафика планеты, приведет к нарушению цепочек поставок и станет еще одним инфляционным драйвером.
В частности, блокировка пролива может помешать нефтегазовым танкерам, идущим из Персидского залива, пройти транзитом через Суэцкий канал или добраться до трубопровода SUMED, через который углеводороды поставляются в Европу и другие регионы мира.
По подсчётам EIA, через Баб-эль-Мандебский пролив проходит примерно 10% общего объема нефти, доставляемой морским транспортом, и его перекрытие может привести к резкому взлёту и без того высоких цен на энергоресурсы.
Как избежать катастрофы?
В теории FSO SAFER можно отбуксировать в другое место или просто выкачать из него нефть. Но береговую линию в районе, где пришвартовано хранилище, контролируют силы шиитского движения хуситов «Ансар Аллах», с которыми ООН пока не удается договориться.
Но даже если стороны придут к компромиссу, транспортировка FSO SAFER — очень рискованная операция. Буксировка обветшавшего судна может привести к разливу нефти. Кроме того, по неподтверждённой информации, у береговой линии, где пришвартовано хранилище, плавает множество морских мин.
Выкачать нефть с танкера тоже будет непросто. Нефтяные пары в резервуарах хранилища могли смешаться с кислородом, который просочился туда через трещины в обшивке проржавевшего судна. Это делает FSO SAFER бомбой, которая может сдетонировать, как судно с селитрой в августе 2020 года в Бейруте. Причем последствия этого взрыва будут намного хуже, так как облако пепла может накрыть портовые зоны Йемена вдоль береговой линии, где пришвартовано судно.
В 2020 году на FSO SAFER уже произошла протечка, в результате которой вода попала в машинное отделение. Из-за отсутствия на судне электричества его системы пожаротушения не работают. Катастрофа — лишь вопрос времени, предупреждают эксперты. Остается надеяться, что политические разногласия не помешают человечеству избежать беды.
Руководитель новостного отдела IF Media Евгений Попов, редактор Сергей Глушков
InvestFuture.ru