Компания Boeing (BA) объявила о приостановке закупок титана у российской компании ВСМПО-Ависма (VSMO). Для американского авиапроизводителя это непростой шаг, ведь он закупал в России около трети объема титана, необходимого в производстве.
Справляться с дефицитом титана Boeing планирует за счет наличия больших складских запасов, а также поиска других поставщиков. Но сможет ли компания полностью закрыть потребность в титане и как быстро — большой вопрос.
Тем временем второй крупнейший авиапроизводитель, Airbus (AIR), пока не стал отказываться от сотрудничества с Ависмой. Впрочем, Airbus зависит от российского титана еще сильнее чем Boeing: более чем на 60%. Поэтому, скорее всего, он просто не в состоянии найти альтернативных поставщиков.
Россия входит в тройку лидеров по производству титановой губки. Однако на Китай и Японию приходятся значительно большие доли. Так как собственных титановых производств в западных странах недостаточно, то они вынуждены импортировать титановое сырье из других стран.
В случае отказа от сотрудничества с Россией им придется договариваться, в первую очередь, с Китаем, США и Казахстаном. Сложно сказать, сколько потребуется времени, но расходы для покупателей титана однозначно вырастут. Ведь у российского производителя Ависма, благодаря его вертикальной интеграции и высокой маржинальности бизнеса, мировые авиапроизводители могли покупать уже готовый к использованию товар по достаточно низким ценам.
Рис. 1. Производство титановой губки по странам. Источник: (Mineral Commodity Summaries 2021 (usgs.gov)
Титан применяется в самых разных отраслях: авиастроение, производство двигателей, производство космических аппаратов, судостроение, тяжелая промышленность и медицина. Однако определяющим направлением для отрасли является именно авиастроение. Так, по данным за 2020 год, 50% экспорта Ависма ушло в авиакосмическую отрасль. При этом нужно иметь в виду, что 2020 год был слабым для авиации, поэтому в хорошие годы эта цифра может быть еще выше.
На США в 2020 году пришлось 26% продаж титановой продукции. Потеря такой части бизнеса может быть чувствительной, однако дальнейшие прогнозы будут зависеть от двух факторов.
Сможет ли Boeing найти альтернативных поставщиков, удовлетворяющих его условиям, или же придется возобновлять сотрудничество с Ависма.
Сможет ли сама Ависма переориентироваться на другие рынки.
Что касается Boeing, то компания и так серьезно пострадала в последние годы из-за пандемии, поэтому отказ от работы с проверенным поставщиком выглядит опрометчивым. Ведь сейчас каждая доля процента маржи для авиастроителей будет очень ценна.
Аналитик Иван Черненко, редактор Никита Марычев.