28.10.2020г.
Рынки замерли перед выборами президента США и, вероятно, мы не увидим сильных движений до 3 ноября. Однако, в текущей конфигурации цен основных активов – акций, валют и товаров – нам видится несколько подозрительных композиций).
1.Крайне любопытной представляется ситуация с долларом, как глобально, на мировом рынке, так и локально у нас. Индекс доллара (заслуженно любимый индикатор цены зеленого «против всех») топчется в важной точке. Это и линия многолетнего с 2011г.(!) бычьего тренда, и около локального 6ти месячного сопротивления тренда вниз с марта20го. А если сюда добавить тотальный за редким исключением консенсус по поводу дальнейшей слабости доллара, то поведенческий аспект способен только усилить эффект. Эффект от роста доллара. Не будем пытаться притягивать доводы, идея эта во многом интуитивная, просто слишком много раз видели подобные ситуации. По поводу судьбы рубля наше мнение не изменилось – см. Рубль в конце 2020.
Индекс доллара США, нед.
2. Золото также в некотором смысле подтверждает идею о сомнительности падения доллара. Нам представляется крайне подозрительным, что золото ведет себя так неуверенно и не смогло закрепиться выше 2000 долларов. Да, мы в курсе динамики спроса на золотые ETF фонды, да, мы в курсе падения спроса со стороны ювелирки и промышленности, в курсе цифр себестоимости и уровней добычи/запасов, действий центробанков и тем более в курсе всех инвестиционных минусов золота и т.п. Всегда считали поэтому главным мотивом роста стоимости золота его феномен денежного эквивалента (Базель III) и компенсатора роста количества фиатных денег. Так вот золото пока почему-то не хочет догонять быстро растущие (и выросшие с 2011 года) мировые денежные агрегаты. Вопрос: почему?
Золото, мес.
3.Нефть. Здесь заслуживают самого пристального внимания ряд важнейших, с нашей т.зрения, долгоиграющих, фактических моментов:
– ускорение и закрепление тенденций т.н. «энергоперехода»: европейские законы о декарбонизации с более близкими, чем ранее, сроками; отказы от кредитования нефтеотрасли со стороны банков (!); планы реорганизации нефтяных гигантов; цифры пр-ва электрокаров и распространения ВИЭ и т.д.
– пандемия коронавируса замедляет/затрудняет даже возврат на уровни мирового потребления нефтегаза 2019 года, а не то что рост спроса
– резко ухудшились прогнозы нефтяных оптимистов «по должности и призванию» – ОПЕК, кр.нефтяных корпораций.
Если напомнить, что способная к быстрой балансировке сланцевая индустрия в США никуда не делась и США по-прежнему добывают около 10 млн. баррелей/день всего, а количество активных вышек на сланцах всего лишь менее 200 (!!!), то вывод напрашивается уверенный, пускай осторожный, но логичный: нефть неспособна долгосрочно устойчиво вырасти. Не помогут ни ОПЕК+, ни ОПЕК++.
Нефть, нед.
4.Российские акции выглядят крайне опасными для неспекулянтов с т.зрения их средне- и долгосрочной динамики ближайших 2-3 лет. За завесой «дивидендных историй», часто рисуемых «популяризаторами» этой темы без учета курсовых рисков и стоимости рубля в реальном выражении, наплыва мелких физиков на Мосбиржу скрывается опасность складывания нашего рынка акций раза так в два-два с половиной. Напомним, что по индексу РТС мы сейчас – в середине нулевых, а рынок остается крайне переоценен с т.зрения главного и бесспорного индикатора, который подтверждает уже почти 30 лет свою неизменную значимость для российских акций на долгосроке, – стоимости индекса в баррелях нефти. Про то, что цена нефти перестала быть важной, скромно промолчим, думаем, что всем все снова, в который раз, если уже не стало ясно, то в ближайшие полгода-год станет (см. новости пл.баланс, госбюджет, нацпроекты, налоги и т.д. по списку).
РТС индекс, мес.
Резюме:
Ожидаем очень интересного и волатильного окончания 2020го года.
В последние два месяца мы можем стать свидеьелями сильных движений.
Михаил Алтынов, директор по инвестициям АО “ИК “Питер-Траст”.