InvestFuture

Эйр Астана выходит на международный рынок. Есть ли перспективы?

Прочитали: 1068

Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (ФНБ) планирует вывести на международный рынок IPO несколько своих дочерних предприятий. Одной из первых может стать авиакомпания Air Astana: ее выход может произойти до конца года. По словам Алмасадама Саткалиева, главы ФНБ, окончательное решение будем принято этим летом, исходя, в том числе, из геополитических факторов.

Кому сейчас принадлежит Эйр Астана?

Контрольный пакет акций (51%) в руках ФНБ, остальные 49% – собственность британской BAE Systems PLC. Созданная в 2001 году компания стала главным игроком на рынке авиаперевозок Казахстана. Эйр Астану девять раз подряд признавали лучшей авиакомпанией в Центральной Азии, по версии Skytrax World Airline Awards.

Как сейчас дела у компании?

Введенные 2020 году ограничения из-за пандемии оказали значительное влияние на всю авиационную отрасль в мире. А с прошлого года гражданская авиация Казахстана начала свое постепенное восстановление. По итогам 2021 года выручка  Эйр Астаны выросла в 2 раза. Основная часть доходов (94%) компании формируется за счет  пассажирских перевозок. В разрезе маршрутов около 41% всей выручки приносят внутренние направления, 21% — Азия и Средний Восток, 20% — страны СНГ, 18% — Европа.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), общемировой спрос на авиаперевозки в апреле 2022 года вырос на 78,7% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года,  Показатель даже немного больше, чем в этом марте: 76%.

 При этом внутренние авиаперевозки в апреле текущего года снизились на 1%, хотя в марте был рост на 10,6%. Основная причина — сохраняющиеся строгие ограничения на поездки в Китай, который до сих пор страдает от коронавируса. В Поднебесной внутренние перевозки сократились на 80,8% в годовом исчислении. 

Международные перевозки выросли на 331,9% по сравнению с апрелем 2021 года. Это снова больше, чем в марте этого года: 289,9%. Спрос даже превышает допандемийные уровни по следующим направлениям:

  • Европа — Центральная Америка;

  • Ближний Восток — Северная Америка;

  • Северная Америка - Центральная Америка.

Как прокомментировали в IATA, с отменой многих ограничений наблюдается долгожданный всплеск числа бронирований, поскольку люди стремятся наверстать упущенные за два года возможности путешествовать. Апрельские данные вызывают оптимизм практически на всех рынках, кроме Китая, который продолжает жестко ограничивать поездки. 

Драйверы роста Эйр Астаны 

Ими могут стать как внутренние, так и международные перевозки. 

Внутренние перевозки Эйр Астаны в 2021 году превысили допандеймийный уровень 2020 года и почти удвоили уровень 2019 года. По словам председателя правления АО «Jusan Invest» Нурдаулета Айдосова, компания имеет большой потенциал для роста, так как на сегодня значительная часть населения страны недостаточно активно пользуется авиаперелётами. При этом Казахстан большой, а населенные пункты далеко друг от друга. Это может вызвать высокий спрос на услуги авиакомпаний, особенно лоукостеров.  Дочерняя компания Эйр Астаны — лоукостер Fly Arystan — также способна значительно увеличить доходы компании, так как обычно лоукостеры имеют большую прибыльность.

Еще у Эйр Астана есть большие возможности расширить количество международных направлений для обоих своих брендов, а также увеличить количество транзитных пассажиров, летающих по направлению Европа-Азия, за счет объявленных санкций авиационной отрасли России.

Эйр Астана с финансовой точки зрения хорошо справилась с последствиями пандемии. Компании не понадобились государственные субсидии, тогда как большинство крупнейших авиакомпаний в США, ЕС и РФ не смогли обойтись без госпомощи. Денежная позиция группы-компаний Эйр Астаны остается сильной. Ни один из предполагаемых сценариев, рассмотренных аудиторами компании, не указывал на денежный дефицит в течение следующих 12 месяцев. 

Что может стать тормозом развития компании?

Очень высокие цены на энергоносители, увеличение операционных расходов и карантинные ограничения. Если не получится переложить затраты на клиентов/пассажиров маржинальность будет снижаться. Кроме этого, из-за осложнившейся геополитической ситуации у международных инвесторов снизился интерес к региону Центральной Азии. 


Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев

InvestFuture.ru

Оцените материал:
(оценок: 28, среднее: 4.5 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Эйр Астана выходит на

Поделитесь с друзьями: