В прошлом году 40% размещений на российском рынке расхватали «физики», причем из них 70% – неквалы. При этом регулятор считает, что на рынке у нас «информационная асимметрия», которая ущемляет частных инвесторов.
Что ЦБ предлагает, чтобы укрепить доверие к IPO и сократить разрыв в информированности между профессиональными и частными инвесторами?
1. Повысить прозрачность раскрытия информации
- простые резюме проспектов: краткие, доступные тексты с ключевой финансовой информацией, стратегией компании и основными рисками;
- прогнозы показателей: компании должны публиковать прогнозы по выручке, прибыли и рентабельности капитала минимум на год вперёд;
- независимая оценка: обязательная публикация минимум двух аналитических отчетов о стоимости компании, подготовленных сторонними экспертами;
- стандарты годовых отчетов: чёткая структура для более полного раскрытия положения компании.
Повысить прозрачность самой процедуры IPO
- раскрытие принципов аллокации: публикация правил распределения акций между инвесторами до размещения и отчётность по итогам IPO;
- обязательное описание механизмов стабилизации цены на акции после размещения, включая объёмы стабилизационных пакетов и сроки их действия;
- локап-периоды: раскрытие параметров ограничений на продажу акций, чтобы инвесторы знали, кто и когда может продавать бумаги.
Во многих странах уже внедрены подобные меры
Например, в США компании обязаны подавать детализированные документы с аудированной финансовой отчётностью и описанием планов использования средств. Андеррайтеры несут ответственность за достоверность данных.
В Индии для IPO требуется раскрытие всех крупных сделок, связанных с акциями, до размещения. Также инвесторы получают полную информацию о связанных сторонах и аффилированных лицах.
В Великобритании обязательны независимые отчёты о стоимости компании, а также публикация правил распределения акций перед IPO, чтобы избежать дискриминации розничных инвесторов.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!