InvestFuture

Электромобиль: экономия или понты? ВСЯ ПРАВДА об электрокарах от владельцев машин / Спецвыпуск

Прочитали: 783

Сколько стоит электромобиль? Как купить машину на электричестве и с какими трудностями можно столкнуться?

Правда ли, что электромобиль выгоднее авто на бензине или дизеле? Стоит ли задуматься о приобретении машины с электрическим мотором в 2024 году?

Подробнее смотрите на YouTube: 

В России кратно вырос интерес к электромобилям. Цифры действительно впечатляют. По итогам прошлого года в стране продали 14 тысяч новых электрокаров. Для сравнения: в 2022 году — чуть более 3 тысяч. 

 

Но разве это большие цифры по сравнению с бензиновыми авто? Да, новых машин с бензиновым двигателем за прошлый год купили почти миллион. Но электрокары уже конкурируют с дизелем и, возможно, скоро обгонят его.

Сколько стоит такое удовольствие, как электромобиль? В среднем новая машина на нашем рынке в прошлом году обходилась около 6 млн рублей, подержанная — в районе 3 млн. Недешево, скажем прямо.

Однако сейчас все авто стремительно дорожают: и классические, и электро-. 

Почему растут продажи электрокаров? 

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр: "Прирост электрического транспорта, в первую очередь, происходит из премиальных автомобилей. Откуда мы получаем премиальный автомобиль? Из Поднебесной. Какие премиальные автомобили делаются в Китае? Электрические. Поэтому выбор наш небольшой. Те, кто хочет приобрести машину достаточно высокого класса взамен прежних брендов, которые нас покинули, приобретает автомобиль премиальный, а он — электрический".

То есть, сегодня электромобили часто покупают люди довольно обеспеченные. Раньше они приобретали дорогие машины с западных рынков. Но за последние два года логистика стала сложнее, цены дико взлетели, и дорогие подсанкционные машины из так называемых недружественных стран стали супер-дорогими. 

Поэтому спросом стал пользоваться премиум-класс из Китая, который все же подешевле. А он зачастую на электромоторах. Такова специфика местного рынка. Она во многом действительно обусловлена борьбой с загрязнением воздуха. Вот и едут к нам китайские «электрички».

Артем Бобцов автоэксперт: "Пока в любом случае мы еще сильно отстаем. От многих стран прямо очень сильно. От большинства — довольно сильно. Есть еще куда расти: как минимум раза в три-четыре в объеме продаж электроавтомобилей, чтобы догнать среднемировую статистику".

Давайте взглянем на статистику по новым авто за прошлый год. Пройдем по конкретным моделям.

Лидирует в России премиальный китаец Zeekr (зикр) 001, официально в страну не поставляемый. Таких машин продали почти три тысячи.

Источник:auto.ru

Это в два раза больше, чем относительно бюджетных Evolute i-PRO или Volkswagen iD.4. Они занимают второе и третье место соответственно. У каждой чуть менее полутора тысяч продаж.

Источник:auto.ru

В топ-5 новых «электричек» также попали Tesla Model Y и Volkswagen iD.6. Эти марки продались по 800 тысяч и 600 тысяч соответственно.

 

Источник:auto.ru

Условно бюджетные электрокары (и импортные, и отечественной сборки) все равно стоят довольно дорого по сравнению с той же обычной бензиновой «Ладой» за миллион-полтора.

Источник:auto.ru

Еще нагляднее будет пример обновленного китайско-российского «Москвича»: бензиновый стоит в районе 2 млн. За электрический придется отдать больше 3 млн.

 

Источник:auto.ru

Действительно, получается, что рост продаж идет в основном за счет премиум-сегмента. Это подтверждают цифры. То есть говорить, что электромобиль стал народным, нельзя. 

Конечно, среднестатистическому россиянину накопить на электрокар и не взять при этом автокредит вполне себе возможно. Только придётся ограничивать себя буквально во всём. Посудите сами: средняя зарплата у нас — 62 500₽, в регионах и того меньше. В то время как прожиточный минимум — 16 844₽. Если среднестатистический россиянин с зарплатой 62 500 будет себе во всем отказывать, оставляя на себя только 16 844, то за год он сможет накопить 547 872₽.  

Чтобы купить электрокар стоимостью в 4 млн, откладывать и ограничивать себя нашему герою придётся примерно 7,5 лет. А ведь ещё и рост инфляции…

Опыт владельцев

Так почему все-таки электрокары покупают? Давайте спросим у реальных владельцев о плюсах и минусах. У нас будут три героя из Москвы. На основе их рассказов сделаем вывод: электромобиль — это про экономию, стиль жизни, комфорт или про что-то еще?

Егор купил Tesla Model X 2018 года выпуска в сентябре 2022 года за $86 тысяч долларов. По тому курсу это было порядка 5 млн рублей.

Источник: архив Егора Ильяновича

Егор Ильянович, владелец электромобиля Tesla Model X: "Я купил Теслу, наверное, не для того, чтобы экономить, хотя об этом тоже можно порассуждать. Наверное, больше из-за каких-то эмоций, которые хотелось получить от чего-то нового. Во-первых, она у меня красная. Это привлекает внимание. Во-вторых, у нее двери красиво открываются вверх. В-третьих, она правда классно едет. Она такой семейный большой автомобиль, который быстро ускоряется. Быстрее всего, что у меня было до этого".

Сергей Юрин, владелец электромобиля Evolute i-PRO: "Вчера как раз сел на каршеринг бензиновый и понял, что на бензин не вернусь". 

Сергей купил свой Evolute i-PRO в апреле 2023 года. Цена была немногим менее 2 млн рублей.

Источник: архив Сергея Юрина

И на электрокаре, кажется, реально удалось сэкономить. Evolute — это российская марка на китайской основе. Государство компенсирует покупателю несколько сотен тысяч расходов при покупке. Плюс дилер в случае Сергея сделал неплохую скидку. А еще Сергей сдал в трейд-ин свой десятилетний Subaru Forester с тремя сотнями тысяч пробега. В итоге заплатить за новую «электричку» пришлось около 400 тысяч рублей. Согласитесь, по нынешним меркам почти что несерьезно. 

Что по зарядке?

Андрей пригнал свой Nissan Leaf из Европы четыре года назад. С доставкой обошлось где-то в 17 тысяч евро.

Источник: архив Андрея Петухова

Почему выбор пал на «электричку»? А почему бы и нет? Андрей поизучал форумы, российские и зарубежные, почитал отзывы и понял: решение вполне жизнеспособное и удобное, чтобы ездить по городу на работу. Батарея примерно на 250 км. В 90% случаев Андрей заряжается в гараже. Если подпитаться нужно срочно — хватает ближайшей городской станции.

Андрей Петухов, владелец электромобиля Nissan Leaf: "У меня есть гараж. Обычный кооператив. Там обычная бытовая розетка есть. Насчет зарядки я не переживал. Плюс уже в Москве тогда были зарядки «Энергия Москвы». Они и сейчас бесплатные, и тогда были бесплатные. Тогда вообще на них можно было легко заряжаться, потому что практически не было электрических машин. Сейчас 50/50 она будет занята". 

Егор Ильянович владелец, электромобиля Tesla Model X: "Здесь зарядка платная. Я приехал с 30% минут 25 назад. В принципе у меня уже 70%. 19 рублей стоит кВт*ч стоит на этой зарядной станции. Поэтому с 30 до 90% я заряжусь. 1200 рублей я потрачу". 

То есть, зарядиться за полчаса до хорошего уровня вполне реально. Главное, чтобы и машина, и зарядная станция позволяли. Важно, что в морозы расход энергии у электрокара сильно увеличивается. Нужно прогреть огромную батарею, салон. Если летом можно проехать условно 400 км, то зимой может быть в два раза меньше. Кстати, деградация батареи «Теслы», по словам Егора, составила всего 7% с 2018 года.

Егор Ильянович, владелец электромобиля Tesla Model X: "Я сейчас живу в Москве. С зарядками в Москве проблем нет. У меня нет своей собственной розетки. Многие считают, что владеть электромобилем без своей собственной розетки — это прямо боль. Но все зависит от ваших ежедневных пробегов. Я езжу в течение недели не очень много. Мне хватает даже бесплатных московских зарядок. Я большую часть киловатт получил на бесплатных зарядках от «Энергии Москвы». 

Сергей на «Эволюте» ездит много, но тоже заряжает машину в основном на быстрых московских зарядках. Еще у него есть дача, где можно подключиться от розетки.

На что обратить внимание при оборудовании своего пункта питания?

Сергей Юрин, владелец электромобиля Evolute i-PRO: "Высокие токи. Нужно выводить от счетчика отдельный провод. А не просто первая попавшаяся розетка, от которой чайник кипятился. Проводка может легко погореть. Желательно отдельный провод от счетчика, 4 мм сечение должно быть. Автомат поставить на 25 ампер. И дальше смотреть соединение вилки с розеткой, потому что это самое опасное место. Если вилка или розетка начнут плавиться, то это уже небезопасно".

В общем, помощь специалиста-электрика не помешает. Зарядки бывают медленные (например, от розетки из дома), бывают быстрые. Но не все автомобили могут воспользоваться в полную силу быстрой энергией. Это зависит от архитектуры батареи машины. 

Скажем, от бытовой розетки «Тесла» Егора будет заряжаться от нуля до 100% 30 часов. Но, как правило, электрокары полностью не разряжают и до предела не заряжают. В крайних положениях батарейка портится быстрее. Поэтому за ночь или в течение рабочего дня вполне можно подпитаться для повседневных нужд. 

Далеко ли уедем? 

В принципе, доехать можно куда угодно. Только бы зарядная инфраструктура была. 

Вот Сергей на «Эволюте» пока добирался максимум от Москвы до Брянска. Это чуть менее 400 км.

Заряда летом хватает примерно на 350 км. То есть, подзаряжаться в пути все равно пришлось. На это ушел где-то час.

Сергей Юрин, владелец электромобиля Evolute i-PRO: "Инфраструктура — проблемы, конечно, есть. До Брянска можно доехать. До Сочи можно доехать. До Новосибирска можно доехать. А вот, например, до Пензы довольно проблематично. До Санкт-Петербурга, как ни странно, довольно проблематично. По платной дороге, которая, кстати, для электромобилей бесплатна, на определенном пути просто заканчиваются быстрые зарядки. А стоять на медленной порядка шести-семи часов — такое себе удовольствие".

Егор Ильянович, владелец электромобиля Tesla Model X: "Путешествовать, по крайнеЙ мере в западной части России, можно. В мае 2023 года мы с друзьями съездили на этой машине в Норвегию. Мы ездили через прекрасную Карелию, через Мурманскую область.

Там вообще быстрых зарядок нет. Последняя быстрая зарядка была в Петрозаводске. Тем не менее, научившись планировать маршрут, можно путешествовать на электромобиле. В Норвегии совершенно не испытываешь никакого стресса при езде по трассе, потому что там работает внутренняя тесловская навигация, которой просто задаешь маршрут, а она говорит: ты едешь здесь, заряжаешься на суперчарджере 18 минут, зарядишь ее до 64% и едешь дальше".

Андрей Петухов, владелец электромобиля Nissan Leaf:

"На длительные поездки я бы ее никому не рекомендовал. Если это единственная машина в семье, то доехать из Москвы в Крым или Сочи можно, конечно, но будет проблематично. Даже не потому, что там будет маленькая батарея. На своей бы я вообще не рискнул, потому что 250 км до зарядки совсем мало. Но проблема в том, что, когда вы приедете на ближайшую зарядку, скорее всего, это будет сезон, и там таких же умных, как вы, будет стоять очередь из пяти человек".

У Андрея есть еще машина на дизеле для дальних поездок. Только после электромобиля ощущаешь в ней себя, как в тракторе, говорит автовладелец. Андрей ездил до Минска и до Рыбинска. В целом все прошло без проблем.

Правда, на обратной дороге из Минска в Москву пришлось постоять лишний час на зарядной станции — впереди заправлялась «Тесла». 

Что по деньгам?

Егор Ильянович, владелец электромобиля Tesla Model X: «Тесла» все равно получается дешевле, если сравнивать с автомобилями-одноклассниками. У меня до этого были Cayenne и BMW X6. Что касается запчастей, они стоят приблизительно одинаково. Я вот менял на «Тесле» рычаги По 18 тысяч за рычаг. Вроде бы обычные цены. Стекло лобовое поменял. Вот здесь меня жаба задушила платить 400 тысяч рублей за оригинал. Правда, я узнал, что оригинал на какой-нибудь Audi Q7 у дилера тоже стоит 400 тысяч рублей".

Конечно, у авто классом пониже будут и другие расходы.

Финансовые преимущества электрокаров

1. Не нужно платить за проезд по платным дорогам

В Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и некоторых других регионах для электрокаров обнулен транспортный налог.

В обеих столицах для электромобилей городские парковки бесплатны.

2. Еще вам могут компенсировать четверть стоимости машины. Правда до 625 тысяч рублей, и только на отечественную продукцию. Как, например, Сергею за «Эволют».

3. ТО на электромобилях проще и не слишком затратно. Меньше деталей и расходников. Из-за особенностей торможения почти не стираются колодки. 

Андрей Петухов владелец электромобиля Nissan Leaf: "Налог на дизельную машину округлим, пускай десять тысяч. Страховка и там, и там одинаково стоит. ТО, точнее, все материалы — масла, фильтры — сам покупаю, где-то раз в год у меня замена выходит. Получается, одна замена масла, фильтры — если все посчитать, то масло выходит тысяч на восемь, фильтры — тысяч на пять, потому что на Мерседесе топливный фильтр дорогой. Получается уже 15 тысяч. Плюс работы на СТО где-то тысячи полторы. Литров семь дизеля уходит на 100 км".

Литр дизеля сейчас стоит около 60 рублей Несколько десятков километров в день работающему в офисе москвичу проезжать приходится. То есть, в день 100-150 рублей минимум, в зависимости от прожорливости авто.

Если платить за электричество по счетчику, то в среднем за одну зарядку уходит 90 рублей, говорит Андрей. Этого при его передвижениях хватает на три дня летом (30 рублей в день получается) и на два дня зимой. То есть, даже дешевле метро.

Сергей же на «Эволюте» почти всегда за рулем. За восемь месяцев он проехал 40 тысяч км. И выгода, по его словам, очень заметная.

Сергей Юрин, владелец электромобиля Evolute i-PRO: "Примерно посчитали: 430-470 тысяч рублей за год экономия при владении электромобилем. Конечно, основная экономия — это бесплатные зарядки. Поэтому автомобиль для Москвы очень удобен. Парковками немножко пользуюсь в Москве. Но я не работаю в каком-то бизнес-центре, офисе в пределах Садового кольца. Платные дороги где-то тоже экономят. Раз в неделю в Солнечногорск езжу туда-обратно, а это получается 1900 рублей".

Электромобиль — это будущее? 

Эксперты прогнозируют, что рынок электромобилей в России продолжит расти и в этом году. Хотя темпы замедлятся.

Могут продать порядка 30 тысяч новых машин, то есть вдвое больше, чем в прошлом году. И в десять раз больше, чем в позапрошлом!

Но проблемы остаются. И очень значительные. Чтобы объемы росли быстрее, отмечают аналитики, нужно больше недорогих электрокаров до 2 млн рублей и больше зарядной инфраструктуры. Это реальная боль автовладельцев! Если в Москве зарядок пока хватает на всех, то в Пензе или Махачкале с этим не так просто.

И, конечно, цена — еще одна боль. Разница между ДВС и электромотором по-прежнему большая. Обычный человек пока не готов переплачивать 20-30%. Он не понимает за что. За возможность ездить более плавно и ускоряться на светофорах быстрее? Приятно, конечно, но не отдавать же за это лишний миллион.

Бензин или дизель в глазах потребителя — по-прежнему проверенная классика. Это подтверждают низкие в абсолютных значениях продажи электрокаров: и широко разрекламированного «Москвича», и «Эволюта». Даже господдержка не помогает. 

То и дело появляются новости об очередных «убийцах Теслы» из России. Но пока почти все они становятся объектами шуток и мемов.

Артем Бобцов, автоэксперт: "К сожалению, многие прогнозы десяти-пятилетней давности о том, что скоро электромобили станут дешевле бензиновых и дизельных, не оправдались. Электромобили по-прежнему на 20-30% дороже. И пока не видно общемировой тенденции к удешевлению. Во многом это связано с тем, что очень вырос спрос на литий в мире. Ведь не только электромобилей увеличивается производство, но и всех электроприборов, где используются аккумуляторы. Поэтому спрос на литий высокий — батареи не дешевеют. Поэтому электроавтомобили не могут дешеветь, потому что половина цены — это цена батареи". 

Если взглянуть глобальнее: темпы электрификации автопрома в последнее время замедлились. Даже в таких технологически развитых странах, как Япония. Производители сомневаются в экономической выгоде.

А еще ведутся споры, действительно ли электрокары так уж безопасны для природы. Точнее — их производство. например, вспоминают об уроне экологии при добыче материалов для аккумуляторов. О вреде при утилизации батарей. Если электромобили действительно станут повсеместными, возрастет и экологическая нагрузка. Есть и ущерб, который наносится планете при производстве электроэнергии. Она пока еще далеко не везде зеленая. 

Но Запад и Китай плотно встали на рельсы озеленения экономики в целом и автопроизводства в частности. И кажется, в ближайшие годы от этого не отступят. Тут зачастую дело даже не столько в экономике, сколько в политике. А что Россия? Мы — особенно в части автопрома — сейчас очень зависим от КНР. Тренд тут явный. Медленно, но верно и у нас электромобилей будет все больше и больше. В том числе, в каршеринге и такси. 

Конечно, вопросы глобальной экобезопасности интересуют далеко не всех владельцев электрокаров. Тема экономии семейного бюджета как будто насущнее. Да, при должном подходе сэкономить все-таки можно: купив электроавто по госпрограмме, в трейд-ин или со скидкой у дилера. Выгода по топливу тоже очевидна.

Вы скажете: у электроавто со временем приходит в негодность батарейка, замена которой стоит, как сама машина. Это правда. Но при должном обращении ее можно долго сохранить в хорошем состоянии и потом продать «электричку» по адекватной цене.

Оцените материал:
(оценок: 27, среднее: 4.33 из 5)
InvestFuture logo
Электромобиль: экономия

Поделитесь с друзьями: