13 января в Сан-Франциско завершилась ежегодная конференция JPMorgan Chase & Co (JPM) по здравоохранению. Это мероприятие с сорокалетней историей считается одним из самых значимых в медицинском сообществе: в нем участвуют руководители фармацевтических компаний, на его площадке делаются важные заявления о слияниях и поглощениях, презентуются новые лекарства и анонсируются прорывные исследования.
С учетом новых реалий второй год подряд мероприятие проходит в онлайн-формате. Перечислим самые интересные отраслевые тренды, которые были обозначены в выступлениях спикеров.
Главным трендом фармакологии признано использование РНК
Рибонуклеиновая кислота (РНК) — одна из трёх основных макромолекул в клетках всех живых организмов. Хотя функции РНК еще до конца не изучены, исследования показывают, что эта кислота играет важную роль в кодировании и регуляции генов.
Рибонуклеиновая кислота привлекла к себе повышенное внимание в связи с разработкой вакцин против Covid-19. Предыдущее поколение вакцин предполагало введение в организм ослабленного вируса для формирования последующего иммунного ответа. Вакцины Moderna (MRNA) и Pfizer (PFE), созданные на основе информационной РНК, работают иначе: они «учат» клетки человека вырабатывать белок, который запускает иммунную реакцию для предотвращения заражения коронавирусом. Таким образом, иммунная система вакцинированного человека обучена распознавать белок, содержащий Covid-19, и вырабатывать к нему антитела.
В рамках конференции компания Pfizer сообщила о заключении трех соглашений с более мелкими игроками отрасли для ускорения разработок в области РНК. В компании видят у препаратов на основе РНК огромный потенциал возможностей — в частности, в лечении рака и редких болезней. Широко обсуждается интерес Amgen к сотрудничеству с Arrakis Therapeutics в рамках изучения РНК, что может вылиться для последней в заказ на несколько миллиардов долларов. Фармацевтические гиганты Johnson & Johnson (JNJ) и Eli Lilly (LLY) пока ограничились сдержанными заявлениями о том, что они изучают возможности РНК-технологий.
Коронавирус подталкивает к партнерствам вместо слияний
Второй год подряд в секторе здравоохранения не слышно о крупных сделках. Коронавирус перетасовал все карты. Раньше при открытии прорывной технологии первопроходца, как правило, ожидало поглощение с премией к рынку, но пандемия научила компании мыслить по-новому, и теперь они все чаще склоняются к партнерствам.
Наиболее показательным примером стало сотрудничество в разработке вакцины от коронавируса между Pfizer и BioNTech (BNTX). Через партнерство крупные игроки фактически делают заказ на разработку специализированным компаниям с меньшими оборотами. В итоге обе стороны выигрывают: фармгиганты экономят средства, а их партнеры получают заказы и финансирование.
Камбэк Covid-19
Так и не успев полностью привиться от Covid-19, человечество столкнулось с угрозой в виде нового и более заразного варианта коронавируса — «омикрон». Штамм из ЮАР ставит в развитых странах антирекорды по заболеваемости, вовлекая фармацевтических гигантов в новую гонку разработок.
Некоторые компании на конференции отчитались о поставках своих препаратов против коронавируса. Так, Moderna сообщила, что ее продажи в 2021 году составили $18,5 млрд. GlaxoSmithKline (GSK) в партнерстве с Vir Biotechnology (VIR) отчитались о поставке правительству США 600 тыс. доз препарата для лечения Covid-19 сотривимаб. Компания Novavax (NVAX) сообщила, что уже сделала первые отгрузки в Европу своей вакцины против Covid-19, но не уточнила объемы заказов. А Gilead Sciences (GILD) проинформировала, что ее препарат ремдесивир может быть вскоре одобрен регулятором США для лечения коронавируса.
Что касается разработки препаратов, направленных непосредственно против омикрон-штамма, заявления по этому поводу сделали только Regeneron (REGN) и Pfizer. Regeneron собирается в первом квартале протестировать лечение «омикрона» антителами, а Pfizer рассказал о прогрессе в создании новой вакцины против Covid-19, которая будет работать и против нового штамма.
Впрочем, эксперт по медицинской отрасли Иван Куклев видит в «омикроне» скорее возможность, чем угрозу: «Возможно, в «омикроне» наше спасение от коронавирусных ограничений, так как организм вакцинированных, встретившись с новым штаммом вируса из ЮАР, дает иммунный ответ, что может рассматриваться как альтернатива бустерной прививке. Что в глобальном эффекте может дать массовую защиту от коронавирусной инфекции».
Диверсификация патентов
Крупные фармацевтические компании спешат успокоить инвесторов, которые начинают обращать внимание на патентные сроки препаратов, занимающих крупную долю в их продажах.
Как правило, после истечения патента на тот или иной препарат рынок наводняют его более дешевые копии, что существенно снижает выручку производителя оригинального лекарства. Поэтому инвесторы ждут от фармацевтических гигантов диверсифицированного портфеля разработок, в котором будут не только дорогостоящие препараты от рака, но и широкий набор лекарств от других заболеваний.
Так, например, патент противоракового препарата от Merck & Co (MRK) Keytruda истекает в 2028 году. Совокупные продажи этого лекарства за 2020 год составили $14,4 млрд, что составило 30% от выручки Merck. Если компания до истечения срока эксклюзивности не объяснит инвесторам, как она собирается компенсировать предстоящее «выпадение» объемов продаж, реакция рынка может быть очень негативной.
Мнение аналитиков InvestFuture
В фармацевтическом секторе продолжается бесконечная «гонка вооружений». Поскольку прорывные технологии и патенты дают лишь временное конкурентное преимущество, компаниям приходится постоянно ставить перед собой все новые и новые цели.
Однако конференция JPMorgan отразила некоторые изменения в поведении как фармацевтических компаний, так и их инвесторов. Представители отрасли подтвердили склонность к созданию партнерств, а инвесторы — свои требования о диверсификации портфелей разработок.
Наиболее очевидной новой тенденцией среди элиты фармакологии стало использование рибонуклеиновой кислоты для кодирования иммунной системы человека. Предполагается, что при должном развитии технологии ученые смогут не только добиваться нужного иммунного ответа на различные инфекционные заболевания, но и устранять дефекты гормонов или качества крови.
А главной интригой остается, кто первый разработает вакцину против омикрон-штамма. Ведущие фармгиганты изучают его характеристики, причины происхождения и реакцию на него ранее вакцинированных людей. Таким образом, начало этого года похоже на начало предыдущего. Тогда мы тоже были на пороге создания рабочей версии вакцины и наблюдали, как смертоносный вирус бесконтрольно гуляет по планете.
Аналитик Александр Холодов