Предлагаем вашему вниманию текстовую версию еженедельного макроэкономического обзора от команды InvestFuture, вышедшего на официальном канале InvestFuture в Youtube 3 июля 2021 года.
Видео обзора доступно здесь.
Друзья, я рада вновь приветствовать вас на еженедельном макроэкономическом обзоре от команды InvestFuture! Давайте подведем итоги завершившейся торговой недели и, как обычно, попытаемся немного заглянуть в будущее.
Общий сентимент
В последних обзорах я не раз делилась с вами мнением, что больше не стоит ждать от рынка акций продолжения того быстрого роста, который наблюдался с ноября прошлого года. Мы видим, что сейчас рост индексов начал перемежаться частыми остановками и снижениями без каких-либо видимых причин (рис. 1).
Рис. 1
В четверг основные индексы США сразу на открытии упали в пределах полутора процентов. Конечно, последовали попытки выкупа, но уже не столь интенсивные, как это было на протяжении последних месяцев. Все отложенные риски дали о себе знать. Сказались и вспышки дельта-штамма COVID-19, и возможность сокращения стимулов ФРС, и выход американского рынка на рекордные уровни по основным индексам. Рынки перешли в режим “risk off”.
Но основная причина замедления индексов лежит глубже — в макроэкономике. Вот о ней давайте и поговорим.
Экономика
Мы уже не раз обращали ваше внимание, что по мере приближения экономики к “доковидным” уровням макроданные уже не радуют резким улучшением. К примеру, в США первичные обращения по безработице за неделю не только не снизились, а даже выросли, пусть и всего на две тысячи — до 373 тыс. Если мы посмотрим на прогнозную модель, она предполагает, что обращения по безработице снизятся к “доковидным” уровням к концу этого года, но в 2022 году снова покажут рост (рис. 2).
Рис. 2
Также и с основным показателем роста экономики — ВВП. Прогнозная (эконометрическая) модель предсказывает выход ВВП на максимальные темпы роста к началу 2022 года, а затем тоже говорит об их снижении (рис. 3).
Рис. 3
Рынки заранее отыгрывают экономические тренды и сглаживают их. Поэтому сейчас мы не можем ожидать от фондовых рынков сильных темпов роста. Крупные инвесторы по всему миру строят и изучают среднесрочные экономические модели и постепенно начинают страховать свои инвестиционные идеи. И эта тенденция к уходу от рисков находит отражение в динамике рынков.
Для начала, как обычно, обратим внимание на Америку.
Американский рынок
Здесь по-прежнему сохраняется расхождение между снижением доходности по 10-летним государственным облигациям и попытками роста индекса доллара DXY. При этом индекс страха VIX хотя и продолжает снижение, то и дело резко выстреливает вверх. (рис. 4):
Рис. 4
Основной вывод: крупные фонды всего мира ищут активы с меньшими рисками и уже не гонятся за доходностями. Происходит конвертирование валют в доллар с дальнейшей покупкой краткосрочных облигаций США — самых защищенных активов в мире. Поскольку объема этих краткосрочных бондов не хватает, спрос отчасти компенсируется за счет более долгосрочных облигаций.
Более рисковые инвесторы хеджируются через покупку фьючерса на индекс страха VIX (когда рынок падает, VIX растет, компенсируя потери по акциям).
Впрочем, большинству из нас этот инструмент страхования недоступен. Но мы тоже можем подстраховаться — как просто путем покупки доллара, так и через покупку ETF на краткосрочные облигации США с тикером FXTB. Об этих возможностях мы уже говорили и, кстати, с начала июля этот фонд уже порядочно подрос — более чем на 4%. По мере ухода инвесторов от риска этот рост может продолжиться (рис. 5).
Рис. 5
Означает ли это, что мы приближаемся к какой-то катастрофе? Ни в коем случае. Ничего страшного на рынке не происходит. Да, инвесторы видят, что рынок акций достиг исторических максимумов и активно хеджируются. Но при этом массовых распродаж нет, активность спекуляций снизилась. В таких условиях сильной коррекции, а тем более рыночного “армагеддона” опасаться не стоит.
Просто рынок понемногу меняется. В этом отношении он похож на вирус гриппа: как только медицина думает, что победила его, он мутирует и возвращается к вам в новом виде. Например, раньше за сезоном отчетности часто следовала коррекция, а за неделю перед новым сезоном происходил откуп. Сейчас, как мы видим, все наоборот: после окончания сезона покупки продолжились, а за неделю до нового сезона началась фиксация прибылей.
Кстати уже на следующей неделе в США начинается новый сезон отчетности. Первыми, как обычно, отчитаются банки: 13 июля выйдет отчетность JP Morgan Chase.
Есть ощущение, что инвесторы связывают с этим сезоном отчетностей слишком большие ожидания. И, похоже, эти ожидания не оправдаются. Как вы помните, в мае-июне очень сильно выросла инфляция, и рост цен скажется на издержках компаний, особенно тех, где большая доля расходов приходится на закупку материалов, стали, нефти и ГСМ.
Поэтому от нового сезона отчетности не стоит ждать таких взлетов акций, как в предыдущие сезоны. Лучше проявить терпение и не увлекаться спекулятивной покупкой бумаг “под отчет”. В поиске идей для сделок лучше ориентироваться на предстоящие основные события месяца, которые намечены на последние числа июля.
В первую очередь, я имею в виду заседание ФРС 28-30 июля, на котором могут снова пересмотреть траекторию повышения ставки, а также обсудить сворачивание стимулов. В любом случае, от этих изменений в долгосрочной перспективе выиграют банки, и именно к их акциям в случае просадки на отчетах стоит присмотреться.
Также на 30 июля назначены слушания в конгрессе по инфраструктурному плану. В случае его утверждения выиграет индустриальный сектор — все, что связано с транспортной и промышленной инфраструктурой: от транспортных компаний и авиаперевозчиков до строительных компаний и промышленных конгломератов.
Сейчас оба сектора, банковский и промышленный, находятся под давлением — инвесторы заранее отыгрывают нестыковку ожиданий и фактов в предстоящих отчетах. Сектора показали существенное снижение по отношению к индексу широкого рынка S&P 500 и в них стоит поискать для долгосрочных инвестиций недооцененные компании с низкими уровнями долга и без проблем с ликвидностью. (рис. 6).
Рис. 6
Также обращает на себя внимание тот факт, что крупные фонды не боятся высокой инфляции — они вкладываются в облигации с доходностью ниже ее уровня. Видимо, понимают: даже если доходность по 10-летним трежериз вырастет до 2%, облигации снизятся в цене лишь на 0,8-1%. Это несущественные риски, если сравнивать с рынком акций. Видимо, для возвращения в акции крупные фонды просто ждут более интересных уровней.
Китай
Отдельного разговора заслуживает китайский рынок. У многих возникает вопрос: “А что с Китаем?” С начала года индекс Shanghai Composite вырос всего на 3,5%, при этом юань укрепился против доллара до максимумов 2018 года (рис. 7).
Рис. 7
Причина в том, что Китай начал первым выходить из коронакризиса, а центробанк страны первым в мире стал снижать стимулирование экономики, в то время как в США и в Европе стимулирующая политика все еще остается в силе. Таким образом, в экономике Китая раньше всех в мире произошло снижение ликвидности.
Сейчас экономика КНР стабилизируется после восстановления. Прогнозная модель предполагает, что в начале 2022 года темпы роста ВВП страны составят 5,6%, а за весь 2022 год — 5,9% (рис. 8).
Рис. 8
Вдобавок правительство Китая стремится переориентироваться с внешней торговли на внутреннее потребление, чтобы снизить зависимость от экспорта. Происходит жесткое антимонопольное регулирование на внутреннем рынке с целью обуздать технологических гигантов и поддержать компании средней и малой капитализации.
Рынок отражает все эти процессы, и поэтому мы и не видим на нем яркой динамики. Акции китайских технологических гигантов упали, и встает резонный вопрос: стоит ли воспользоваться моментом для их покупки?
Классическая инвестиционная мудрость гласит: нужно покупать, когда на рынках негатив. А негатива на китайском рынке предостаточно. Средний мультипликатор P/E (цена/прибыль) компаний, входящих в индекс Shanghai Composite, сейчас равен 17,1 (рис. 9).
Рис. 9
Это уровень 2016 года. Для сравнения, средний P/E компаний индекса S&P 500 сейчас составляет около 45. Недооцененность китайских акций очевидна.
Учитывая прогноз по увеличению темпов роста ВВП Поднебесной в 2022 году, можно предположить, что китайский рынок в следующем году будет выглядеть интересней других мировых площадок.
Правда, и о факторах риска забывать не стоит: это и фактор нового штамма коронавируса, и фактор возможной общемировой коррекции, и опасения из-за большого внутреннего долгового рынка Китая (второго по величине в мире с оборотом в $18,3 трлн.).
Поэтому, если и инвестировать в Китай, лучше по-прежнему рассматривать Alibaba, JD, Vipshop — компании практически без долговой нагрузки и с огромными запасами кеша. Возможное ослабление юаня обернется ростом продаж китайских товаров на внешнем рынке, и эти компании выиграют от такого развития событий.
Вообще же ситуация с Китаем указывает на интересную закономерность. Хотите знать, что произойдет с мировыми индексами после снижения стимулов? Посмотрите на Китай. Рост фондовых рынков после сворачивания стимулов зависит от того, сможет ли экономика расти без монетарных “костылей”. И в любом случае, вряд ли этот рост будет очень уж интенсивным.
Товарные рынки. Нефть
От фондовых рынков переходим к товарным активам. Сегодня в этой части обзора коснемся только нефти, поскольку цены на металлы перешли к долгосрочной консолидации и не показывают сильных движений.
На рынок нефти, наоборот, пришла волатильность. Цены за неделю успели как установить новый годовой рекорд в $77 за баррель нефти Brent, так и упасть почти на 8%. Теперь котировки стабилизируются около $75 за баррель (рис. 10).
Рис. 10
Причина — в переносе встречи ОПЕК+ на неопределенный срок из-за разногласий с ОАЭ. Страна хочет увеличить добычу сверх установленных квот, невзирая на соглашение. А это создает риски начала ценовой войны и развала всей сделки по добровольному ограничению добычи.
Дальше все будет зависеть от ОПЕК+. Если соглашение будет разрушено, цены на нефть могут показать существенное снижение, вплоть до $60-62 за баррель сорта Brent. А пока нет ясности по поводу новой встречи, скорее всего, в краткосрочной перспективе цены перейдут к консолидации в диапазоне со средним значением $75 за баррель.
А что же Россия? Как отечественный рынок воспринял кульбиты нефти?
РФ
Честно говоря, в России и без нефти своих кульбитов хватало — инфляционных. Официальная инфляция уже выросла до 6,5%, провоцируя Центробанк на более агрессивное повышение ставки на заседании 23 июля. Впрочем, прогноз по макромоделям показывает, что инфляция в РФ, похоже, уже достигла своих пиковых значений. Дальше ожидается ее снижение вплоть до 3% к июлю следующего года. Если модели не врут, в следующем году среднегодовая инфляция составит 4%, а в 2023 году — и 4,3% (рис. 11).
Рис. 11
Поэтому от заседания ЦБ РФ не стоит ждать сильных заявлений. Скорее всего, руководство Банка России во главе с Эльвирой Набиуллиной не поддастся на провокации, соберет волю в кулак и… ограничится повышением ставки всего на 50 б. п. — до 6% годовых. Соответственно, и рубль не покажет сильной динамики, несмотря на резкое ослабление на этой неделе (рис. 12).
Рис. 12
Наш прогноз остается прежним — ждем рубль в коридоре 72-77 рублей за доллар.
Также нам по-прежнему нравятся российские облигации федерального займа как объект для вложения средств на 2-3 года. Сейчас доходности по трехлетним ОФЗ составляют около 7%. При снижении инфляции к 4% их доходности также будут стремиться к этому уровню, то есть цена вырастет от 3 до 4%. В общем, можно будет заработать и на купонных выплатах, и на росте цены (рис. 13):
Рис. 13
Кстати, мы на днях открыли телеграмм-канал об облигациях IF Bonds, в котором делимся идеями и мыслями о долговом рынке. Будем рады видеть вас среди подписчиков!
А вот российские индексы после дивидендного сезона могут перейти к так называемой коррекции по времени, а не по глубине. Не знаете, как это выглядит? Посмотрите на динамику китайского рынка в последние полгода.
Резюме
А чем же порадует нас предстоящая неделя?
На ниве статистики самыми главным событием на следующей неделе станет отчет по инфляции в США во вторник, 13 июля. В этот же день начинается сезон отчетов, первым отчитается JP Morgan Chase. Если инфляция вырастет выше ожиданий, да еще и JP Morgan разочарует инвесторов, рынки могут занервничать.
Китай в четверг отчитается по росту ВВП. Ожидается снижение темпов роста экономики за счет эффекта высокой базы прошлого квартала.
Все важнее становится фактор распространения дельта-штамма коронавируса. Пандемия — это такая штука, которая может мгновенно испортить всем настроение. Будем следить за новостями и статистикой.
В целом неделя, похоже, будет нескучной, а тут еще в воскресенье Ричард Брэнсон отправляется в космос. Инвесторы заранее отыгрывают событие, и очень интересно, как поведут себя акции Virgin Galactic после полета (рис. 14).
Рис. 14
В общем, держим кулаки за старину Ричарда! Благодаря ему через неделю нам точно будет, что обсудить в очередном еженедельном обзоре! Так что через неделю жду вас на том же месте — на нашем канале в Youtube!