Начало 2021 года открыло миру «мемные акции». Из десятков компаний малой и средней капитализации две бумаги стали героями саги форума WallStreetBets: американская розничная сеть по продаже игровых приставок и компьютерных игр GameStop (GME) и американский телеканал AMC (AMC).
Ровно год назад в середине января почти весь финансовый мир наблюдал, как частные инвесторы на сайте Reddit накручивают стоимость этих акций до шортсквиза, то есть до исчезновения продавцов, с тысячами процентов доходности.
Как сейчас дела у самых хайповых бумаги начала 2021 года и помог ли «разгон» акций бизнесу компаний?
Текущее состояние акций и компаний
В котировках GameStop и AMC Entertainment остались только отголоски былого хайпа: бумаги потеряли примерно по 70% с пиков. Более того, текущие настроения на рынках и ситуация в экономике не идут на руку рискованным активам в принципе. И всё же стоимость компаний сегодня в разы выше, чем в конце 2020-начале 2021 года.
AMC и GME пока что остаются убыточными. Снижение пандемийных ограничений помогает AMC сильно уменьшить отрицательную маржинальность, но GME отчитывается об убытках хуже прогнозов.
Компании находятся в сложном положении: AMC всё ещё «пандемийный лузер», а GameStop начинает трансформацию бизнеса с упором на e-commerce, что будет затратно и не быстро.
Как хайп на фондовом рынке влияет на бизнес?
Посмотрим, что хайп в ценных бумагах может реально дать компании.
Возможность быстро получить деньги
Главная возможность для бизнеса в ситуации «эйфории» – размещение акций на рынке. В 2021 году десятки убыточных компаний получали деньги таким образом, но для успешного размещения нужен высокий спрос.
Так, за год GME и AMC продали миллионы своих акций в рамках публичных размещений «на хаях» и конвертировали облигации в акции, пока на них был огромный спрос. Также руководство продавало личные доли акций: по заявлениям, для поддержки бизнеса.
В итоге балансы компаний немного улучшились: активы выросли, а долговая нагрузка немного снизилась. Хотя AMC всё ещё имеет долговую нагрузку выше 100%. В таком случае сама возможность получить деньги без увеличения долга имеет значение.
Необходимость соответствовать ожиданиям инвесторов
Когда инвесторы верят в вас и покупают акции, при размещении нужно доказать перспективность бизнеса. Хайп можно воспринимать как «второй шанс» – ведь бизнес компаний испытывал проблемы и до пандемии. К счастью, вырученные средства открывают широкие возможности для поддержки бизнеса.
GameStop направила несколько миллиардов долларов от частных инвесторов на цифровую трансформацию: компания стала равняться на лучший e-commerce и назначила бывших топ-менеджеров Amazon (AMZN) своими новыми директорами.
Одним из плодов трансформации стал недавний план запуска торговой площадки игровых NFT и старта собственной разработки блокчейн-игр.
AMC оперативно нашла применение полученным более чем $1 млрд: она задумались о покупке сетей кинотеатров без увеличения долга. AMC сложнее перейти «в цифру», так что компания изобрела креативные способы повысить спрос на физические кинотеатры.
Некоторые инициативы такие же «зумерские», как и вся эпопея с WallStreetBets: например, программа лояльности для акционеров AMC, бесплатный попкорн для инвесторов, а также возможность расплачиваться за билеты криптовалютой.
Не у всех получилось «поймать удачу»
Среди «мемных акций» есть и те, кто не воспользовался возможностью улучшить положение бизнеса. Например, у производителя наушников и аксессуаров Koss (KOSS) капитализация до «взлёта» составляла около $25 млн. Бумаги Koss прибавляли тысячи процентов год назад. Руководство решило во время хайпа продавать личные пакеты акций. В итоге владельцы компании, семья Косс, продали акций на $31 млн в феврале. Даже сейчас это около половины капитализации компании. Сомнительно, что большая часть этих средств пошла на развитие бизнеса.
У менеджмента были возможности быстро разместить акции: рыночное и частное размещение, выпуск конвертируемых облигаций. В итоге компания продолжает стагнировать. Восстановление экономики помогает финансовым показателям Koss, но глобально ситуация остаётся такой же бесперспективной, как и за несколько лет до этого.
Стоит ли инвестировать в такие бумаги?
Компании, чьи акции становятся целью для шортсквиза, изначально находятся в сложном положении. Тем не менее, такие акции действительно могут быть недооценены и «задавлены» короткими позициями.
Только вот во время хайпа возникает настолько большая волатильность, что открывать позиции в это время сравнимо с игрой в казино. Если вы чудом купили взлетевшие бумаги заранее, главное не ждать максимумов и не жадничать.
Все «мемные акции» падали на протяжении года после хайпа: GME, AMC, KOSS, Bed Bath & Beyond Inc (BBBY). Вера инвесторов в них изначально была большой, но постепенно пришло разочарование. Хотя те, кто владел акциями незадолго до взлёта, всё ещё могут выйти из них с прибылью.
Мнение аналитиков InvestFuture
Громкий хайп и разгон акций может стать «последним шансом» для компании в тяжёлом положении. Тогда самый верный вариант — выпустить на рынок дополнительные акции. Главное, чтобы сохранялся высокий спрос, тогда размещение акций выкупят по хорошей цене.
Всё зависит от менеджмента: ухватится ли бизнес за такую возможность и сможет ли быстро мобилизоваться для реализации полученных средств. В случае GameStop и AMC компании не обанкротились и начали менять свой бизнес. Однако руководство Koss решило получить личную выгоду, позабыв о спасении организации.
Сложно точно сказать, насколько позитивным был хайп с акциями. В это же время экономика выходила из состояния жёстких ковидных ограничений, что давало параллельный позитивный эффект.
И всё же спустя год мы можем наблюдать изменения, которые были инициированы именно благодаря возможности «заработать на хайпе». GME и AMC всё ещё в непростом финансовом положении, но о банкротстве речи не идёт: экономика постепенно выходит из пандемии, а программы оптимизации и трансформации бизнеса реализуются.
Для частного инвестора такие акции остаются чёрным ящиком, поскольку стоят на сотни процентов дороже, чем в конце 2020 года, без значимых результатов компаний. В итоге оценка бизнеса всё ещё искажается былым хайпом.
Мемные акции – это спекуляции, инвесторам же может просто повезти.
Аналитик Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев.