За год они в России поднялись на 30-50%, считают в организации «Общественная потребительская инициатива». В Tinkoff Data дают более скромную оценку – рост на 24%.
ФАС хочет узнать, по каким причинам поднялась стоимость поездок. Также ведомство проверяет предположение Молодежного парламента при Госдуме: чем дороже смартфон, тем дороже поездка.
Заметим, что ведомство проверяет агрегаторов почти каждую зиму. Например, год назад представители общественной организации «Сильная Россия» посчитали, что во время снегопадов цены на поездки поднялись в 3-5 раз, и это тоже вызвало пристальное внимание регулятора.
Агрегаторы могли сговориться?
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) считает: компании координировали работу сервисов, чтобы согласовать цены на рынке такси. По ее мнению, агрегаторы используют тарифы, нарушающие принципы рыночной экономики и добросовестной конкуренции, которые прописаны в Договоре о Евразийском экономическом союзе.
ЕЭК передала материалы расследования в антимонопольные органы. Если ФАС подтвердит подозрения, перевозчикам грозит штраф до 15% от выручки.
Однако для роста цен могут быть и объективные причины, считают агрегаторы. Например, под Новый год на работу выходит меньше таксистов, а число заказов растёт, напоминают в Яндекс.Такси и Ситимобил. К тому же, в непогоду движение затруднено. Так что представители сервисов такси считают претензии ФАС и ЕЭК неправомерными.
На данный момент агрегаторы должны отправить антимонопольщикам для проверки информацию о стоимости поездок в Москве и Казани в новогодние праздники 2020-2021 и 2021-2022 гг. Если в данных найдут искажения, компании могут оштрафовать дополнительно на 50 000-500 000 рублей.
Журналист Михаил Беляков, редактор Никита Марычев.