InvestFuture

Нарушение цепочек поставок. Что это такое?

Прочитали: 1891

В экономических новостях, отчётах и прогнозах уже целый год фигурирует словосочетание «нарушение цепочек поставок». На эту проблему ссылаются как производители, так и ритейлеры во всех отраслях экономики. Что же это за явление и какие сложности для бизнеса оно создает?

Давайте рассмотрим пример с поставками плюшевых игрушек — востребованного в преддверии новогодних праздников товара.

Вдоль по цепочке поставок

Для начала переместимся в Китай — главную мировую фабрику игрушек.

Чтобы приступить к изготовлению, производителю нужны исходные материалы. Будущие материалы для производства игрушек проходят длинный процесс превращения из сырья в ткани, детали и комплектующие. Этот путь включает нефтеперерабатывающие заводы, производителей пластмасс и синтетических тканей и т. д. И каждый из участников этой цепи тратит время и средства на производство и транспортировку некоего промежуточного товара.

Сложности могут начаться уже на этом этапе. Производство может застопориться из-за нехватки сырья, рабочей силы и энергии. А в наше время карты путает еще и пандемия: допустим, водителя грузовика отстранили от работы, потому что у него нет сертификата о вакцинации, а в регионе поставщика ввели карантин, и он не может отправить груз со склада.

Но вот материалы наконец попали на фабрику и превратились в плюшевых мишек. Впрочем, не факт, что тут тоже не возникло задержек. Например, на фабрике начались перебои с электричеством, потому что криптомайнеры перегрузили сеть, а правительство ограничило использование угля для генерации электроэнергии.

Допустим, и эти трудности в конце концов преодолены. Наши мишки готовы к отправке, скажем, на другой конец земного шара — в США. Как и 90% всех товаров, они поплывут на контейнеровозе, но сначала их нужно доставить со склада в порт. Это будет порт Шанхая или Нинбо.

В порту мы наблюдаем привычную загруженность: основной объём всех мировых грузов проходит через довольно небольшое количество терминалов. И тут мы обнаруживаем, что для нашего груза не хватает транспортных контейнеров: все разобрали, а производство новых не успевает за спросом. Приходится терять время на поиски и переплачивать за контейнер.

Начинается погрузка. Казалось бы, можно выдохнуть. Но уведомление о погрузке контейнера на транспортное судно приходит позже, чем мы ожидали, да и счет стал заметно больше… Что случилось? Вариантов много: терминал закрыли на карантин, не хватает рабочих рук, грузчиков отстранили из-за отсутствия вакцинации. А тем временем стоимость контейнерных перевозок растет по понятным причинам: высокий спрос, растущие затраты на рабочую силу, недостаток топлива и самих контейнеров.

Тем не менее, наш товар с горем пополам все же отправился по океану в США. Будем надеяться, что во время плавания судно избежит аварий и блокировок транспортных путей (привет Ever Given).

И вот счастливый момент: наши плюшевые медведи достигли западного побережья США — порта Лос-Анджелеса или Лонг-Бич. Перед нами — длинная очередь из гигантских транспортных судов, неделями ожидающих разгрузки.

По данным Bloomberg, сейчас среднее время ожидания разгрузки в портах на западе США составляет 38 дней. Главная проблема здесь — нехватка персонала. При этом грузов прибывает всё больше, поскольку потребление в стране восстанавливается. Именно поэтому и возникла очередь, в которой судно с нашими игрушками простояло лишние 10 дней. Наконец, контейнер выгрузили, и товар переместили в грузовик.

Кстати, контейнер, в котором привезли наши игрушки, скорее всего, отправится назад пустым: транспортным компаниям выгоднее гнать в Китай “порожняк”, чем ждать загрузки товарами в США.

Тем временем наши медведи направляются на склад дистрибьютора или ритейлера. Теперь мы можем оценить масштабы дефицита рабочей силы в США. В стране не хватает водителей и складских работников. Ритейлеры заранее закупают товары перед сезоном праздников. Потребительский спрос продолжает расти, и в отделах логистики уже не хватает людей, чтобы обрабатывать заказы. Логистические службы Walmart, Amazon, Target и других компаний открывают десятки тысяч вакансий, чтобы справиться с потоком товаров.

Чем же заканчивается вся эта история непрерывных сбоев и задержек? Наши плюшевые мишки наконец на полке магазина. Но, увы, пока они были в пути, праздничный сезон уже прошел. Ритейлер недоволен, производитель игрушек теряет крупного клиента, заказов становится меньше, выручка и прибыль снижается, инвесторы разочарованы…

Мнение аналитиков InvestFuture

Вы наверняка знаете, как обычно образуются пробки на дороге. Первая машина не сразу реагирует на зеленый свет и стартует с небольшой задержкой, вторая тоже стартует немного позже… В итоге множество небольших задержек накапливается — и возникает пробка.

Нечто подобное происходит сейчас и в мировой торговле. Правда, здесь не только накапливается время задержки, а еще и возникают дополнительные расходы. Чтобы не потерять маржинальность, бизнес повышает цены. Последние примеры — Procter&Gamble, PepsiCo и Dollar General. А повышение цен — это инфляция, и она затрагивает всех и каждого.

На протяжении всей цепочки поставок, от производства исходных материалов до транспортировки и распределения, — везде одни и те же проблемы. Нехватка персонала, рост зарплат, карантины, вакцинации и тестирования, подорожание сырья, топлива и электричества не позволяют компаниям удовлетворять потребности покупателей и одновременно заставляют повышать цены. А в результате покупатель в разгар праздников окажется перед полупустой полкой с игрушками, о чем уже предупреждают в Toys Insider.

Мировую торговлю ждёт серьезное испытание. Впереди “высокий сезон” шоппинга — чёрная пятница, затем рождественские и новогодние праздники. Порт Лос-Анджелеса уже обязали работать в режиме 24/7, а ритейлеры продолжают активно нанимать сотрудников. Но главные проблемы сейчас у производителей. Предложение не успевает за спросом, и это глобальная тенденция.

Пандемия — не единственная причина возникших проблем, но она очень сильно разбередила некоторые «застарелые раны» мировой экономики…

Финансовый журналист Алексей Спешилов, редактор Сергей Глушков

InvestFuture.ru

Оцените материал:
(оценок: 35, среднее: 4.57 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Нарушение цепочек

Поделитесь с друзьями: