Деньги Нацфонда вскоре перестанут использовать для спасения банков и покупки ценных бумаг квазигоскомпаний (с долей государства свыше 50%). Такую практику в Казахстане планируют запретить.
На сегодня фонд содержит $53,3 млрд, а госдолг вместе с обязательствами квазигосударственного сектора – $64 млрд. Из них около $50 млрд приходится на государственные банки и компании.
Квазигоскомпании входят в состав Фонда «Самрук-Казына». Его общий долг по итогам 1 квартала 2022 года на допустимом уровне: 27% к активам. Однако 76% обязательств — это займы в иностранной валюте, из которых большая часть (66%) в долларах США.
Кто главные должники в составе Фонда?
-
группа-компаний Казмунайгаза (47%) (KMGZ);
-
Казахстан темiр жолы (18%) (TMJL).
При этом Казмунайгаз и его «дочка» Казтрансойл (KZTO) листингуются на KASE, а КТЖ активно выпускает облигации.
Особую обеспокоенность вызывает большой долг группы-компаний КТЖ: 40% от активов. А учитывая, что у компании практически вся выручка в тенге, то валютный риск TMJL значительно увеличивается.
Чем обернется новый запрет Нацфонда?
Если Нацфонд больше не будет спасать квазигоскомпании, это вызывает ряд проблем.
-
Увеличивается риск невыплаты по внешнему долгу, ведь теперь компаниям и банкам придется выкручиваться самим. В 2015-2016 годах уже случались прецеденты, и мы об этом писали в нашем телеграм-канале.
-
Компаниям могут понизить международные кредитные рейтинги. Многие кредиторы в договорах устанавливают финансовые и нефинансовые ковенанты. Например, банк HSBC, выдавший кредит КТЖ, обязал его иметь любые 2 из 3 корпоративных рейтингов (S&P, Fitch, Moody’s) на уровне не ниже BB.
Снижение рейтинга очень критично: в большинстве случаев он должен быть высоким, чтобы госкомпании привлекали иностранные займы. При этом оценка агентств в основном базируется на высокой вероятности предоставления госпомощи в случае чего. Если на это рассчитывать не приходится, то рейтинги обычно ниже на 3-4 пункта.
-
Возможно, кредиторы потребуют от компаний усилить залоговую базу или предоставить дополнительные гарантии. Как правило, ранее именно внебюджетные резервы, накопленные в Нацфонде, выступали в качестве залога для долга госкомпаний.
Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев