Сегодня многие онлайн-игры используют блокчейн-технологии, делая собственные токены внутриигровой валютой. Эти токены торгуются на бирже и, кстати, позволяют легко оценить рыночную капитализацию игры.
Посмотрим, как с этим обстоят дела у разных игр.
Капитализация $6,1 млрд, токены — AXS и SLP.
Это крупнейшая блокчейн-игра, о которой мы рассказывали в нашем телеграм-канале, когда разбирались с феноменом блокчейн- и NFT-игр.
Игра напоминает покемонов — коллекционирование, развитие и разведение питомцев, которые затем сражаются друг с другом. Каждый питомец в игре — это невзаимозаменяемый токен: NFT. За победы в сражениях игроки получают уже токены SLP. Они позволяют разводить питомцев и получать их уникальные вариации, за которые потребуется заплатить большую сумму SLP.
Однако чтобы начать игру, придётся купить первый “набор” питомцев за AXS — третий вид токенов. И обойдётся это по текущему курсу около $1000.
Капитализация $5,7 млрд, токен MANA.
Игра представляет собой метавселенную. Можно исследовать миры, покупать и обустраивать собственные территории, создавать свои уникальные объекты и предметы в качестве NFT.
Доступ к игре бесплатный, а токен MANA — валюта для покупки разных объектов.
Игра стремится реализовать полноценную экономику свободного рынка. Игроки зарабатывают на продаже предметов или предоставлении услуг, хотя для новых игроков покупка NFT в игре может быть довольно дорогой из-за комиссий в Ethereum.
Внутри игры Decentraland можно даже построить полноценный бизнес. Также там реализованы элементы коллективного управления через токены, определяющие голоса.
Капитализация $4,3 млрд, токены SAND и LAND
Игра напоминает Roblox, о котором недавно много говорили в контексте метавселенных. The Sandbox позволяет создавать игровые миры и зарабатывать на них. А еще игроки могут получать токены во время разных активностей, находя и создавая предметы для продажи их за токены. Как и в Decentraland, в The Sandbox реализовано владение различными активами и объектами.
По плану разработчиков, в будущем NFT-токенами из Sandbox можно будет обмениваться и в других играх. В Sandbox ограниченное количество участков игровой земли, и каждый из них является NFT-токеном.
Да, но это в основном распространено в слаборазвитых странах, например на Филиппинах. Работы там часто нет, или она тяжелая, с плохими условиями труда и с низкой оплатой. Тогда получать доход от игры, сидя в комфорте дома, — отличная возможность. Но заработать удается не всем, ведь у людей в таких странах часто низкая финансовая грамотность: они не могут полноценно оценить риски, либо же пренебрегают ими
В итоге известный геймер Cэм Перифой, который бросил работу ради Axis Infinite, сейчас воспринимает игру только как хобби и снова трудоустроился.
Он выступает как база данных, которая хранит информацию. При этом сами игры могут не отличаться от классических, но блокчейн-технологии позволяют закрепить неотъемлемую принадлежность виртуальных предметов за конкретным игроком. Право собственности в цифровом пространстве — крайне актуальная тема во времена зарождения метавселенных.
Также разработчики игр используют блокчейн, чтобы выпускать собственные токены для игр — внутриигровую валюту. При этом она может торговаться и на бирже, к примеру, Binance (BNB). Тогда игроки своими действиями в игре зарабатывают валюту, которая имеет ценность в реальном мире. Аналогично и с NFT-предметами, каждый из которых уникален. Игроки могут получать такие предметы в игре или покупать на торговых площадках. А затем перепродавать, если они им не нужны.
В большинстве таких игр используется Ethereum или схожие блокчейны.
Технология блокчейн позволяет закрепить предмет за конкретным игроком. Даже создатель игры не может забрать его или изменить. Такое право собственности является неотъемлемым.
А поскольку предмет «лежит» в блокчейне, а не в конкретной игре, то его даже можно переносить в другие игры, если блокчейн-технологии «пересекаются». В итоге блокчейн позволяет «вынести» внутриигровые предметы за пределы самой игры – перепродать, конвертировать в криптовалюту или забрать в другую игру. В классических играх такое сложно себе представить.
Здесь можно привести аналогию с парком развлечений: вы играете в разные игры и получаете за выигрыши призы, которые с этого момента принадлежат вам. При этом за участие в некоторых блокчейн-играх не надо платить, а призы можно забрать в другие игры.
Да. Ценность игровых предметов определяется спросом, а также котировками криптовалюты, за которые они торгуются.
Например, вы приручили пегаса в игре, и он теперь ваш. Вы можете продать его другим игрокам. Пегаса сложно заполучить, поэтому его предложение ограничено. А если он с уникальным окрасом, то может быть представлен как NFT-токен, и оно станет еще меньше. В итоге цена на пегаса будет расти.
Но возьмем, например, серебряный щит. Найти его легче, встречается он часто, есть у многих. Соответственно, его ценность будет ниже.
А вот если игра станет более популярна, то прибавится число игроков, которые захотят быстро и просто заполучить этот щит: купить его. Тогда и цена вырастет. Все по рыночным законам.
Если же у вас есть какой-то редкий токен, то он будет ограниченным в количестве по всему блокчейну. И в других играх тоже, если вы его туда заберете. При этом в одной игре вашему токену может соответствовать пятнистый пегас, в другой уникальная винтовка, в третьей редкое растение.
Также стоит помнить, что внутриигровые предметы торгуются за токены. А их цена тоже зависит от спроса. Чем больше игроков, тем дороже каждый токен. Следовательно, и предметы внутри игры могут подорожать в реальных деньгах.
Инвестирование в данном случае значит найти игру, которая может «выстрелить» в будущем. Покупая или получая в игре предметы, вы превращаете их в активы. Если популярность игры вырастет, они принесут вам прибыль после продажи.
Что же до заработка в блокчейн-играх, то главный способ — торговля предметами и получение токенов игры, которые можно продать на бирже за реальные деньги.
К примеру, в Axie Infinite игроки создают персонажей Axies с помощью ERC-20 токенов SLR, которые можно купить на биржах. А уже готовых персонажей Axies можно перепродавать.
Но уникальные NFT-предметы распространяются случайным образом. Они очень ценные, однако игры, построенные на такой системе, меньше подходят как способ заработка. Ведь найти что-то уникальное можно, только если повезет.
Тем не менее, Axie Infinity стала особенно популярной на Филиппинах. Многие пользователи начали жить по модели «играй, чтобы заработать». Некоторые получают от $200 до $1000, а то и больше, в зависимости от рыночных цен и вложенного в игру времени.
Возможно. Однако по схожему принципу устроены торговые площадки игровых предметов в классических играх. К примеру, редкие расцветки для предметов в игре CS:GO могут продаваться за десятки тысяч долларов. Это виртуальные предметы, которые также создаются «из воздуха», а игроки их могут получить случайно из «рулетки».
Именно ограниченность предложения повышает стоимость предметов, шанс получить которые крайне низок, В случае крипто-игр редкость определяется самой игрой, поскольку можно установить максимальное количество тех или иных предметов в обращении.
Конечно, если придет большой поток игроков, в экономике блокчейн-игры начнется кризис из-за ограниченности токенов либо предметов. При этом рынок развивается, и по мере роста популярности игры разработчикам нужно подумать над тем, как обеспечить устойчивость внутриигровых экономик. Тем более, что заработок — один из основных факторов роста интереса к блокчейн-играм.
Главный риск в том, что ваши предметы могут потерять ценность, если так решит рынок. В то же время, если игра бесплатная и вы получили предметы, не покупая их, то прямых финансовых потерь нет. Но далеко не все игры такие.
Также есть риск мошенничества, ведь технология позволяет создать предмет и продать его раньше, чем игра создана и этим предметом можно воспользоваться. Уже были случаи, когда разработчик собирал деньги игроков в обмен на предметы, которые они смогут использовать в будущем. А потом исчезал с полученными деньгами. Так было, например, с Evolved Apes.
Полноценный заработок на блокчейн-играх сегодня распространён в основном в слаборазвитых странах.
Волатильность токенов и NFT, элемент случайности в играх, слабая развитость этого сектора экономики и риски мошенничества заставляют многих настороженно относиться к блокчейн-играм. Особенно если для игры требуются обязательные финансовые вложения.
Блокчейн-игры на данный момент являются экспериментом. Виртуальное право собственности — это интересный, перспективный, но пока только развивающийся концепт. NFT-играм ещё предстоит протестировать, смогут ли их экономики выдержать миллионы активных игроков на протяжении многих лет.
Аналитик Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев.