IPO снова в тренде? Кого ждать в России в 2024 году? На какие имена стоит обратить особое внимание, а с кем быть осторожнее? Чем нам поможет опыт 2023 года? И главное: можно ли все еще на этом заработать?
Подробнее смотрите на YouTube:
Зачем компаниям IPO?
Через IPO компании получают доступ к капиталу: они выходят на широкий круг инвесторов. Капитал идет к компаниям через продажу акций, то есть долей. И при этом нет никаких обязательств возвращать деньги. Инвесторов привлекает возможный рост ценных бумаг.
Готовятся к IPO от нескольких месяцев до года. Обычно это довольно затратное мероприятие.
1. За это время время отчетность становится более прозрачной. Как следствие, банки охотнее выдают таким компаниям кредиты.
2. IPO позволяет провести оценку рыночной капитализации и повысить престиж.
3. Немаловажно, что механизм дает бизнесу больше упоминаний в СМИ, делает его известнее. Это отчасти и маркетинговая история.
Размещение — хорошая новость для венчурных инвесторов, которые вкладывались в компанию в начале ее пути. Они могут продать свою долю, получить кэш и реинвестировать его в другие проекты.
После проведения всех подготовительных процедур компания выходит на биржу. До этого она называет цену выпускаемых акций и их количество. Потом — торги. На них инвестор может купить бумаги. С этого момента компания официально становится публичной.
Стоит ли инвестировать в IPO?
Иногда акции компаний взлетают уже в первый день торгов. Но IPO далеко не всегда выгодно. Одно из главных правил: не направляем все свободные деньги в одну компанию, какой бы перспективной она ни казалась.
Стремление котировок вверх — это хорошо. Но грамотный инвестор должен правильно рассчитывать перспективы и фундаментальную ценность бизнеса, в который вкладывается. Высоко оцененная на бирже технология или продукт через несколько лет могут стать рудиментом.
На какие показатели смотреть?
1. Проверьте, росла ли выручка и прибыль компании в последние годы. Если с этим все нормально, IPO — объяснимый шаг. Он нужен для расширения дела. Если вы увидели отрицательную динамику, то не исключено, что размещение акций — попытка сохранить бизнес на плаву. И о развитии пока речь не идет.
2. Проанализируйте, почитайте мнения экспертов об отрасли, в которой компания работает. Обратите внимание, растет ли рынок и какими темпами. Большая ли конкуренция, много ли инноваций. Важно, какую долю занимает выходящая на IPO структура.
3. Желательно выяснить, зачем ей нужны деньги. Если погасить долг — это нормально. Если закрыть дыру в оборотном капитале — стоит задуматься.
4. По возможности проверьте, нет ли у предприятия проблем с законом, угрозы штрафов, дел по сомнительным операциям и так далее.
5. Важны добросовестность и рейтинг андеррайтеров и маркетмейкеров, которые помогают в процессе первичного размещения. Это может повлиять на успешность IPO.
Все названные аспекты в порядке? Что ж, отлично. С большой долей вероятности вложение принесет прибыль. Но помните, что риски есть всегда. Факторы влияния могут быть и сугубо экономическими, и юридическими, и политическими. Еще раз: для вложений в IPO требуется глубокий анализ.
Что было в 2023 году?
Интерес к механизму IPO в России увеличивается, но пока не доходит до уровня 2020 и 2021 годов. Тогда на биржу вышли 11 и 13 компаний соответственно. В прошлом году мы были свидетелями только 8 IPO.
Одна из самых ярких историй — выход на рынок Центра генетики и репродуктивной медицины Genetico (Генетико). Предприятие получило порядка 178 млн рублей. Это было самое небольшое привлечение средств. Деньги Genetico намерена потратить, в том числе, на создание лекарств от редких болезней. Через полгода после размещения акции поднимались на 150%.
Громче всех о себе заявил российский разработчик программного обеспечения «Астра». Он получил более 3,5 млрд рублей.
К закрытию первого торгового дня акции подскакивали на 40%. Спрос в 20 раз превышал предложения. «Астру» оценили почти в 70 млрд рублей. Потом цена бумаги скорректировалась.
Марка мужской одежды Henderson привлекла почти 4 млрд. «Совкомбанк» получил 11,5 млрд. «ЕвроТранс» — оператор сети АЗС «Трасса» — привлек 13,5 млрд руб. Это самое масштабное IPO 2023 года.
Еще были «СмартТехГрупп» — владелец финтеха CarMoney, МГКЛ — материнская компания сети ломбардов «Мосгорломбард», «Южуралзолото» — крупный добытчик этого драгметалла.
Еще раз внимательно посмотрим. Какие можно сделать выводы? Аналитики IF+ полагают, что почти все новые компании могут быть интересными для покупки. Плохих предложений почти не было. Сомнительным вариантом можно назвать разве что CarMoney. Это микрофинансовая организация, где деньги дают под залог авто. Были вопросы и к «ЕвроТрансу», но компания очень грамотно вышла на IPO.
«Астра» — самое успешное размещение. Рынок обращает особенное внимание на отечественных айтишников. Но у акций большая волатильность, и мультипликаторы все же переоценены.
Специалисты называют IPO «Южуралзолота» отличным примером. В компании не жадничали с оценкой, раскрыли планы на деньги от размещения и — что немаловажно — выполнили обещания. Это ценно.
А что до «Совкомбанка», то его листинг ждали года 3-4. Аналитики предполагали, что это может случиться в Лондоне или Нью-Йорке. Но обстановка в мире, как мы все знаем, изменилась. Западные рынки становятся все дальше и от бизнеса, и от инвесторов из России.
Могут ли сейчас российские компании выходить на иностранные биржи? Нужно ли им вообще это?
Антон Жуков, шеф-редактор телеграм-каналов IF Stocks и IF Bonds: "Это скорее невозможно, потому что, во-первых, западные инвесторы косо смотрят на российские компании. Во-вторых, есть обратная тенденция: многие компании торговались на иностранных биржах, сейчас они редомицилируются в Россию. Размещение российской компании на иностранной бирже возможно только при условии, что эти компании будут вести бизнес за рубежом. То есть, они только формально будут российскими. Возможно, владельцы будут российскими, или просто происхождение будет российским. Но такая история, как раньше, когда условная российская компания типа «Яндекса» могла регистрироваться в Голландии и размещаться на американской NASDAQ, уже невозможна".
Конечно, это во многом и геополитические риски, которые отрицательно влияют на экономическую рентабельность размещения за рубежом. Иностранные инвесторы из-за санкционных (речь, в том числе, об опасении вторичных санкций) и других причин попросту не готовы вкладываться в российские компании.
Кто выйдет на биржу в 2024 году?
Итоги 2023 года наталкивают на мысль, что за продвижение IPO серьезно взялись на государственном уровне. О необходимости популяризовать механизм заявлял Владимир Путин.
Призывала размещаться на бирже и Эльвира Набиуллина. В ЦБ и правительстве говорят о «плане по IPO» до 2030 года: больше десятка ежегодно.
А на днях появилась новость о том, что Совфед предложил освободить от НДФЛ дивиденды по акциям, которые были куплены на IPO или SPO. На целых 5 лет, на минуточку! Также Совфед рекомендует освободить от НДФЛ доход от продажи таких активов, если вы продержали их больше года.
Судя по всему, в 2024 году IPO их действительно станет больше. «Тинькофф» готовит сразу семь размещений. Мосбиржа ждет больше десяти. Прогнозы «Финама» впечатляют: сотня за 3-4 года.
Кого ждем?
Эксперты говорят, что акции разместят сервис каршеринга «Делимобиль», эдтех-проект Skyeng, ликеро-водочный завод «Кристалл», айти-компании «ИКС Холдинг» и Selectel.
Еще dозможны IPO ювелирного ретейлера Sunlight, алкогольного производителя «Ладога», лизинговой комапнии «Аренза» и агентства недвижимости «Самолет Плюс». Но не факт, что они пройдут в этом году.
Мы видим расширение публичного рынка по отраслям. Похоже, на Мосбирже теперь будут представлены эдтех и потребительская ювелирка. Специалисты IF+ считают, что половина новых компаний по капитализации вряд ли дотянет хотя бы до 25 млрд рублей. Получается, IPO на российском рынке становится источником средств скорее для небольших предприятий.
Пока эти потенциальные размещения интересны только по именам. Почти все на слуху, многие встречаются нам в повседневной жизни. Но мы еще не знаем оценок, по которым эти компании будут выходить на Мосбиржу. Поэтому трудно судить, какие IPO останутся интересными на практике. Нужно будет ближе к делу смотреть и принимать решение об участии/неучастии в покупке.
Почему компании хотят стать публичными именно сейчас? Этого хороший шанс относительно дешево получить финансирование. В период низких процентных ставок бизнес мог себе позволить пойти на рынок облигаций под 5-7% и спокойно использовать займ для своего развития. Сейчас же приходится платить по 17-18%. Интерес к такому кредитованию ожидаемо падает. IPO выглядит выгоднее.
Вернемся к списку конкретных имен. Особняком стоит АФК «Система». На бирже ждут сразу несколько ее дочек.
Это «Медси», «Биннофарм», агрохолдинг «Степь», сеть отелей «Космос» и «МТС Банк». Правда, последний появится на рынке, скорее всего, не раньше 2025 года.
Как рядовому инвестору заработать на этих ожиданиях?
Антон Жуков: "Один из самых простых и известных способов на рынке — это покупка акций АФК «Система». В цене этой акции есть недооценка уже много лет. Она планирует выводить свои компании на IPO. Это и компании «Медси», «Биннофарм», холдинг «Степь», отель «Космос» и «МТС Банк». У нее много компаний, которые есть внутри холдинга АФК «Система» и пока не являются публичными. Когда эти компании начнут выводить на IPO, то и акции самой АФК «Система» могут от этого переоцениться".
Есть еще вариант, который может показаться менее очевидным. Это покупка акций Мосбиржи, которая будет заниматься планируемыми размещениями. Но некоторые аналитики считают переоцененными ее бумаги. Такой ход был бы интереснее несколько месяцев назад.
Еще раз подчеркнем: по IPO-2024 пока мало данных и оценок. Они, кстати, могут сильно меняться. Есть недавний пример: компания «Мосгорломбард» планировала сначала привлечь 500 млн рублей, но потом показатель снизился до 300 млрд.
Антон Жуков: "Практически в два раза они свою оценку снизили из-за того, что не было спроса среди инвесторов. Много сейчас разговоров о том, что у нас рынок «физиков», что люди неадекватно оценивают компании, готовы покупать все подряд. Но этот кейс показал, что это не так, потому что спроса не было, и компании пришлось чуть-чуть поумерить свои аппетиты и снизить свою оценку, и несколько раз еще переносить конец сбора заявок".
Сейчас, говорят эксперты, компаниям вряд ли удастся размещаться по сильно завышенным оценкам. Менеджмент это понимает, поэтому при выходе на IPO цифры должны быть более-менее адекватными.
На кого еще из потенциальных новичков на бирже стоит обратить внимание? «Делимобиль» — из-за невообразимых цен на авто и дорогих кредитов. «Биннофарм» — из-за перспектив фармацевтики. А вот с айти-отраслью надо поосторожнее. Выгода может быть значительной, но многое зависит от конкретного продукта и того, для кого он предназначен.
Андрей Стратичук, старший аналитик IF+: "Я бы все-таки из всего, что пока намечено на следующий год, выбирал те компании, в которых хоть что-то понимаю. Довольно сложно предсказать или спрогнозировать какую-то прибыль, выручку по этим компаниям, особенно если ты не разбираешься в бизнесе. Поэтому с учетом новых компаний, которые собираются на IPO, я бы ориентировался на «Медси», «Степь», возможно, «МТС Банк». Хотя он будет позже. В этих компаниях можно что-то предвидеть, как-то рассчитать их будущие денежные потоки, прибыль и выручку".
Так участвовать в IPO или нет?
Участвовать, если вы верите в компанию фундаментально, считаете оценку справедливой и понимаете, зачем этому бизнесу средства, почему и каким образом он будет расти. Бывает, что лучше купить акции через несколько недель после размещения. Ажиотаж спадет, и вы к этому моменту оцените риски.