InvestFuture

Обвал нефти или вынос вверх – какой сценарий более реалистичен?

Прочитали: 901 Аналитика «БКС Мир инвестиций»
Нефтяной рынок находятся в ожидании результатов встречи ОПЕК+, которая состоится через несколько дней, и в то время как ее результат почти полностью определят направление движения цен в ближайшей перспективе, есть несколько разногласий среди аналитиков относительно более долгосрочных перспектив нефтяного рынка.

Итак, давайте посмотрим на два разных взгляда: один медвежий, а другой бычий.

Факторы снижения

Нефтяные цены упали с $80 за баррель, что является прямым результатом перекалибровки рынка с вероятным увеличения производства ОПЕК+ во второй половине года. Действительно, единственным серьезным драйвером, который может подтолкнуть котировки вниз, стало бы значительное увеличение предложения со стороны участников данного альянса.

Однако ОПЕК и Россия – не единственные действующие игроки. Несколько других факторов могут помочь удержать цены на нефть от дальнейшего роста в течение следующего года или около того.

Первое, что приходит на ум, – это стремительный взлет добычи сланцевой нефти в США. Страна с начала года нарастила производство примерно на 800 тыс. баррелей в сутки (б/с), что яляется ошеломляющим объемом. Инфраструктурные ограничения в Пермском бассейне реальны, но пока они не замедляют добычу.

Американское энергетическое агенство (EIA) отмечает, что в июне производство нефти в США увеличилось еще 80 тыс. б/с. В 2018 году американская добыча может составлять в среднем 10,8 млн б/с, но на этом данный процесс не остановится. EIA прогнозирует в следующем году стремительный рост производства на 1 млн б/с до среднего показателя в 11,8 млн б/с, что, как и нынешние уровни, будет являться новым историческим рекордом.

Суть в том, что Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает в этом году увеличение нефтяного спроса на 1,4 млн б/с, но поставки вне ОПЕК (в основном, американской сланцевой нефти) вырастут на 2 млн б/с. В следующем году данная тенденция сохраниться: спрос увеличится еще на 1,4 млн б/с, а поставки вне ОПЕК вырастут на 1,7 млн б/с. Эти цифры свидетельствуют о том, что США и несколько других стран, не входящих в картель, будут более чем полностью удовлетворять увеличивающийся мировой спрос.

Эти цифры сами по себе отрезвляют: как только вы добавляете еще 1 млн б/с потенциальной продукции ОПЕК+, рынок начинает выглядит полностью обеспеченным нефтью. «В то время как геополитическая напряженность и сохраняющиеся риски крупных перебоев в поставках остаются повышенными на протяжении II полугодия 2018 года и далее, мы считаем, что цены будут скорректированы вниз к концу года и останутся ограниченными в 2019 году», – отмечается в аналитической записке JP Morgan.

Помимо этого, существуют также некоторые риски для спроса, и не в последнюю очередь из-за недавнего роста нефтяных цен (МЭА в мае снизило прогноз роста спроса на 100 тыс. б/с из-за более высокой стоимости нефти). На увеличение спроса повлияет и возможное замедление глобального экономического роста, а также усиливающиеся проблемы развивающихся рынков. В последние несколько месяцев наблюдались потрясения на валютных рынках Аргентины, Турции и Бразилии и в других странах. Аргентина сейчас находится в процессе получении помощи от МВФ, а Бразилия испытывала негативное воздействие широкомасштабных национальных забастовок, вызванными высокими ценами на топливо.

Еще один фактор, опосредованно являющийся риском для нефтяного рынка – ужесточение монетарной политики ФРС. Этот процесс делает менее доступным долларовую ликвидность для многих стран, тем самым создавая проблемы в обслуживании их внешнего долга, номинированного в долларах, в том числе из-за падения национальных валют к американской.

Все это ни в коем случае не является предрешенным сценарием, но экономический спад может привести к сокращению спроса на нефть. В Bank of America Merrill Lynch считают вполне возможным, что в 2019 году нефть упадет до $60 из-за усиливающейся угрозы со стороны развивающихся рынков.

Факторы роста

Аргументы в пользу более высоких цен на нефть несколько очевидней. Глобальные запасы уже вернулись к пятилетнему среднему уровню. Участники ОПЕК+ удерживали сокращение предложения более чем на 1,8 млн б/с на протяжении большей части 18 месяцев после заключения венского соглашения в ноябре 2016 года.

И перспективы роста нефтяных котировок сводятся к серьезным перебоям в производстве нефти в нескольких регионах, главным среди которых является Венесуэла. В этом году южноамериканская страна уже потеряла в добыче 350 тыс. б/с, и данная тенденция лишь ускоряется. Операции на нефтеперерабатывающих заводах и хранилищах госкомпании PDVSA в Карибском бассейне были сорваны ConocoPhillips, а отраслевые объекты в Венесуэле изнашиваются, находясь в жалком состоянии.

Модернизация сворачивается, а производство, уже находящееся в упадке, придется сократить еще сильней, поскольку нефтехранилищ недостаточно, и в любом случае порты не могут обрабатывать объемы экспорта, которые PDVSA обещала своим клиентам. Это может привести к объявлению форс-мажорных обстоятельств. В конечном итоге производство Венесуэлы, которое в мае составляло в среднем 1,39 млн б/с, быстро направляется к психологически важному порогу в 1 млн б/с. И кто знает, остановится ли падение добычи на данном низком уровне.

Но перебои в нефтяных поставках появляются и в другом месте. Иран может потерять от 0,5 до 1 млн б/с из-за санкций США, хотя данный сценарий подвержен значительной неопределенности.

Между тем, Bloomberg сообщает, что два крупнейших нефтяных порта Ливии на этой неделе прекратили погрузку нефти из-за столкновений между противоборствующими группировками. Несколько лет назад нестабильность и гражданская война вывели из строя большую часть ливийского производства. С тех пор оно восстановилось примерно до 1 млн б/с, что в два раза больше, чем год назад. Но последние столкновения являются напоминанием о том, что нельзя точно быть уверенным в ливийском предложении нефти.

В Нигерии также наблюдается снижение экспорта, т. к. ключевой трубопровод закрылся. Reuters считает, что экспорт нефти в стране может упасть с 1,8 млн б/с в июне до 1,43 млн б/с в следующем месяце из-за форс-мажорных обстоятельств.

ОПЕК+, скорей всего, увеличит объем производства, но более высокая добыча может даже не компенсировать перечисленные выше сбои в поставках. Небольшое увеличение со стороны России и Саудовской Аравии может быть нивелировано крупными перебоями, особенно если они произойдут все сразу.

Единственное, что препятствует движению нефти к $100 или выше, – это перспектива волны американского сланцевого предложения. Действительно, прогнозы впечатляют, но что, если сланцевые производители не смогут оправдать подобный ажиотаж? По крайней мере, в следующем году или около того узкие места пермских трубопроводов способны сдерживать рост производства. Неясно, как будет дальше развиваться эта история, но если американские сланцевики не решат данные проблемы, нефтяной рынок может остаться без существенных объемов поставок.

Это становится серьезной проблемой, учитывая, что ОПЕК использует большую часть своих резервных мощностей. Увеличение объема производства сейчас способно обеспечить хорошее снабжение рынка, но оно идет за счет резервных мощностей, которые могут упасть до опасно низких уровней в течение следующего года.

«Теперь ситуация становится интересней», – отметил в начале этого месяца в интервью Wall Street Journal менеджер хедж-фондов Пьер Андуран. «Мы находимся в середине многолетнего бычьего тренда», – сказал он. «В этом году мы могли бы увидеть нефть по $100 долларов... и $150 2020-2021 годах».

По материалам oilprice.com

БКС Брокер

Источник: БКС Экспресс

Оцените материал:
(оценок: 24, среднее: 4.75 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Обвал нефти или вынос

Поделитесь с друзьями: