Обычно, если брокер плохо себя ведет, жалуются в Банк России — через интернет-приемную, по почте или лично. Можно, конечно, и сразу подать в суд, такой вариант выбирают тысячи инвесторов.
Но теперь ЦБ решил добавить еще и финомбудсмена — видимо, устал разгребать все жалобы сам. Пока это эксперимент, сроки не озвучены. Предполагается, что финансовый уполномоченный примет жалобу на сбой в приложении брокера, сокрытие им информации, использование денег клиентов. Если надо, у омбудсмена будет право привлечь независимых экспертов.
Они решают денежные споры между гражданами и организациями, не доводя дело до суда. Пожаловаться омбудсмену можно, например, на страховую, на ломбард, на банк. Теперь вот его хотят нагрузить еще и брокерами. Если спорная сумма меньше ₽500 тысяч, обращение в эту инстанцию обязательно. Споры по ОСАГО рассматриваются независимо от суммы. Будет ли финуполномоченный вам помогать, можно проверить на сайте.
Она, конечно, снимет часть нагрузки с регулятора, споры будут рассматриваться быстрее. Кроме того, имея ЦБ и омбудсмена в качестве “предварительных инстанций”, инвесторы будут меньше нагружать суды. А брокеры, глядишь, станут более дисциплинированы.
Омбудсмену нужна “зарплата”, расходы оплачивают, в том числе, сами финансовые организации: они делают взносы согласно 123-ФЗ. Поэтому брокеры не особо счастливы, хотя в итоге они все равно повесят все затраты на инвестора.
Не факт, что омбудсмены с самого начала будут компетентны в сфере сложных инвестиционных инструментов.
Ну а пока что вы можете жаловаться в ЦБ, он разберется в ситуации и заставит вашего брокера устранить нарушения. Если тот этого не сделает, дело отправится в суд. Банк России обязан не только принять вашу жалобу, но и дать разъяснения и отчитаться, какие меры были приняты.
А как вам новая инициатива регулятора?