InvestFuture

Почему американский фастфуд не уходит из России?

Прочитали: 1389

Несмотря на заявления об уходе с российского рынка, сети фастфуда McDonalds и KFC продолжают работать. Хотя владельцы этого и не хотят – либо тщательно скрывают такое желание.

Например, McDonald’s теоретически приостановил работу 850 своих ресторанов в России, которые контролируют местные «дочки» американской корпорации. Компания заявила, что продолжит платить аренду, зарплаты персоналу и коммунальные услуги как минимум несколько месяцев. «Последним днем в РФ» должен был стать 14 марта, когда у заведений выстроились очереди.

Однако часть точек продолжила работу и после «дня икс». Ведь перед закрытием нужно израсходовать продукты на складах, объяснили в McDonald’s. Кое у кого этот процесс затянулся.

Еще 132 ресторана не контролирует головной офис компании. Они принадлежат партнерам по франшизе. И эти предприниматели не собираются закрываться.

KFC оказался в похожей ситуации. Компания-владелец бренда Yum! Brands закрыла 70 ресторанов в Москве, Московской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Но около тысячи заведений под управлением франчайзи продолжают обслуживать посетителей. И закрыть их без согласия собственников невозможно.

Можно ли запретить работать по франшизе?

Американский офис McDonald’s не может запретить франчайзи работать. Это обернется серьезными неустойками: компании платили за франшизу $45 000, закупали оборудование, нанимали персонал и арендовали помещения. К тому же, предприниматели отчисляют владельцу бренда 8,5% от месячной выручки заведений и продолжат это делать. Большинство российских ресторанов KFC – тоже франчайзи, не готовые заморозить бизнес.

Единственный вариант для западных компаний – отозвать саму франшизу. Но в теории предприниматели смогут работать и дальше, избавившись от фирменной символики и названий. И эту возможность уже обсуждали в Госдуме РФ. Поэтому шаг для владельца бренда рискованный.

Burger King не оставит рынок

Российский офис компании Burger King заявил: рестораны будут работать, и даже пообещал открыть новые заведения.

Владелец франшизы – компания Restaurant Brands International (RBI) – создала совместное предприятие с ВТБ Капитал и структурами основателя «Шоколадницы» Александра Колобова. А теперь российские партнеры отказались закрываться.

«Хотели бы мы приостановить работу Burger King в России прямо сейчас? Да. Можем ли мы это сделать? Нет», – сообщил президент RBI Дэвид Шир в открытом письме к международному деловому сообществу. Он добавил, что RBI приостановит инвестиции в российский Burger King и перестанет поддерживать цепочки поставок из-за рубежа.

Что ждет фастфуд в России?

Скорее всего, ничего глобального ему не грозит. Проблем с продуктами не должно возникать ни у одной из трёх крупных франшиз:

  • McDonald’s заявлял, что все предприятия-поставщики – российские;

  • партнёры KFC закупают у местных производителей 85-95% продуктов;

  • 90-95% ингредиентов Burger King – отечественные.

Однако часть товаров придется заменить, отмечают предприниматели. Например, в нескольких регионах начали подыскивать альтернативы Pepsi и Coca-Cola на случай, если компании полностью покинут рынок в РФ. Впрочем, основное меню почти не изменится.

При этом все три зарубежных бренда приостановили инвестиции в развитие сетей и рекламу в РФ. В частности:

  1. McDonald’s периодически меняет дизайн заведений и упаковки по всему миру. Российские рестораны рискуют остаться вне общей концепции.

  2. Новые блюда будут появляться с задержкой, а некоторые и вовсе не включат в меню.

  3. PR- и рекламные агентства, работающие с компаниями, могут потерять деньги.

При этом все три бренда вкладывали в продвижение серьезные суммы: McDonald’s и Yum! Brands входили в ТОП-30 крупнейших рекламодателей России. Теперь компании планируют отправить эти средства на гуманитарные цели.

Предприниматели почти не дают прогнозов о рынке общепита в России и о судьбе западных брендов – деловое сообщество ждёт, пока «уляжется пыль». По словам основателя франшизы «Теремок» Михаила Гончарова, глобально ничего не меняется, а российские бизнесмены «едут прямо, но держат руки на руле и подруливают при необходимости».


Журналист Михаил Беляков, редактор Никита Марычев.

InvestFuture.ru

Оцените материал:
(оценок: 42, среднее: 4.64 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Почему американский

Поделитесь с друзьями: