По данным Министерства внутренних дел РК, более 200 тысяч граждан России въехали в Казахстан с момента объявления в РФ частичной мобилизации 21 сентября. Однако более 147 тысяч с этого момента уже выехало из Казахстана. Отсюда видно, что большинство россиян находятся в стране транзитом и задерживаются не более чем на 90 дней. А вот на постоянное место жительство в Казахстан с начала года попросились всего 3,8 тысяч россиян.
Скорее всего, такая ситуация сохранится и впредь, если у нашего северного соседа не произойдут новые экстраординарные события.
Скорее всего, не слишком сильно, ведь большинство из них — ненадолго. Однако на отдельных регионах это все же может сказаться. Скорее всего, решившие «подзадержаться» в Казахстане отправятся в Астану или Алматы, ведь это центры притяжения как для самих казахстанцев, так и для гостей страны. Причем c большой вероятностью это будут довольно платежеспособные россияне, что неплохо для экономики.
Точно неизвестно, но есть официальные данные Нацбанка по денежным переводам. Например, за август из РФ в РК переведена в рублях сумма, эквивалентная 33,2 млрд тенге. А это почти половина от всех зарубежных переводов в нашу страну. Для сравнения: в августе прошлого года из России в Казахстан было отправлено через системы денежных переводов всего лишь 5,1 млрд тенге.
Как нетрудно догадаться, взрывной рост объема таких переводов начался с февраля, после старта российско-украинского конфликта. Уже в марте объемы выросли вдвое до 4,6 млрд тенге по сравнению с февралем, в апреле — еще в 4 раза, до 18,3 млрд тенге. Пика эта сумма достигла в июне: 66,9 млрд тенге.
А вот сколько перевозят наличными — неизвестно. Но об этом можно судить по косвенным признаками. Например, у казахстанских банков огромная проблема с наличными рублями. После запрета на вывоз из Казахстана любой валюты в эквиваленте более $10 тысяч банкам приходится нести расходы по содержанию рублей на счетах и платить комиссии за своп-операции тенге-рубль и доллар-рубль в размере от 5 до 20%.
Парадоксально, что тенге слабеет к рублю, хотя по логике, он должен бы укрепляться.
Об этом рассказал Галим Хусаинов, председатель правления Банка ЦентрКредит, в своем блоге. «Сейчас, де-факто, существует два рынка рублей в Казахстане. Многие на этом зарабатывают через «схемы». За раз зарабатываешь примерно 10%. Уверен, что таких предприимчивых людей очень много. Сейчас, после объявления мобилизации, поток наличных рублей увеличится в разы. Люди, понимая, что у них не работают карты за рубежом, будут снимать рубли по максимуму и уезжать с рублями заграницу в надежде там поменять. Ограничения на вывоз рублей увеличит черный рынок, на котором будут зарабатывать обменники, таможенники, пограничники, и с этих доходов не будут платить налоги», — пишет председатель БЦК.
Торговые сети беспокоятся на этот счет. «Надо отслеживать точное количество прибывших, чтобы правильно распределять товары по стране во избежание возникновения дефицита. Если миграционные службы смогут регулировать количество въезжающих в сутки, мы сможем грамотно распоряжаться тем объемом, который у нас есть", – сказала глава Ассоциации торговых предприятий Жибек Ажибаева.
По данным Бюро национальной статистики, в сентябре 1 кв. метр арендного жилья стоил 4,6 тыс. тенге. Это на 14,5% больше, чем месяцем ранее. Наибольший рост зафиксирован в северных областях страны:
в Костанае — 42,6%;
в Петропавловске – 27%;
в Караганде – на 21%.
А вот на юге цена аренды почти не изменилась. Дороже всего съемное жилье в Алматы – 5,6 тыс. тенге за кв. метр. Также высокие цены наблюдаются в Астане (4,5 тыс. тенге за кв. метр) и Актау (3,2 тыс. тенге за кв. метр).
Глава Федерации недвижимости Казахстана Ермек Мусрепов причину столь резкого и значительного роста видит именно в миграции россиян. При этом сложилась парадоксальная ситуация: казахстанские арендодатели хотят долгосрочных арендаторов, но при этом понимают, что большинство россиян в Казахстане ненадолго. И в то же время, они не хотят снижать арендную плату местным жителям, которые как раз-таки готовы снимать на длительный срок.
По данным Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов, в сентябре загрузка отелей выросла на 136%. Например, в Алматы практически нет свободных номеров. В среднем за год повышение цен по Алматы произошло на 28-30%. В некоторых случаях владельцы отелей подняли цену и на 200%, запрашивая за стандартный номер 234 тысячи тенге в сутки.
Также поводы для радости есть у «серых дилеров», организовавших «схемы» по продаже автомобилей.
Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев