Американский Минфин постановил, что до 7 мая должны быть завершены сделки с группой Алроса (ALRS), а до 7 июня – с Alrosa USA, Inc, ее подразделением в США. На этом фоне акции упал почти на 6%.
Алроса входит в тройку мировых лидеров по добыче алмазов. Ее доля в мировой добыче 25%, а в российской — 90%.
Как это повлияет на компанию?
На что направлены санкции, о которых было объявлено 11 марта, пока неясно. Вероятнее всего, речь идет об ограничении прямого импорта в США алмазов и бриллиантов из России, считает глава аналитической группы по горнодобывающему и металлургическому сектору Ренессанс Капитала Борис Синицын.
Прямой экспорт в США составляет всего лишь 0,3% от общих продаж, что совсем немного.
А есть что-то критичное?
Рынок алмазов очень сложный, изделие проходит несколько этапов пока попадет к конечному потребителю. Например, на картинке выше мы видим, что основная часть продаж (35%) идет у Алросы в Бельгии. Но это всего лишь сортировочный хаб и крупнейший торговый центр, а не центр конечной обработки алмазного сырья. В итоге 95% алмазов отправляются в Индию, где проходят огранку и превращаются в бриллианты. Без нее они не имеют реальной рыночной ценности.
Подлинный спрос существует только на бриллианты. Спрос на алмазы — это производный бизнес-процесс. Он исчезнет, если люди прекратят покупать украшения с бриллиантами.
При этом около 90% всех бриллиантов изготавливают в одном только городе Сурат на западе Индии. Остальные 5% сосредоточены в других регионах Индии. Таким образом, почти все бриллианты на земле проходят через эту страну — независимо от того, где были добыты алмазы. Алроса также отправляет свои камни в Индию.
И если США признают любые алмазы, добытые в России, «токсичными», тогда это серьезно скажется на всем бизнесе компании. Хотя пока это маловероятно, ведь Алроса — крупнейший добытчик алмазов в мире, и если такой гигант «выпадет» из цепочки, это серьезно повлияет на весь рынок. Да и технически запрет сложно реализовать, потому что идентификация бриллианта «от рудника до пальца» сейчас осуществляется только в отношении очень небольшого количества отборных крупных камней.
Были ли прецеденты «полного эмбарго» на алмазы?
Да, были. Некоторое время назад каждый человек знал фразу «кровавый алмаз». Речь о тех камнях, которые добываются нелегально и финансируют терроризм и антиправительственные вооруженные конфликты. Они долгое время были большой проблемой стран Африки. Сегодня это словосочетание начинает забываться, а проблема конфликтных камней искоренена практически полностью. Шансы купить кольцо с «конфликтным камнем» сведены к нулю – если, конечно, вы покупаете его в магазине, а не в темном переулке у незнакомого человека за четверть цены. И произошло это благодаря Кимберлийскому Процессу.
Кимберлийский Процесс: что это такое
Кимберлийский Процесс, получивший поддержку ООН, был создан, чтобы помешать «конфликтным алмазам» попадать на рынок — и, соответственно, помешать людям, которые нелегально добывают алмазы, зарабатывать на этом деньги. Для этого была разработана схема сертификации. Каждая партия алмазов на рынке должна сопровождаться сертификатом, подтверждающим, что эти алмазы добыты вне зоны конфликтных действий. Только с таким сертификатом партия алмазов может пересечь любую границу.
Кроме того, внутри страны выстраивается механизм контроля, который следит за тем, чтобы «конфликтные» или «серые» алмазы не попадали в торговую цепочку. Кимберлийский Процесс регулярно организует выездные проверки, чтобы подтвердить соответствие той или иной страны этим требованиям, а также располагает всей информацией о добыче и экспорте-импорте алмазов каждой страны.
Россия стояла у истоков создания Кимберлийского Процесса, однако теперь все-таки нельзя отрицать риски попадания Алросы в подобные санкционный списки.
Кстати, в пятницу крупнейший американский ювелирный ритейлер Signet Jewelers (SIG), на протяжении нескольких лет являвшийся долгосрочным клиентом Алроса, объявил о приостановке делового взаимодействия с российскими компаниями. А крупнейший в мире Геммологический институт Америки (GIA) прекратил прием заявок на российскую продукцию для своих отчетов о происхождении бриллиантов (Diamond Origin), сообщает агентство Rapaport.
Алроса пока не комментировала ситуацию, однако уже перестала публиковать данные о ежемесячных продажах алмазов, сославшись на то, что в связи с текущими событиями вынуждена адаптироваться к меняющимся условиям работы.